Наталья Новичихина
Игры для развития речи и мышления ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Без потерь передать ребёнку важнейшие знания о мире удастся только разложив их по полочкам, т. е. систематизировать этому способствуют ежедневные занятия, которые можно выполнять во всех режимных моментах.
В младших группах : особое внимание уделить изучению предметов и их качеств. Например, «Мишка одевается», «Я мою посуду», «Квартира для куклы» и т. д. Эти простейшие игры научат ребёнка свободно ориентироваться в цветах, формах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать предметы, соотносить размер, материал.
Темочки:
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
На прогулке максимально точно называть цвета листьев, кочек, пней, стволов, веток. Сравните окраску листочков с разных деревьев, форму.
Найдите на полянке три цветка (шишки, травинки) – попробуйте описать один, а дети должны догадаться, о каком именно идёт речь. Потом поменяйтесь ролями.
Попросите детей определить характер деревьев. Одно - величаво-торжественное, другое – грустное и т. д.
Предложить найти два одинаковых листочка, камешка. Даже, если дети справились с заданием, пусть убедятся в том, что как бы не были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие. Находить сходства в листьях различных деревьев, например берёзы и клёна.
Игра «Что, на что похоже и почему?» «Лист на что похож? Чем? На что похожи пень, цветок, ветка и т. д. ?» Чем лист похож на бумагу? А на траву? А на каплю?
Придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой.
Следующий вид упражнений скороговорки – говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. (Около кола колокола. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.)
Предложить детям произносить одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо). Например, вы ели на завтрак мороженое.
Подобные задания помогут развить речь ребёнка, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.
«Четвертый лишний» - развитие логического мышления ребёнка
«Где мы были, вам не скажем, а что делали - покажем»
Оригинальность игры в том, что она без слов. Взрослый загадывает простое предметное действие и с помощью мимики и жестов показывает его детям. Дети должны отгадать, что делает взрослый. В случае правильного ответа – ребёнок становится водящим. Игра на развитие воображения, фантазии, сообразительности.
«Найди тайник»
На бумаге план комнаты, участка. Ребёнок должен найти вещь, опираясь на схему.
Развитие логического мышления, пространственной ориентации и умения действовать по определенной схеме.
«Кляксы»
У каждого ребёнка лист бумаги : дети краской ставят кляксы, отпечатки пальцев, абстрактные рисунки. Обмениваются листами, рассматривают на что похожи кляксы товарища, во что их можно превратить. Развитие абстрактного мышления, связной речи, воображения, фантазии, способствует снятию эмоционального напряжения, как у детей, так и взрослых.