Анюта Шараева
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию с детьми старшей группы «Путешествие в прошлое лампочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей – расширение знаний о электроприборах, знакомство с историей электрической лампочки;
Интеграция образовательных областей
Речевое развитие - учить детей общаться друг с другом, и взрослым. Продолжать учить задавать вопросы и отвечать на них; обогащение словарного запаса.
Социально-коммуникативное развитие - умение работать коллективно, договариваться.
Физическое развитие - дать детям представление о личной безопасности, в быту и при использовании электроприборов. Использование физкультминуток.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-речевому развитию с детьми старшей группы „Путешествие в прошлое лампочки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Электрическая лампочка
- Темочки
Познавательное развитие - интерес к прошлому предмета.
Художественно-эстетическое развитие - рисовать по всему листу бумаги; слушание музыки.
Демонстрационный материал бытовые электроприборы
(электрообогреватель, пылесос, утюг, телефон, магнитофон, нетбук).
Лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка,
различные светильники, энергосберегающая лампочка, ночник.
Картины по правилам пользования электроприборами, конверт.
Раздаточный материал:листы бумаги на каждого ребенка, фломастеры.
Ход занятия
Звучит музыка. Дети входят в группу. Вокруг расставлены электроприборы.
Воспитатель. Ой, посмотрите, что за предметы у нас в группе. Как они сюда попали, и как они называются?
Дети. Электрообогреватель, утюг, пылесос, телефон, магнитофон, нетбук.
Воспитатель. А как их назвать, одним словом?
Дети. Электроприборы.
Воспитатель. Правильно. Конечно же, это электроприборы. А для чего они нам нужны?
Дети начинают перечислять предназначение электроприборов.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Более подробно с каждым их них будем знакомиться на занятиях. Электроприборы окружают нас повсюду, они как добрые волшебники, помогают нам везде, где только можно.
А сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А вы любите путешествовать?
Дети. Да.
Воспитатель. Для того, чтобы узнать, куда мы отправимся, вам нужно отгадать загадки:
Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
Висит груша – нельзя скушать.
Чудеса на потолке –
Повисло солнце на шнурке.
Висит она без дела днем,
А ночью освещает дом.
Воспитатель. Молодцы! Вы правильно отгадали все загадки. Ответ один и тот же – электрическая лампочка.
Показываю лампочку.
Воспитатель. Сейчас мы с вами отправимся в прошлое электрической лампочки. Закройте глаза, а я произнесу волшебные слова, и мы окажемся рядом с предметами, которые расскажут о прошлом лампочки.
Раз, два, три – мы пришли!
Подходим к столу, где лежат лучина, свеча, керосиновая лампа, факел, электрическая лампочка, различные светильники, энергосберегающая лампочка.
Воспитатель. Что за предметы на столе?
Дети перечисляют.
Воспитатель. Кто знает, как они называются?
Проговариваем каждый предмет.
Воспитатель. Что общего у этих предметов?
Дети. Они зажигаются и дают свет.
Воспитатель. Правильно. Каждая из них в свое время использовался человеком, а в некоторых отдаленных местностях до сих пор их используют.
Сейчас мы с вами узнаем, как человек придумал свет. Но сначала скажите, всегда ли существовала электрическая лампочка?
Дети. Нет.
Воспитатель. Как вы думаете, чем древний человек освещал свою пещеру?
Дети называют свои предположения.
Воспитатель. Он разжигал в пещере очаг, и от огня становилось светлее. А как думаете, человеку трудно было ходить по улице ночью? Почему?
Дети. Трудно, ничего не видно, темно.
Воспитатель. Кто знает, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью?
Дети. Фонари.
Воспитатель. Нет, фонари появились позже, а давным-давно люди придумали факелы. Вы знаете, что такое факел?
Дети. Нет.
Показываю факел.
Воспитатель. Обычно это палка с намотанной на конце просмоленной паклей. С факелами не только ходили по улицам, но и на стенах их укрепляли, чтобы освещать помещения. Затем люди придумали лучину. Что такое лучина?
Дети. Нет.
Показываю лучину.
Воспитатель. Это просто щепка, заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы, она лучше горит. Один конец лучины закрепляли в подставке, а другой зажигали. Но от лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит. И такое освещение неудобно. Прошли годы и человек, придумал более удобный предмет для освещения – свечу. Свечи делали из пчелиного воска, бараньего сала.
Показываю свечу.
Воспитатель. Посмотрите, внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток. Если мы зажжем свечу, будем держать в руке, как вы думаете, что произойдет?
Дети. Ею можно обжечься, из-за нее может начаться пожар, она коптит, дает мало света.
Воспитатель. Люди стремились придумать более удобное освещение своего жилья и научились делать из нефти керосин и придумали керосиновую лампу.
Показываю керосиновую лампу, объясняю принцип ее действия:
в емкость заливается керосин, опускается фитиль. Другой конец фитиля зажат поднимающим механизмом в горелке. Сверху горелки устанавливается ламповое стекло.
Как вы, думаете для чего?
Дети. Для защиты пламени от ветра.
Воспитатель. Удобной ли была керосиновая лампа? Почему?
Дети. Выделяется газ, коптит.
Воспитатель. Прошло много лет. Человек искал новые способы удобного освещения своего жилища. Когда появилось электричество, Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры. Теперь в домах много разных красивых светильников: на потолке висят люстры, на стенах – бра, на столах стоят настольные лампы и др.
Ребята, вы еще не устали путешествовать?
Дети. Нет.
Воспитатель. А я устала, давайте отдохнем.
Физкультминутка.
Ток бежит по проводам
Свет несет в квартиру нам,
Чтоб работали приборы
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
Теперь вы убедились, как неудобно жить без света. Мы с вами привыкли, что в наших домах и в детском саду горит свет, по вечерам освещаются улицы. Это так удобно.
Электроприборы – наши верные друзья и помощники. Хоть они и не живые, а железные, но обращаться нужно с ними бережно и осторожно. Электрический ток, без которого не заработает ни один прибор, может быть очень опасен. Чтобы не пострадать из-за неправильного обращения с электричеством, какие же правила нужно соблюдать при работе с электроприборами, которые должен знать каждый?
Дети. Не засовывать в розетку посторонние предметы!
Не касаться руками оголенные провода!
Не трогать включенные приборы мокрыми руками!
Нельзя протирать включенные электроприборы мокрой тряпкой!
Нельзя оставлять включенные электроприборы без присмотра!
Воспитатель. Молодцы, ребята! Правила знаем, только нужно их соблюдать.
А теперь давайте немного пофантазируем и нарисуем красивые светильники, люстры, от которых много яркого света.
Приглашаю вас за столы, присаживайтесь.
Звучит музыка. Дети садятся за столы.
Молодцы, ребята! Посмотрите, сразу в нашей группе стало еще светлее, потому что зажглось много лампочек. Самые красивые и яркие мы отправим по почте в те края, где нет света, пусть это подарком на Новый год.
Ребята, нам пора заканчивать путешествие. А вам понравилось? Что нового и интересного вы узнали? И самое главное, это правила, которые нужно соблюдать при использовании электроприборов.
Дети делятся впечатлениями.
Молодцы, ребята! Мне тоже очень понравилось путешествовать вместе с вами, вы много знаете об электроприборах, нарисовали необычные светильники, и очень рада, что мы сможем кого-то порадовать.
Спасибо, вам!
[/b]