Ишханян Виктория
Игры-драматизации как средство развития гуманных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста
Одной из задач современности является повышение уровня нравственности и гуманизации отношений в обществе. Реализация данной задачи приводит к необходимости совершенствования нравственного воспитания на всех ступенях образования. [38]
Как полагают Р. С. Буре, С. А. Козлова, А. В. Запорожец, первый опыт нравственного воспитания дети получают в период дошкольного детства, именно в этом возрасте закладываются основы гуманных чувств, качеств и отношений. [35]
Публикация «Игры-драматизации как средство развития гуманных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273, ориентиры ФГОС ДО, Профессиональный стандарт педагога дошкольной организации диктуют ряд достаточно серьезных требований к нравственному развитию дошкольников, частью которого является развитие гуманных отношений у детей дошкольного возраста. [39; 54;55]
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования развитие гуманных отношений является одной из составляющих социально-коммуникативного развития и направлено на формирование дружеских взаимоотношений между детьми; привычки сообща играть, трудиться, заниматься; стремлению радовать старших хорошими поступками; умению самостоятельно находить общие интересные занятия; воспитывать уважительное отношение к окружающим; учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. [54]
Педагоги и психологи (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, С. А. Козлова, М. И. Лисина, Л. А. Венгер, Я. Л. Коломинский и др.) доказали, что оптимальным для воспитания гуманности является старший дошкольный возраст.
Однако анализ практики воспитательной работы показывает, что в группах старших дошкольников в детских садах не всегда преобладают подлинно гуманистические взаимоотношения. Порой детям свойственны повышенная конфликтность, грубость, отсутствие уважения ребят друг к другу. Современные дети вс реже включны в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнрства, что накладывает соответствующий отпечаток на освоение этих отношений.
Исследователи в области дошкольной педагогики и психологии: Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, Р. С. Буре, Н. Цуканова и др., рассматривая проблему развития гуманных отношений со сверстниками, не сошлись в мнении о том, какие именно средства являются самыми эффективными в развитии гуманных отношений со сверстниками.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблеме (З. М. Богуславская, А. П. Усова, Л. В. Артемова и др., мы пришли к выводу, что игра – драматизация может рассматриваться в качестве средства развития гуманных отношений.
Однако, на практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал игры-драматизации используется недостаточно. Это связано с рядом причин:
Недостаток учебного времени, т. е. общая загруженность воспитателей.
Приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности.
Недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребенка.
Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и в семье, что формирует у детей представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний.
Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической, методической литературы, практики современных образовательных дошкольных организаций были сформулированы следующие противоречия:
Между требованиями нормативных документов, обращенных к необходимости развития гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным уровнем развития данных умений у детей старшего дошкольного возраста;
Между теоретической изученностью вопроса развития гуманных отношений у детей дошкольного возраста и недостаточным уровнем подготовки воспитателей для решения этой проблемы посредством организации игр-драматизаций;
Между возможностями игр - драматизаций в развитии гуманных отношений у детей дошкольного возраста, и отсутствием методического сопровождения для воспитателей, помогающего организовать игры-драматизации с дошкольниками.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: недостаточность методического обеспечения для воспитателей ДОО по организации игр – драматизаций, направленных на развитие гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста;
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор темы исследования: сборник игр – драматизаций, направленных на развитие гуманных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
Форма проектирования: сборник игр – драматизаций, направленных на развитие гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель дипломного проекта: теоретическое обоснование, разработка и реализация сборника игр-драматизаций, направленных на развитие гуманных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.
В связи с данной целью, были выявлены следующие задачи:
Выявить особенности развития гуманных отношений у детей 5-6 лет посредством игр - драматизаций;
Обосновать структуру и содержание сборника игр - драматизаций, направленных на развитие гуманных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста;
Проанализировать ресурсы и условия реализации игр - драматизаций, направленных на развитие гуманных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста;
Рассмотреть педагогические условия реализации сборника игр - драматизаций, направленных на развитие гуманных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в МАДОУ «Детский сад №170» КГО
Представить результаты реализации сборника игр - драматизаций, направленных на развитие гуманных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста;
Новизна исследовательского проекта заключается в создании методической разработки с учетом современных требований науки, практики и особенности структурирования отбора содержания по развитию гуманных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста на основе диагностических данных.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования педагогами ДОО, студентами, родителями сборника игр- драматизаций для развития гуманных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.
Прежде чем переходить к обоснованию развития гуманных отношений у детей дошкольного возраста посредством игр-драматизаций, необходимо определить понятия.
Гуманность — обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо, явленная в сознании переживаниями сострадания и реализуемая в общении и деятельности — в актах содействия, соучастия и помощи. Понятие гуманности как социальной установки, включающей познавательную, эмоциональную и поведенческую компоненту, привлекается при анализе широкого круга проблем, связанных с усвоением моральных норм, эмпатией, с изучением, так называемого поведения помогающего и пр.
Б. Ф. Ломов определяет понятие «отношение» как синтез объективной связи личности с ее окружением, ее объективной позиции по отношению к этому окружению. «Отношение» здесь включает момент оценки, выражает пристрастность личности. Иными словами, отношение – это некое взаимодействие личности с объектами окружения, основанное на оценочных суждениях, внутренних моральных установках [23;с. 86].
К. А. Орлов дает следующее определение: «гуманные отношения личности - это вид взаимодействия ее с другими людьми, в ходе которых у нее проявляются потребности в оказании заботы об окружающих, гуманистические чувства (доброжелательность, дружелюбие, симпатия, сочувствие, уважение, непримиримость к грубости и жестокости, выражающие осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности, определяющие ее общественно значимую мотивацию, поведение и деятельность в коллективе в различных ситуациях [33 с. 36].
По мнению А. В. Запорожца, Л. С. Выготского, особую роль в становлении гуманного отношения к другим людям играют особые «умные» эмоции, которые отражают единство аффекта и интеллекта и выполняют роль эмоционального воображения, предчувствия, которое может возникнуть в результате действия ребёнка и оценки значения этих последствий для себя и для других людей. [11;41].
Особое место в системе коллективных взаимоотношений детей отводится игре, которая представляет собой школу произвольного поведения ребёнка, школу морали в действии. Также важное значение в исследовании проблемы гуманных отношений внесли работы, связанные с рассмотрением детского коллектива как средства и условия развития личности ребёнка (Т. А. Репина) [43, с. 37].
В исследованиях Л. А. Абрамян, О. Б. Бураковой, Л. С. Выготского, М. В. Воробьевой, М. И. Лисиной, Е. Е. Шишловой, гуманное отношение рассматривается как многокомпонентное понятие, каждый элемент которого зависит от соответствующего ему гуманного чувства, подкрепленного умением человека действовать определенным образом [13].
О. Б. Буракова определяет следующие составляющие гуманного отношения к человеку, связанные с соответствующими чувствами:
1. Доброжелательное отношение, которое проявляется в умении доставить приятное, радость другим, оказать услугу, построенное на доброте человека, чувстве любви к ближнему как к самому себе;
2. Чуткое отношение, проявляющееся в умении разделить радость и горе других, откликаться на просьбы, помочь преодолеть негативное переживание, основанное на развитии сопереживания и сочувствии;
3. Внимательное отношение, проявляющееся в умении заметить и понять переживания других, поддержать положительное, облегчить негативное, зависит от развитости чувства сожаления;
4. Бережное отношение, проявляющееся в умении оказать помощь и поддержку другого в определенной ситуации, зависит от развитости чувства любви к ближнему и сострадания;
5. Справедливое отношение, проявляющееся в умении признать равные права в любой деятельности всех участников, основанное на чувстве справедливости, уважении к другим [7, с. 40].
Несмотря на различное понимание феномена гуманных отношений и его дефиниции, большинство исследователей сходятся во мнении о том, что данный вид отношений, в какой бы форме он не проявлялся, включает в себя три компонента:
1. Рациональный компонент (гностический, когнитивный, информационный) - система гуманистических знаний, суждений, убеждений, иначе - гуманистическое мировоззрение;
2. Эмоциональный компонент (аффективный, эмотивный) - система оценок, ценностных ориентаций, потребностей, мотивов, волеустремлений, гуманных чувств и эмоций;
3. Действенный компонент (регулятивный, поведенческий, практический) - система навыков и привычек нравственного поведения. [27; с. 3]
В научных поисках формирования и развития гуманных отношений выявляется потребность создания таких условий, при которых каждый ребенок, воздействия с окружающими людьми выступает субъектом гуманных переживаний и действий и, в то же время, объектом положительного отношения [39, с. 5]
Д. Б. Эльконин также отмечал, что хорошим средством объединения детей общими переживаниями являются игры-драматизации[63].
К. Н. Поливанова дает следующее определение игре-драматизации: «Игра-драматизация [греч. drama — действие] — игра, которая строится с опорой на сюжетную схему какого-либо литературного произведения или сказки. Сюжет И. -д. в большей или меньшей степени повторяет сюжет выбранного детьми произведения- роли соответствуют действующим лицам разыгрываемого произведения».[40]
Игры - драматизации, как эффективное средство развития нравственных ценностей рассматривается в трудах: А. П. Усовой, Р. И. Жуковской, З. М. Богуславской, Е. О. Смирновой, Л. В. Артемовой, Н. С. Карпинской, Л. П. Стрелковой, З. Колесниковой, А. И. Матусик и др. [22]
Различные педагоги указывают на то, что игры-драматизации отличаются большим разнообразием и различными по своему содержанию целями, задачами и формами.
Игра – драматизация относится к творческим играм, она помогает ребёнку активизировать и обогащать словарь, развивать интерес к литературе, психические процессы, пантомимические навыки, способствует нравственно-эстетическому воспитанию. Переходя от предметной к ролевой игре, ребёнок «открывает» новый мир, мир взрослых, мир природы (живой и неживой) (Д. Б. Эльконин). В результате такой ориентировки у него формируются новые социальные мотивы, важнейшими из которых являются стремление к «социально значимой и социально оцениваемой деятельности» и желание «занять новую социальную позицию» (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин).[50]. Таким образом, игры –драматизации могут вычтупать в качестве средства развития гуманных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.
Формой методической разработки является сборник игр - драматизаций, направленных на развитие гуманных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста, реализация которого будет осуществляться во время преддипломной практики на базе практики МАДОУ «Детский сад №170» КГО, реализующему ООП ДО с учетом учебно-методического комплекта программы «Успех» под ред. Н. В. Фединой
Цель сборника: развитие гуманных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
накопление эмоционального опыта детей в процессе игровой деятельности;
активизация эмоциональных проявлений старших дошкольников посредством участия в играх - драматизациях;
развитие умений понимания ребёнком собственных эмоций и поступков, а также эмоций и поступков окружающих его людей.
В данном сборнике игр-драматизаций, направленных на развитие гуманных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста, составляющими являются:
Титульный лист;
Аннотация;
Введение;
Содержание;
Основная часть;
Список литературы;
Приложения.
Сборник игр – драматизаций, направленных на развитие гуманных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста, построен с опорой на:
ФГОС ДО, в области социально-коммуникативного развития предусмотрено обращение к игре, т. к. игра открывает возможности сохранения складывающейся веками системы человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми в современных условиях воспитания дошкольников;
принципы и содержание ПООП «Успех» под редакцией Н. В. Фединой. В примерной основной образовательной программе «Успех» указано, что игра - самостоятельная важнейшая деятельность, которая имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива
возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста : старшие дошкольники способны различать весь спектр человеческих эмоций, у них появляются устойчивые чувства и отношения.
В данном сборнике игр – драматизаций, направленных на развитие гуманных отношений со сверстниками обозначены такие разделы как:
игры-драматизации, направленные на понимание норм и правил поведения, отражающих основные моральные понятия через категориальные понятия «Добро» и «Зло»;
игры – драматизации, направленные на развитие чувств;
игры – драматизации, направленные на развитие желания у детей старшего дошкольного возраста делать осознанные гуманные поступки.
Первый раздел сборника посвящен играм-драматизациям, которые помогут детям понять общие нравственные категории и соответствующие им поступки.
Второй раздел посвящен непосредственному «проживанию» эмоций и чувств, что помогает запомнить ребенку чувство и соответствующий ему поступок.
Третий раздел сборника представлен играми, которые помогут воспитателю развивать мотивационную сферу личности детей, вызывать желание совершать гуманные, нравственные поступки.
Данные разделы соотносятся с центральными задачами образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» в ООП «Успех».
Пробация осуществлялась в течение – 4 недель, с 20 апреля по 16 мая, в период преддипломной практики и состояла из 3 этапов: первичный замер уровня сформированности гуманных отношений со свестниками, реализация сборника, повторная диагностика.
Для оценки результативности были подобраны следующие диагностики: диагностика А. М. Щетининой «Характер эмпатических реакций» и А. Г. Урунтаева «Варежка». Данный инструментарий позволяет собрать достоверную и полную информацию об изучаемом явлении.
По результатам первичной диагностики были получены следующие показатели: 38% (6 детей) детей – имеют представления о способах взаимодействия со сверстником, 44 % (7 детей) детей эмоционально реагируют на события из жизни сверстника, проявляют чувства сопереживания, 72% (13 детей) детей имеют представления о нравственности поступков.
По результату повторной диагностики уровень развития гуманных отношений была отмечена положительная динамика в социальном развитии детей : процента детей, имеющих представления о способах взаимодействия со сверстником повысился 38% (6 детей) до 44 % (7 детей, процент детей, эмоционально реагирующих на события в жизни сверстника, повысился с 44% (7 детей) до 50% (9 детей, процент детей, имеющих представления о нравственности поступков, повысился с 72% (13 детей) до 83% (15 детей).
Оценка исходного и конечного уровня развития позволяет говорить о положительной динамике развития гуманных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста. А потому, сделан вывод о результативности методической разработки и возможности использования ее в практической деятельности воспитателей ДОО при организации работы по развитию гуманных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.