Варвара Викторовна Сагайдакова
«Дымковский конь». Конспект занятия по лепке из глины для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством – дымковской игрушкой и её росписью.
Задачи:
Обучающие:
- учить детей создавать изображение по мотивам дымковских игрушек; лепить фигуру из целого куска глины, передавая форм отдельных частей приёмом вытягивания.
- продолжать формировать умение лепить из глины: мелкие детали, сглаживание поверхности формы, делать предметы устойчивыми;
- учить сглаживать неровности вылепленного изделия, обмакивая пальцы в воду.
Развивающие:
- развивать творческие способности, эстетическое восприятие, фантазию, наблюдательность, мелкую моторику рук.
- закреплять умение работать по образцу.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и интерес к народной игрушке и декоративно-прикладному творчеству народных умельцев.
- закреплять навыки аккуратной лепки;
- учит передавать в лепке выразительность образца.
Методы и приёмы:
- наглядные (показ образцов, иллюстраций, демонстрация педагогом приемов лепки);
- словесные (объяснение, беседа, опрос по пройденному материалу, словесные указания, поэтапное пояснение);
- практические (выполнение работы по образцу).
Технология: игровая, личностно – ориентированная, здоровьесберегающая, проектная, информационно-коммуникативная.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: образцы готовых работ, иллюстрации изделий Дымковского коня, узоров и орнамента.
Раздаточный материал:
Глина (8 шт., стеки (8 шт., губки в лотках (8 шт., кисти (8 шт., доска для лепки (8 шт., салфетки из микрофибры (8 шт., сусальное золото (8 шт., клей ПВА, розетки для клея (8 шт.).
Предварительная работа:
Проведение ряда занятий по теме, рассматривание дымковских игрушек, элементов дымковского узора.
Словарная работа:
Глина, узор, дымковская игрушка, поталь, сусальное золото, ярмарка, декоративная роспись.
Образовательные области: художественно – эстетическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Получаемый результат: дети научились создавать и расписывать народное декоративно-прикладное изделие, дымковскую игрушку «конь».
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я вас рада видеть! Пожалуйста проходите. Посмотрите, что же это на столе?
Дети: Коробка
Воспитатель: Это не просто коробка, это посылка, которую принесли сегодня утром в наш детски сад. Предлагаю её открыть.
Дети: Да
Воспитатель открывает 1 сторону коробки, ее 3 стороны распадаются, в центре стоит дымковский конь, к нему привязано письмо.
Воспитатель: Посмотрите, то это? (игрушка, лошадь, конь)
Дети: Лошадь, игрушка, конь
Воспитатель: Совершенно верно, но это не просто конь, это Дымковская игрушка конь. Тут и письмо есть, сейчас я вам его прочитаю.
Мастер: Здравствуйте ребята! Пишет вам мастер из села Дымково. В нашем селе мы делаем игрушки из глины и расписываем их. Приключилась у нас неприятность: сусальное золото и поталь закончились в наших мастерских, а мы им украшаем наши игрушки. Я слышал, что в Якутии, в Алданском районе, добывают золото. Сможете ли вы мне помочь и сделать, и украсить коней к новогодней ярмарке? Если вы поможете, мы обязательно на нее успеем! Я положил вам в посылку фотографии наших изделий и все необходимое для работы. Заранее спасибо вам!
Воспитатель: Ребята посмотрите какие интересные игрушки на фотографиях, а о каком золоте говорил нам мастер?
Дети: показывают вставки на игрушках.
Воспитатель: А вы знаете что это за золото и как его делают?
Дети: нет
Воспитатель: видов золота много, но для украшений игрушек используют поталь, посмотрите пожалуйста, она есть в листах, а есть в хлопьях; а в украшении ювелирных украшений – сусальное золото. Предлагаю посмотреть, как делают поталь и сусальное золото.
Просмотр мультфильма.
Воспитатель: Ребята, а почему именно к нам обратился мастер, как вы думаете?
Дети: у нас добывают золото
Воспитатель: Действительно, наш посёлок славится добычей золота. Вот же больше ста лет на Алданской земле добывают золото. Сначала золотоискателей было совсем немного, но с каждым годом приезжало все больше и больше людей. Появлялись поселки, а потом один из посёлков, перерос в город Алдан. Вы только представьте, за почти 60 лет работы нашей фабрики добыли больше 200 тонн золота. Добытое у нас золото используют по всей России. Из него делают ювелирные украшения, используют в производстве космических ракет, медицине, а еще золото используют в пищевой промышленности, делая из него жёлтый краситель.
Сегодня мы с вами освоим профессию мастера. Приглашаю вас пройти в мастерскую, надеваем фартуки и занимаем рабочие места.
Сегодня мы с вами будем лепить дымковских коней. Ребята, пожалуйста, назовите части тела коня. Пожалуйста, отвечайте полным ответом.
Дети: У коня есть голова, уши, грива, туловище, ноги, хвост.
Воспитатель: Всё верно. Обратите, пожалуйста, внимание, работать мы будем с глиной. Комок глины разделен на две части, одна, меньшая, для лепки головы коня, а вторая, большая часть, для лепки туловища и ног. Посмотрите пожалуйста, работаем с большим комком глины, его нужно раскатать прямыми движениями ладоней в столбик, согнуть в дугу. Дальше нужно взять стеку и разрезать его с двух сторон и, раздвинув разрезанные концы и вылепить длинные ноги. После этого нужно отложить туловище в сторону и вылепить голову. Для этого необходимо раскатать оставшийся комок глины в руках прямыми движениями в столбик, небольшую его часть согнуть и вылепить мордочку, вытянуть уши, также нужно будет вытянуть гриву. После этого нужно прижать голову к туловищу сверху над передними ногами и сгладить все места крепления головы. Сверху столбика нужно вытянуть небольшой валик и согнуть его в маленький круг. Смочив указательный палец о губку с водой, нужно пригладить все неровности на туловище и ногах коня.
Вот конь и готов. Предлагаю вам приступить к работе.
Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь по необходимости.
Воспитатель: Посмотрите, какие замечательные игрушки получились. Их можно расписывать, украшать и отправлять на ярмарку?
Дети: нет
Воспитатель: правильно, глине нужно время, чтобы высохнуть, тогда игрушки будут крепкими и долговечными. Предлагаю сейчас составит их на противень и отправить в печь.
Воспитатель составляет игрушки на противень и убирает его в печь.
Воспитатель: Ребята, но, чтобы успеть к ярмарке, мастер нам отправил уже готовых, просушенных коней. Нам с вами нужно их только украсить их золотыми вставками. Но перед дальнейшей работой предлагаю вам размяться. Выходите ко мне.
Физминутка: Конь меня в дорогу ждет, (ученики стоят возле парт)
Бьет копытом у ворот (притопывают одной ногой)
На ветру качают гривой (качают головой из стороны в сторону)
Пышной, сказочно красивой.
Быстро на коня вскачу (вытянуть руки перед собой впереди, сжав в кулаки)
Не поеду, полечу! (слегка присаживаются и встают)
Там, за дальнею рекой
Помашу тебе рукой (машут правой рукой, прощаясь)
Воспитатель: Отдохнули, теперь продолжаем трудиться.
Для работы нам понадобится клей, кисти и сусальное золото. Посмотрите пожалуйста, набираем на кисть клей и хорошо промазываем место, куда будем приклеивать поталь, следите чтобы клея было не слишком много, возьмем вторую кисть, аккуратно наберем на нее золото и приклеим на место где есть клей. Лишнее золото легко убрать этой же кистью. Приступаем к работе.
Самостоятельная работа детей, помощь по запросу.
Воспитатель: Мастера, посмотрите какие хорошие работы у вас получились! Вам понравилось работать мастерами?
Дети: Да
Воспитатель: Предлагаю отправить ваши игрушки на ярмарку. Для того, чтобы нам не опоздать, обратимся за помощью к робопчеле, она быстро перевезет нашу посылку.
Для этого нам нужно выложить маршрут на кубоботах и запустить пчелу.
Дети программируют робота на проезд из Якутии в село Дымково. Расставляют свои работы на оформленной ярмарке.
Воспитатель: Ребята, мы с вами такие молодцы, мы помогли мастеру украсить дымковских коней к новогодней ярмарке. А ещё мы узнали много нового и интересного, напомните пожалуйста о каком виде золота вы сегодня узнали?
Дети: сусальное золото и поталь
Воспитатель: правильно. А теперь я вам предлагаю отправится в группу и поиграть в золотоискателей, найти клад, который вас там уже ждет. Для этого вам понадобится вот эта карта.
Желаю вам удачи и скорее найти клад, до свидания!
Воспитатель отдает детям карту клада и провожает в группу.