Елена Вершинина
Игры-головоломки — средство развития творческого воображения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В качестве ведущих видов деятельности старших дошкольников в образовательной области «Познавательное развитие», согласно ФГОС ДО, являются:
- игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игр;
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
- изобразительная (рисования, лепка, аппликация);
Публикация «Игры-головоломки — средство развития творческого воображения дошкольников» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Головоломки для детей
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- двигательная (овладение основными движениями).
Формы работы по сенсорному воспитанию детей: сенсорные занятия, дидактические игры, совместные игры-экспериментирования воспитателя с детьми, индивидуальная работа с детьми, интерактивные выставки; коллекционирование; мини-музеи; развлечения; проектирование.
В практике ДОО наиболее часто используют группу игр, которые развивают интеллект дошкольников, в процессе которых дошкольники учатся планировать собственные действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результатах, иначе говоря, активно мыслить, - речь идет об играх - головоломках.
Головоломкой является непростая задача, для решения которой, как правило, необходима сообразительность и знания в области, о которой идет речь в игре-головоломке. Тут не требуются определенные знания высокого уровня. Головоломки - наиболее интересные по содержанию, занимательные по форме, основное их отличие в необычности решения, парадоксальности результата. Увлекательные игры-головоломки для дошкольников - это отличная гимнастика для развития воображения, прекрасная возможность пополнить словарный запас дошкольников.
Всякая игра-головоломка для дошкольника несет в себе некоторую умственную нагрузку, которая зачастую замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.
Головоломки для дошкольников наряду с развитием воображения, помогают тренировать память, внимание, логику. Само название «головоломка» уже говорит о том, что придется хорошо подумать, чтобы найти ответ.
Б. П. Никитин является автором наиболее известной технологии развивающих игр. Такие игры, как правило, вызывают у детей дошкольного возраста огромный интерес, удивление и эмоционально захватывают.
Процесс решения, поиска ответа, который основан на интересе к задаче, положительном эмоциональном отношении к ней, невозможно представить без активной мыслительной деятельности. Столь важные качества как смекалка, находчивость, инициатива проявляются только в умственной деятельности, которая базируется на непосредственном интересе.
В играх из категории «механические головоломки» решение задачи предстает перед дошкольником в качестве видимых и осязаемых вещей, это помогает сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самостоятельно контролировать и проверять верность собственных действий. Появление у дошкольника способности к самоконтролю и саморегулировании собственной деятельности заметно повышает уровень осознанности своих действий и поведения, это является основным условием интеллектуального развития дошкольника.
Головоломки помогают решать одно и то же задание несколькими способами, это крайне полезно для развития у дошкольников воображения, гибкости мыслительных процессов, способности переносить умственные действия на новое содержание.
Работа с играми-головоломками становится увлекающей дошкольников игрой, экспериментирование становится деятельностью, которая не перегружает дошкольников ни умственно, ни физически.
Привлекательность игр-головоломок еще и в том, что разная степень сложности помогает учитывать и возрастные, и индивидуальные способности дошкольников, их склонности, возможности, уровень подготовки. Привлекательна в играх-головоломках их занимательность, свобода действий и подчинение правилам, вероятность проявления воображения, творчества и фантазии, выражение своего отношения к результату, усовершенствовании его, общении с ровесниками и взрослыми в процессе игры. Помимо прочего головоломки у дошкольников развивают внимание, мышление и память.
Дошкольнику, который активно познает окружающий мир, важно уметь создавать в своём воображении ранее знакомые образы, сопоставлять их с остальными, искать общие черты и свойства. А для этого необходимо, чтобы абстрактное, логическое, ассоциативное и образное мышление были развиты на определенном уровне. А для этого лучше всего подходит разгадывание головоломок.
Благодаря играм-головоломкам, дошкольники получают возможность подключится к деятельности, в результате которой сможет проявиться их активность в пределах нестандартной, неоднозначной ситуации, когда следует обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленной задачи.
Подобные задания всегда интересны для дошкольников, они повышают работоспособность на занятиях, развивают творческие и речевые способности дошкольников.
От решения задач-головоломок при помощи воспитателя (небольшие подсказки, наводящие вопросы, подтверждение правильного хода решения) дошкольники постепенно перейдут к самостоятельным действиям. Дети 6-7 лет смогут сами придумать элементарные задачи-головоломки. Для этого воспитатель должен будет провести беседу с ними о том, как придумать подобные задачи, что в них задано (какая-то фигура, какое преобразование следует произвести (видоизменить фигуру).
Игры-головоломки способствуют воспитанию настойчивости, целеустремленности, умения находить решение в нестандартной ситуации. Игры-головоломки должны соответствовать возрасту, быть увлекательными, нести в себе элементы анализа, способствовать умственному и духовному развитию.
Игры-головоломки делятся на виды :
-арифметические (угадывание чисел);
-геометрические (с палочками, разрезание бумаги, сгибание проволоки, геометрический конструктор);
-буквенные (изограф, кроссворд).
Для дошкольников 5-7 лет задачи-головоломки следует объединить в группы (по способу перестроения фигур, степени сложности).
В нашей работе рассмотрим игры - головоломки на примере геометрического конструктора. В процессе решения геометрической головоломки дошкольник способен воссоздавать на плоскости силуэты предметов по заданному образцу или своему замыслу. На первый взгляд игры-головоломки кажутся разными, но общее у них - цели, способы действий и результат. Хотя способ действия в играх-головоломках простой, он требует от дошкольника наличия воображения, умственной и двигательной активности, самостоятельности, и заключается в непрерывном преобразовании, изменении пространственного расположения обособленных частей.
Геометрический конструктор или игры - головоломки насчитывают тысячелетнюю историю, ввиду того, что склонность к разгадыванию геометрических загадок свойственна людям разных эпох и национальностей. Сущность такой игры-головоломки состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по шаблону или замыслу.
Виды геометрических конструкторов:
- на плоскостное моделирование: «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино» и др. Такие игры- головоломки представляют собой части разрезанной на несколько частей фигуры: квадрат, прямоугольник, круг или овал, прочие формы для составления плоскостных изображений предметов: людей, животных, птиц, рыб, разных видов транспорта и др. ;
- на объемное моделирование: «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех», «Куб-хамелеон», «Уголки».
В нашей работе подробнее рассмотрим игры - головоломки (геометрический конструктор) на плоскостное моделирование.
Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры на несколько частей. Изготовить игры очень просто. Перенести чертёж и вырезать, соблюдая все пропорции. Использовать лучше цветной картон.
«Танграм» (рис. 1) - головоломка, которая состоит из семи плоских фигур, складывающихся определенным образом для получения более сложно фигуры (которая изображает человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую требуется получить, при этом обычно задают в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки важно соблюдать два условия: первое — следует использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры нельзя накладывать друг на друга.
Рис. 1. Игра-головоломка «Танграм».
«Колумбово яйцо» (рис. 2) - головоломка, которая состоит из 10 фигур: треугольника и 6 фигур округлой формы. Округлость фигур располагает к составлению из них силуэтов птиц, человека, животных.
Сейчас эта головоломка в разных исполнениях – и деревянная, и бумажная, и пластиковая. На плоскости необходимо выкладывать любые фигуры, какие придумаешь. При этом нельзя накладывать части, чтобы они перекрывали друг друга. А также необходимо использовать все детали.
Рис. 2. Игра-головоломка «Колумбово яйцо».
По мере совершенствования навыков игры с головоломкой нужно перемещаться от простого к сложному. Сначала схемы должны содержать линии, которые показывают границы деталей. Потом их может уже не быть. Складывать фигурки желательно на белом листе бумаги. Потом их можно обвести и подрисовать уточняющие детали и фон. Это поможет развить воображение и разнообразить игру.
«Вьетнамская игра» (рис. 3). Это круг из 7 частей, из которых равны между собой 2 части, имеющие сходство с треугольником; остальные 3 части – разные по размеру и форме. Части округлой формы, полученные в результате разреза, нацеливают детей на составление силуэтов животных, птиц, насекомых.
Правила игры те же, что и в других подобных играх: использовать для составления силуэтов все 7 частей, не накладывая одну часть на другую.
Из набора можно составить много разных забавных фигурок, присоединяя одну часть к другой.
Рис. 3. Игра-головоломка «Вьетнамская игра».
Игра - головоломка «Листик» (рис. 4) напоминает схематическое изображение сердца или форму листа сирени, состоит из 9 элементов.
Рис. 4. Игра-головоломка «Листик».
«Пентамино» (от древне – греческого «пeнта» - пять, и домино – полимино) (рис. 5) – 12 фигур, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов, соединённых между собой сторонами («ходом ладьи»). Этим же словом иногда называют головоломку, в которой такие фигуры требуется укладывать в прямоугольник или другие формы.
Составлять силуэты этой игры достаточно сложно, поэтому необходимо вместе с ребёнком внимательно рассмотреть элементы и найти внешнее сходство их с предметами, буквами и т. п.
Рис. 5. Игра-головоломка «Пентамино».
По итогам регулярно организуемых педагогом занятий, упражнений на решение задач-головоломок дошкольники приобретут способность подходить к любой нестандартной задаче творчески, с позиции поиска нового пути решения, а не применении уже известного им. Тогда и характер поиска постепенно изменится: от практических («метод проб и ошибок») к целенаправленным действиям по преобразованию и от них к мысленным пробам, предугадыванию результата.
Таким образом, в ходе решения головоломок дошкольники научатся планировать собственные действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявлять при этом воображение и творчество.