Наталья Ракутина
Игры для познавательно-речевого развития с использованием песочного стола с подсветкой
▼ Скачать + Заказать документы
Песок оказывает благоприятное воздействие на человека, в особенности на его душевное состояние. Ребенок включается в игру всем своим существом – эмоционально, психически и физически. При этом у детей концентрируется внимание, развивается любознательность, увлеченность.
Публикация «Игры для познавательно-речевого развития с использованием песочного стола с подсветкой» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Световой стол. Рисование на песочных световых столах
- Темочки
Я познакомлю вас с возможностями использования песочного стола в условиях ДОУ. Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, мягкость. Рисуя песком, ребёнок может расслабиться, отдохнуть.
Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ОНР. У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется, прежде всего, в недостаточной координации пальцев рук. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Рисование песком способствует борьбе со стрессом: манипулируя сыпучим материалом, ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку. Что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). При этом развивается фантазия, внимание, пространственное восприятие.
Песочное рисование очень полезно гиперактивным детям: ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя.
Сначала познакомлю с возможностями стола с использованием подсветки.
Обведение по контуру: дети накладывают чистый лист на трафарет, обводят фломастером, затем раскрашивают (вне стола с подсветкой). Можно обводить одним цветом, а можно разными цветами.
Рисования дорожек: сначала ребёнок проводит пальчиком по центру дорожки, затем рисует дорожку фломастером, далее вне стола дорисовывает (наклеивает) предметы, которые находятся в начале и конце дорожки. Затем составляют предложение :пчела летит к цветку, машина едет в гараж и т. д.
Также можно дорожки на трафарете засыпать песком, нарисовать её пальчиком, составить предложение.
Уже в дошкольном возрасте дети проявляют интерес к письму, им нравятся очертания букв. Первые, по-детски наивные буквы, которые появляются в творчестве детей, - это всего лишь попытка подражать письму.
Маленьким детям, еще не посещающим школу, нравится эксперимен-тировать с написанием букв и слов. Они рисуют каракули, адресуя их своим родителям и воспитателям. Дети очень гордятся тем, что могут на-писать печатными буквами свое имя под нарисованной ими картинкой. В таких случаях дети обучаются путем копирования и подражания. Мо-торные навыки, необходимые для письма, приобретаются и закрепляются при повторении упражнений.
Используя песочный стол, можно закрепить знания и о согласных (твёрдых, мягких) и гласных. Наложить трафарет с буквами на стол, закрасить те буквы, которые соответствуют цвету на панели.
Нарисовать на песке, найти в песке объёмные или плоскостные буквы
Далее познакомлю с играми и упражнениями с использованием песка.
Упражнения для развития чувства симметрии
Предложите детям разделить песочницу с песком пополам, проведя посередине прямую линию.
Сначала дети отображают симметрию относительно вертикали, затем -
симметрия относительно горизонтали.
Такое упражнение прекрасно развивает в воображении детей, закрепляет такие понятия, как: слева - справа, вверху - внизу, внутри – снаружи.
Для формирования навыков письма и развития пространственных представлений знакомлю детей со способами рисования линий. Рисуя линии, фигуры, ребёнок проговаривает свои действия (рисую сверху-вниз, справа-налево, вверх-вправо-вниз-влево и т. д.) Сначала рисуем линии на всей поверхности стола, затем обговариваем границы: круг, квадрат, прямоугольник и т. д.
Рисуя с детьми на песке, заметила, что те дети, которые неправильно держат карандаш, рисуют средним пальцем, поэтому стала обращать внимание, что рисовать надо указательным.
Мною разработан и систематизирован материл для игр и упражнений на ориентировку в пространстве с использованием песка. Дети, используя свой опыт, также переносят знакомые игры в песочницу.
Ребёнок – это маленький экспериментатор, ему интересно исследовать всё новое, да и сами они с удовольствием придумывают это новое. Мои дети тоже не исключение: для рисования на песке они стали использовать подручный материал: крышки с ребристыми гранями, грабельки, воронки и другой материал.
Песок является прекрасным материалом для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развития моторики рук детей. Использование именно этого материала позволяет существенно повысить мотивацию ребенка к занятиям, а также способствует более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов.