Папки-передвижки

Игры-головоломки — средство развития творческого воображения дошкольников

Елена Вершинина
Игры-головоломки — средство развития творческого воображения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В качестве ведущих видов деятельности старших дошкольников в образовательной области «Познавательное развитие», согласно ФГОС ДО, являются:

- игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игр;

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

- изобразительная (рисования, лепка, аппликация);

Публикация «Игры-головоломки — средство развития творческого воображения дошкольников» размещена в разделах

- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

- двигательная (овладение основными движениями).

Формы работы по сенсорному воспитанию детей: сенсорные занятия, дидактические игры, совместные игры-экспериментирования воспитателя с детьми, индивидуальная работа с детьми, интерактивные выставки; коллекционирование; мини-музеи; развлечения; проектирование.

В практике ДОО наиболее часто используют группу игр, которые развивают интеллект дошкольников, в процессе которых дошкольники учатся планировать собственные действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результатах, иначе говоря, активно мыслить, - речь идет об играх - головоломках.

Головоломкой является непростая задача, для решения которой, как правило, необходима сообразительность и знания в области, о которой идет речь в игре-головоломке. Тут не требуются определенные знания высокого уровня. Головоломки - наиболее интересные по содержанию, занимательные по форме, основное их отличие в необычности решения, парадоксальности результата. Увлекательные игры-головоломки для дошкольников - это отличная гимнастика для развития воображения, прекрасная возможность пополнить словарный запас дошкольников.

Всякая игра-головоломка для дошкольника несет в себе некоторую умственную нагрузку, которая зачастую замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.

Головоломки для дошкольников наряду с развитием воображения, помогают тренировать память, внимание, логику. Само название «головоломка» уже говорит о том, что придется хорошо подумать, чтобы найти ответ.

Б. П. Никитин является автором наиболее известной технологии развивающих игр. Такие игры, как правило, вызывают у детей дошкольного возраста огромный интерес, удивление и эмоционально захватывают.

Процесс решения, поиска ответа, который основан на интересе к задаче, положительном эмоциональном отношении к ней, невозможно представить без активной мыслительной деятельности. Столь важные качества как смекалка, находчивость, инициатива проявляются только в умственной деятельности, которая базируется на непосредственном интересе.

В играх из категории «механические головоломки» решение задачи предстает перед дошкольником в качестве видимых и осязаемых вещей, это помогает сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самостоятельно контролировать и проверять верность собственных действий. Появление у дошкольника способности к самоконтролю и саморегулировании собственной деятельности заметно повышает уровень осознанности своих действий и поведения, это является основным условием интеллектуального развития дошкольника.

Головоломки помогают решать одно и то же задание несколькими способами, это крайне полезно для развития у дошкольников воображения, гибкости мыслительных процессов, способности переносить умственные действия на новое содержание.

Работа с играми-головоломками становится увлекающей дошкольников игрой, экспериментирование становится деятельностью, которая не перегружает дошкольников ни умственно, ни физически.

Привлекательность игр-головоломок еще и в том, что разная степень сложности помогает учитывать и возрастные, и индивидуальные способности дошкольников, их склонности, возможности, уровень подготовки. Привлекательна в играх-головоломках их занимательность, свобода действий и подчинение правилам, вероятность проявления воображения, творчества и фантазии, выражение своего отношения к результату, усовершенствовании его, общении с ровесниками и взрослыми в процессе игры. Помимо прочего головоломки у дошкольников развивают внимание, мышление и память.

Дошкольнику, который активно познает окружающий мир, важно уметь создавать в своём воображении ранее знакомые образы, сопоставлять их с остальными, искать общие черты и свойства. А для этого необходимо, чтобы абстрактное, логическое, ассоциативное и образное мышление были развиты на определенном уровне. А для этого лучше всего подходит разгадывание головоломок.

Благодаря играм-головоломкам, дошкольники получают возможность подключится к деятельности, в результате которой сможет проявиться их активность в пределах нестандартной, неоднозначной ситуации, когда следует обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленной задачи.

Подобные задания всегда интересны для дошкольников, они повышают работоспособность на занятиях, развивают творческие и речевые способности дошкольников.

От решения задач-головоломок при помощи воспитателя (небольшие подсказки, наводящие вопросы, подтверждение правильного хода решения) дошкольники постепенно перейдут к самостоятельным действиям. Дети 6-7 лет смогут сами придумать элементарные задачи-головоломки. Для этого воспитатель должен будет провести беседу с ними о том, как придумать подобные задачи, что в них задано (какая-то фигура, какое преобразование следует произвести (видоизменить фигуру).

Игры-головоломки способствуют воспитанию настойчивости, целеустремленности, умения находить решение в нестандартной ситуации. Игры-головоломки должны соответствовать возрасту, быть увлекательными, нести в себе элементы анализа, способствовать умственному и духовному развитию.

Игры-головоломки делятся на виды :

-арифметические (угадывание чисел);

-геометрические (с палочками, разрезание бумаги, сгибание проволоки, геометрический конструктор);

-буквенные (изограф, кроссворд).

Для дошкольников 5-7 лет задачи-головоломки следует объединить в группы (по способу перестроения фигур, степени сложности).

В нашей работе рассмотрим игры - головоломки на примере геометрического конструктора. В процессе решения геометрической головоломки дошкольник способен воссоздавать на плоскости силуэты предметов по заданному образцу или своему замыслу. На первый взгляд игры-головоломки кажутся разными, но общее у них - цели, способы действий и результат. Хотя способ действия в играх-головоломках простой, он требует от дошкольника наличия воображения, умственной и двигательной активности, самостоятельности, и заключается в непрерывном преобразовании, изменении пространственного расположения обособленных частей.

Геометрический конструктор или игры - головоломки насчитывают тысячелетнюю историю, ввиду того, что склонность к разгадыванию геометрических загадок свойственна людям разных эпох и национальностей. Сущность такой игры-головоломки состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по шаблону или замыслу.

Виды геометрических конструкторов:

- на плоскостное моделирование: «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино» и др. Такие игры- головоломки представляют собой части разрезанной на несколько частей фигуры: квадрат, прямоугольник, круг или овал, прочие формы для составления плоскостных изображений предметов: людей, животных, птиц, рыб, разных видов транспорта и др. ;

- на объемное моделирование: «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех», «Куб-хамелеон», «Уголки».

В нашей работе подробнее рассмотрим игры - головоломки (геометрический конструктор) на плоскостное моделирование.

Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры на несколько частей. Изготовить игры очень просто. Перенести чертёж и вырезать, соблюдая все пропорции. Использовать лучше цветной картон.

«Танграм» (рис. 1) - головоломка, которая состоит из семи плоских фигур, складывающихся определенным образом для получения более сложно фигуры (которая изображает человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую требуется получить, при этом обычно задают в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки важно соблюдать два условия: первое — следует использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры нельзя накладывать друг на друга.

Рис. 1. Игра-головоломка «Танграм».

«Колумбово яйцо» (рис. 2) - головоломка, которая состоит из 10 фигур: треугольника и 6 фигур округлой формы. Округлость фигур располагает к составлению из них силуэтов птиц, человека, животных.

Сейчас эта головоломка в разных исполнениях – и деревянная, и бумажная, и пластиковая. На плоскости необходимо выкладывать любые фигуры, какие придумаешь. При этом нельзя накладывать части, чтобы они перекрывали друг друга. А также необходимо использовать все детали.

Рис. 2. Игра-головоломка «Колумбово яйцо».

По мере совершенствования навыков игры с головоломкой нужно перемещаться от простого к сложному. Сначала схемы должны содержать линии, которые показывают границы деталей. Потом их может уже не быть. Складывать фигурки желательно на белом листе бумаги. Потом их можно обвести и подрисовать уточняющие детали и фон. Это поможет развить воображение и разнообразить игру.

«Вьетнамская игра» (рис. 3). Это круг из 7 частей, из которых равны между собой 2 части, имеющие сходство с треугольником; остальные 3 части – разные по размеру и форме. Части округлой формы, полученные в результате разреза, нацеливают детей на составление силуэтов животных, птиц, насекомых.

Правила игры те же, что и в других подобных играх: использовать для составления силуэтов все 7 частей, не накладывая одну часть на другую.

Из набора можно составить много разных забавных фигурок, присоединяя одну часть к другой.

Рис. 3. Игра-головоломка «Вьетнамская игра».

Игра - головоломка «Листик» (рис. 4) напоминает схематическое изображение сердца или форму листа сирени, состоит из 9 элементов.

Рис. 4. Игра-головоломка «Листик».

«Пентамино» (от древне – греческого «пeнта» - пять, и домино – полимино) (рис. 5) – 12 фигур, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов, соединённых между собой сторонами («ходом ладьи»). Этим же словом иногда называют головоломку, в которой такие фигуры требуется укладывать в прямоугольник или другие формы.

Составлять силуэты этой игры достаточно сложно, поэтому необходимо вместе с ребёнком внимательно рассмотреть элементы и найти внешнее сходство их с предметами, буквами и т. п.

Рис. 5. Игра-головоломка «Пентамино».

По итогам регулярно организуемых педагогом занятий, упражнений на решение задач-головоломок дошкольники приобретут способность подходить к любой нестандартной задаче творчески, с позиции поиска нового пути решения, а не применении уже известного им. Тогда и характер поиска постепенно изменится: от практических («метод проб и ошибок») к целенаправленным действиям по преобразованию и от них к мысленным пробам, предугадыванию результата.

Таким образом, в ходе решения головоломок дошкольники научатся планировать собственные действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявлять при этом воображение и творчество.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Бумагопластика, как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Бумагопластика, как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста» В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Дошкольный возраст – благоприятный.

Развитие творческого воображения — основа речевого развития ребёнка Развитие творческого воображения дошкольников актуальная проблема современного дошкольного образования в свете ФГОС, которая является мощным.

Деловая игра «Развитие у дошкольников творческого воображения посредством конструирования» Цель: Систематизировать знания педагогов по вопросам развитии ребенка в конструктивной деятельности. Форма проведения: деловая игра. Хорошо,.

Игры-головоломки, как средство интеллектуального развития дошкольников. Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий для развития.

Игры с макаронами как один из способов развития у младших дошкольников мелкой моторики, воображения и сенсорикиИгры с макаронами как один из способов развития у младших дошкольников мелкой моторики, воображения и сенсорики При работе с детьми дошкольного возраста, а особенно младшего дошкольного возраста, можно отметить возникающие у них определенные сложности.

Консультация для воспитателей «Формирование творческого воображения дошкольников в театрализованной деятельности» Формирование творческого воображения дошкольников в театрализованной деятельности В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми.

Круги Луллия — метод развития творческого воображения Круги Луллия - метод творческого воображения [/b] Подготовила воспитатель: Шаповалова С. В. Описание метода Раймонд Луллий (жил в XIII –.

Мастер-класс «Друдлы-головоломки для развития воображения и креативности» 1 Друдлы - головоломки для развития воображения и креативности. 2 Добро пожаловать в мир логики и воображения. 3 Друдлы – это незавершенные.

Опыт работы «Развитие творческого воображения дошкольников в процессе театрализованной деятельности» Проблема развития творческого воображения привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, она до сих пор является одной из наименее.

Сочинение сказок как один из методов развития творческого воображения детей дошкольного возраста СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация. В статье описан опыт работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры-головоломки — средство развития творческого воображения дошкольников
Опубликовано: 23 ноября 2017 в 15:03
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры-головоломки — средство развития творческого воображения дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Вершинина (УИ 174727) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД