Ольга Ивановна Прокопенко
Игры-драматизации в коррекции речевого развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольные педагоги широко используют игровую деятельность детей для решения многих воспитательно-образовательных задач.
Среди игр особое место занимает игра-драматизация, которая рассматривается наукой как одно из средств воспитания ребенка и развития его личности.
Игры-драматизации являются играми-представлениями, где в лицах изображается литературное произведение, а такие выразительные средства, как интонация, мимика, жест, поза, походка, способствуют воссозданию конкретного образа.
Публикация «Игры-драматизации в коррекции речевого развития дошкольника» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Ребенок усваивает идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, причинную их обусловленность. При этом он знакомится с ярким и выразительным народным языком, обогащает свой словарь.
В игре-драматизации ребенок познает разнообразные жизненные явления, развивает свою речь, память, воображение, формирует внимание, т. е. игра способствует умственному развитию детей.
Игра-драматизация — это школа морали в действии, это первая форма коллективной жизни. Детей объединяют общие переживания, они учатся действовать согласованно, подчинять свои желания и интересы желаниям и интересам всего коллектива. Игра воспитывает смелость, самостоятельность, активность, доброжелательность, выдержку.
Театрально – игровая деятельность должна сочетать как можно больше средств и способов развития творческих и речевых способностей ребенка. Одной из составляющих занятия, воспроизводящей и синтезирующей в себе театрально – игровую деятельность, является сопряженная гимнастика, способствующая развитию не только мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений.
В работе используем такие методы для коррекции и формирования речевых и коммуникативных умений и навыков ребенка:
• театрализованные игры – этюды;
• речевые игры и упражнения с широким использованием элементов национальной культуры, фольклора;
• игры – драматизации;
• занятия по сценической речи;
• метод пантомимы;
• инсценирование стихов, сказок, рассказов, мини – сценок;
• обогащение зрительного театрального опыта;
• изготовление кукол, элементов костюмов и атрибутов для игр, спектаклей.
В играх – драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности. Видами драматизации являются игры – имитации образов животных, людей, литературных и фольклорных персонажей: ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры – импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Значима эта игра и для эстетического воспитания дошкольников. Прекрасный мир художественной литературы, народной или авторской, гостеприимно встречает малышей. Именно в этой игре дети впервые знакомятся и с театром. Вместе с героями сказок они радуются, волнуются, горюют — постигают красоту человеческого общения. Играя роль, ребенок совершенствует свои движения, делает их выразительнее.
В игре-драматизации дети совместно с педагогом готовят костюмы, декорации, приобретая при этом новые навыки и умения.
Следует выделить значение игры-драматизации и в развитии творчества дошкольников, которое проявляется в поисках разнообразных средств выразительности для создания образа героя произведения.
Исполнение взятых на себя ролей в игре обусловлено деятельностью воображения. Ребенок, ставя себя на место героя и действуя согласно сюжету литературного произведения, идет по пути наибольшей выразительности.
Игры-драматизации дифференцируются в разделе игр, они рас-сматриваются как средство речевого развития, укрепления интереса к книге, а также как средство развития творческих способностей детей.
Игры-драматизации у детей при наличии целенаправленной работы появляются в младшем дошкольном возрасте, потому что художественное произведение эмоционально воздействует на детей, оживляя полученные ранее впечатления от окружающей жизни. Встречи с героями радуют малышей, драматизация помогает лучше понять потешку, сказку, стихотворение (Сутеев В. Г. «Кто сказал мяу», русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»)
Как правило, малыши чаше повторяют именно те движения, которые были показаны педагогом, но постепенно, при незначительном помощи педагога, они сами начинают драматизировать знакомые произведения. Простые, выразительные стихи, сказки, рассказы дают возможность детям сосредоточиться, повышают их активность, инициативность, обогащают сюжетно-ролевые игры.
Сдетьми старшего дошкольного возраста для игр-драматизаций берутся произведения с более широким содержанием. Продолжая формировать у дошкольника интерес к игре-драматизации, воспитатели обращают внимание на поведение героев, их действия.
В старшем дошкольном возрасте дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания образов героев произведений. Ребенку надо представить себя на месте изображаемого персонажа, пережить его чувства и выразить их в соответствующей форме.
Создание образа требует от ребенка активного мышления, творческого воображения, изобретательности, побуждает искать и находить новые средства выразительности. Если дети не понимают сущности создаваемого, если их переживания не связаны с внешним действием героя произведения, то образ становится бедным и невыразительным.
Значительную помощь может оказать просмотр иллюстраций к тексту художественного произведения.
Дети не просто копируют образ, а как бы комбинируют свои представления, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру-драматизацию с искусством. Но ребенок не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, его игру отличает «вера и правда».
При организации игр-драматизаций большое значение придается предварительной работе, которая начинается с занятия по ознакомлению с художественной литературой. После чтения произведения можно послушать его в записи. Чтобы вызвать у детей интерес к будущей игре, целесообразно использовать такие приемы, как выборочное повторное чтение, анализ образов героев, беседы о них, рассказы о герое детей.
В играх-драматизациях каждый персонаж наделен своим характером, за ним закреплены определенные поступки, действия, условия, в которых он живет.
Далее идут поиски средств выразительности: интонация, мимика, жест. Мы учим детей «видеть» качество исполняемой роли. Для этого можно использовать метод наблюдения за повадками животных, имитировать их движения, передавать голосом различные состояния: страх, радость, удивление, ласку.
Все это помогает глубже понять произведение, разобраться в отношениях героев.
Для совершенствования работы в этом направлении использую различные методы, например разработала тематические карты для анализа наблюдаемой, а затем и организуемой игровой деятельности детей.
Таким образом, мы учим ребёнка быть коммуникативным, обучаем его грамотно строить свою речь, выражать мысли, думать об окружающих его событиях, явлениях, людях, уметь слушать и слышать людей.