ильсия фаттахова
Игры для развития слоговой структуры слова
Игры для развития слоговой структуры слова
Нарушение слоговой структуры слова у детей, отрицательно влияет на усвоение чтения и письма. Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Публикация «Игры для развития слоговой структуры слова» размещена в разделах
Формирование у детей грамматически правильной речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе – одна из самых важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в ДОУ и семье. Ребёнок с хорошо развитой речью легко
вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопрос, договориться со сверстниками о совместной игре. И, наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращение звуков и слогов, значит, структура слов воспроизводится неверно. До трёх лет это физиологически обусловлено, нормально. Мы нередко слышим от малышей, только начавших говорить, например такие слова: «мацицикл» (мотоцикл, «мицанель» (милиционер, «касанавт» (космонавт, и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи.
Однако если дошкольник в 4-5 лет произносит: «касавока» (сковородка, «писось» (пылесос, «анга» (нога, «липека» (таблетка) и т. п, то это указывает на стойкое нарушение слоговой структуры слова.
В системе языка с тремя основными составляющими – фонетикой, лексикой и грамматикой – слоговая структура занимает, особое место. С одной стороны, это, несомненно, часть произносительной стороны речи – фонетики (Т. Г. Егоров, Н. Х. Швачкин и другие). Но с другой – существует связь между структурными искажениями слов и семантической недостаточностью у дошкольников. (Р. Е. Левина, А. К. Макаров и другие). Поэтому лексические единицы, а именно слова с малознакомым значением чаще подвергаются изменениям на слоговом уровне.
Р. Е Левина отмечает, что возникновение предложений в речи ребёнка тесно связано со слогообразованием. По мнению Д. Б. Эльконина, овладение грамматическим строем напрямую зависит от ориентировки ребёнка в звуковой системе родного языка. Улучшая последнюю (и, в частности, воспроизведение слоговой структуры слов, мы создаём конструкции грамматики в целом.
Известен и тот факт, что отдельные слова связываются в предложения благодаря грамматическим средствам – окончаниям, а также различным предлогам и союзам. Они же в свою очередь, нередко образуют в речевом потоке слабые, безударные слоги, звуковые комбинации, содержащие стечение согласных звуков (под столом, в стакане, со скамейки, из-под шкафа).
И так при нормальном речевом развитии и в условиях его патологии становление и функционирование всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики и грамматики – органически связано с таким понятием, как слоговая структура слова.
Игры для развития слоговой структуры слова.
«Перепутаница»
Ход: Жили-были слова, однажды они веселились, играли, танцевали, и не заметили, как перепутались. Помогите словам распутаться. Слова: босака (собака, лавосы (волосы, лекосо (колесо)
«Чудесный мешочек»
Ход: В мешочек опускаются картинки маленькие, на них нарисованы предметы, ребёнок вынимает картинку и называет картинку, которая нарисована. Мешочек идёт по кругу детей. Кто правильно назвал слово, у того остается картинка. В конце игры подсчитывают количество картинок, у кого больше тот выиграл.
«Доскажи словечко»
Идет спокойно, не спеша.
Удобна прочная рубаха,
В которой ходит….(черепаха)
Наш приятель тут как тут. Он круглый и красный, домчит он в пять минут. Как глаз светофора.
Эй, садись, не зевай, Среди овощей
Отправляется… (трамвай) Нет сочней (помидор)
использование ритмического круга
«Сказочные герои»
Толстый хваста и зазнайка
С Малышом дружил (не Незнайка, а Карлсон)
Из носка в полоску
Папой сшит колпак,
В нём в школу и отправился
С «Азбукой»(не Иван-дурак, а Буратино)
Д\И «Деформированный текст»
Детям предлагается составить предложение из слов.
Орехи, в, белка, прячет, дупло.
По, зайка, лесу, прыгает.
На, ребята, пошли, прогулку.
Д\И «запомни, положи, повтори»
Ход: Педагог называет слова. Выдаёт ребёнку картинки. Ребёнку необходимо назвать слова в той же последовательности и положить картинки с этими словами, в порядке называния.