Татьяна Сергеева
Игры адаптационного периода для детей группы раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги-воспитатели и родители!
Начался новый учебный год, снова мы ждем маленьких воспитанников. Дети впервые идут в детский сад - кто с интересом, кто с тревогой, что же ждет их там. А у нас спокойная доброжелательная обстановка, предметно-развивающая среда, обеспечивающая потребности детей в движении, творчестве, общении.
Каждое наше утро начинается с приветствия. Мы с ребятами садимся в кружок и здороваемся, выполняем движения по тексту:
Публикация «Игры адаптационного периода для детей группы раннего возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Младшая группа
- Темочки
«Здравствуйте, ладошки – хлоп, хлоп, хлоп. Здравствуйте, ножки – топ, топ, топ. Здравствуйте, щечки – плюх, плюх, плюх. Здравствуйте, губки – чмок, чмок, чмок. Здравствуйте, зубки – щелк, щелк, щелк. Здравствуй, мой носик – пип, пип, пип. Здравствуйте, дети – привет!»
В конце приветствия, поочередно подзываю каждого ребенка, называю по имени и обнимаю его. С помощью движения и тактильных ощущений снимается тревожность у детей, возникают положительные эмоциональные реакции.
Вашему вниманию представляю комплекс игр для детей младшего дошкольного возраста в адаптационный период, сроком 2 недели. Комплекс включает в себя игры разных направлений и детской деятельности: подвижные и музыкальные игры, экспериментирование с материалами и веществами (рисование, лепка, строительные игры, общение со взрослым, со сверстниками, речевые и сенсорные игры.
1 неделя
Понедельник
Экспериментирование с веществами и материалами «Вот она перед вами, коробка с карандашами».
Цель: Вызвать у детей интерес к рисованию. Показать отличие палочки от карандаша.
Материал: каждому ребенку – лист бумаги, набор цветных карандашей, палочки, похожие на карандаши.
Ход: Воспитатель вносит коробку из-под карандашей (там палочки разного цвета). Говорит: «Посмотрите, что я вам принесла». (дети узнают коробку, говорят, что это карандаши». Воспитатель показывает детям палочки, предлагает порисовать. Обращает внимание, что палочки не пишут – это не карандаши. Предлагает пойти поискать карандаши. Дети с воспитателем ходят по группе (воспитатель подводит их к центру изодеятельности). Там детей встречает «Кнопочка». Воспитатель рассказывает, что Кнопочка живет в центре изодеятельности. У неё есть карандаши, фломастеры, маркеры, цветные авторучки и т. д. ребята, давайте попросим у Кнопочки карандаши. Спрашивает: «Кнопочка, дай, пожалуйста, ребятам цветные карандаши, они хотят рисовать». Воспитатель берет коробки с карандашами, раздает детям. Воспитатель предлагает «порисовать» по собственному желанию. Дети рисуют самостоятельно. Воспитатель интересуется, что они нарисовали, карандашом какого цвета.
Подвижная игра «Доползи до погремушки»
Цель: упражнять детей в ползании. Способствовать развитию самостоятельности. Материал: погремушка, гимнастическая скамейка или стульчик.
Ход: Дети сидят на стульях, поставленных вдоль одной из стен комнаты. Перед ними на расстоянии 3-4 м на пол положен флажок или погремушка. Воспитатель вызывает кого-нибудь из детей и предлагает ему на четвереньках доползти до погремушки, взять ее,
встать и погреметь (или помахать флажком над головой, затем положить погремушку на пол и вернуться на свое место.
Указания к проведению. Выполнять упражнение могут сразу несколько детей.
Тогда количество игрушек должно соответствовать количеству детей. Задание погреметь погремушкой, помахать флажком вызывает у малышей стремление доползти до цели как можно быстрее. Но в этом случае часто снижается качество движений: ребенок спешит,
нарушается координация движений; поэтому воспитателю не следует специально направлять внимание детей на быстроту передвижения.
Поскольку ползание происходит при согнутом положении тела, после него полезно активное выпрямление.
Упражнение с ползанием целесообразно завершить такими заданиями, которые делают выпрямление необходимым, например: помахать флажком над головой, погреметь погремушкой, положить мяч в сетку, подвешенную несколько выше роста ребенка, надеть
кольцо на приподнятую воспитателем палочку.
Вторник
Речевая игра «Катя, Катя»
Цель: воспитывать коммуникативные отношения, формировать слуховую сосредоточенность, умение, прослушав текст, выполнять движения.
Материал: иллюстрация к потешке «Катя, Катя», кукла Катя.
Ход: Воспитатель показывает детям иллюстрацию к потешке «Катя, Катя», где изображена кукла. Сообщает, что куклу зовут Катя, у неё красивый наряд, она очень любит детей. Раздается стук и входит кукла. Она здоровается с детьми, говорит, как её зовут и спрашивает, как зовут детей. Затем воспитатель читает потешку про куклу Катю:
Катя, Катя маленька, Катенька удаленька, Пройди по дороженьке, Топни Катя ноженькой.
При повторном чтении потешки кукла Катя имитирует движения. Затем воспитатель предлагает детям при чтении потешки пройти с куклой по комнате и топнуть ножкой, желающие могут произносить слова потешки вместе с воспитателем. В конце игры дети могут угостить куклу Катю чаем.
Музыкальная игра «Угадай, на чем играет кукла Маша»
Цель: обогащение музыкального звукового опыта малышей.
Материал: музыкальные инструменты – колокольчик, дудочка, бубен, кукла Маша, ширма.
Ход: Воспитатель вносит куклу. Дети здороваются с ней. Кукла приглашает детей поиграть, показывает музыкальные инструменты. Дети рассматривают инструменты, называют их, слушают их звучание. Далее детям предлагается послушать и угадать звучание колокольчика, бубна или дудочки, спрятанных за ширмой, и назвать музыкальный инструмент, на котором «играла» кукла Маша.
Среда
Сенсорная игра «Спрячь в ладошке»
Цель: побуждать детей включаться в игру со взрослым, познакомить с понятием величины.
Материал: «чудесная коробочка», предметы и игрушки разной величины (колечки, шарики, конфеты, резиновые игрушки и др. по количеству детей.
Ход: Воспитатель вносит «чудесную коробочку с различными предметами, предлагает рассмотреть содержимое. Затем просит подставить ладошку. Сначала раздает маленькие шарики и предлагает спрятать их в ладошке. Затем предлагает таким же образом спрятать предметы разной величины из «чудесной коробочки». Далее подвести итог игры: «Маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет».
Музыкальная игра «Петушок – золотой гребешок».
Цель: Обучать игровым действиям с игрушками; Развивать разговорную речь; побуждать детей подпевать воспитателю.
Материал: Петух - яркая игрушка.
Ход: В группе на большом стуле сидит яркий петух – игрушка.
Воспитатель обращается к детям: «Посмотрите, кто к деткам в гости пришел. Подойдите поближе. Здравствуй, петушок». (Петушок здоровается с детьми и кричит ку-ка-ре-ку). Как кричит петушок? Дети повторяют за петушком (звукоподражание). Воспитатель: «Я спою песенку для петушка, а вы мне помогайте».
— Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Дети прощаются с петушком, говорят «До свидания!»
Четверг
Подвижная игра «Собираем шарики».
Цель: развитие элементарных навыков передвижения в горизонтальном и вертикальном положении, укрепление мышц туловища, способствовать развитию общения.
Материал: шарики разных цветов и размеров
Ход: Воспитатель высыпает на пол цветные шарики или мячики и просит детей собрать их, принести и положить в корзину. Чтобы усложнить игру, можно поставить перед рассыпанными шариками несколько преград (стульчик, скамейку, которые дети должны преодолеть, а затем собрать шарики. Можно попросить собрать только красные или только маленькие шарики и т. д.
Игровая ситуация «Мишка-Топтыжка знакомится с ребятами».
Цель: Способствовать сближению детей, установлению доброжелательных отношений, формированию умения действовать согласованно в игре.
Оборудование: Мишка-Топтыжка (игрушка, бубен.
Ход игры: Воспитатель приносит мишку: «Здравствуйте, детишки! Это Мишка-Топтыжка, он хочет с вами поиграть. От имени мишки воспитатель говорит: «Я по кругу пробегу, свою лапку протяну; кто имя свое назовет, тот мне лапку пожмет».
Мишка обходит детей. Услышав имя ребенка, он повторяет его вслух и добавляет: «Какая хорошая девочка Маша! Какой веселый мальчик Захар!» и пр. После знакомства Мишка-Топтышка говорит:
Всех ребяток я узнал,
За собой вас в круг позвал.
За руки мы все возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Дети улыбаются друг другу. Затем Мишка-Топтыжка приглашает детей поплясать с ними под бубен и пение.
Танцуя, мишка поощряет детей, повторяет их по имени. В заключении Мишка-Топтышка прощается с детьми:
Вот какие мы друзья,
Очень всем доволен я.
А теперь мне в лес пора,
До свиданья, детвора!
«До свиданья, Мишка-Топтыжка! Приходи к нам в гости!» (Дети хором повторяют).
Пятница
Строительная игра «Домик для петушка»
Цель: привлечь внимание детей к строительному материалу, к его конструктивным возможностям.
Материал: настольный или напольный строительный материал (кубики и кирпичики, игрушка ПЕТУШОК.
Ход: - Кто это так громко поет: «Ку-ка-ре-ку!» Это Петушок пришел к нам в гости. Вот он какой: «Масляна головушка, шелкова бородушка». Где же он у нас будет жить? Давайте построим ему домик! Воспитатель строит любой домик, не заостряя внимание детей на способах конструирования, на деталях, их названиях. Дети наблюдают, «помогают», по просьбе взрослого берут, ставят детали в указанное место. По окончании постройки дети играют с петушком и строительным материалом.
Чтение потешки «Ладушки, ладушки»
Цель: Знакомить детей с потешками, отражающими народный быт, родственные связи;
Формировать доброе отношение к окружающим людям.
Материал: Платок и фартук в русском народном стиле,
Ход: Воспитатель в роли бабушки Арины. (можно взять куклу – бабушку)
Бабушка Арина: «Здравствуйте, дети! Меня зовут бабушка Арина. А вас как зовут? (Ответы детей) Вот и познакомились».
Бабушка Арина обращает внимание детей на свой красивый наряд, дает возможность рассмотреть рисунок на фартуке.
Ребятки, я очень люблю своих внучат, угощаю их оладушками. А вы любите оладушки? Давайте я и для вас оладушки испеку, вас оладушками угощу. Читает потешку, выполняет движения в соответствии с текстом.
Ладушки, ладушки!
Где были? У бабушки. Испекла нам бабушка вкусные оладушки:
Маслом поливала, Детушкам давала.
Даше - два, Паше - два, Ване - два, Тане - два, Всем дала!
Хороши оладушки у нашей доброй бабушки! Дети благодарят бабушку за угощение. Бабушка говорит: «Приходите еще ко мне в гости, кушать оладушки». Прощаются.
2 Неделя
Понедельник
Экспериментирование с веществами и материалами Наблюдение за рисованием взрослого (желтый цвет)
Цель: Познакомить детей с жёлтым цветом, научить соотносить цвет с наименованием, узнавать в изображении знакомые предметы.
Материал: кисть для воспитателя, оформленная в виде сказочной девочки- кисточки с нарисованным лицом, бантиком, юбочкой; Кисточки (по кол-ву детей); Два листа ватмана; Жёлтая гуашь в палитрах; Баночки с водой; Тряпочки; Подставки для кисточек.
Ход: Составить вместе несколько столов так, чтобы дети могли свободно рассесться вокруг них. Посередине положить лист бумаги, краску, ставлю баночки с водой. Дети интересуются, чем мы будем заниматься. Даю возможность всем высказать свои предположения.
- К нам пришла девочка - кисточка. Рассмотрите: что у неё есть? (Дети замечают бантик, глазки, рот, нос, делятся впечатлениями). Девочка-кисточка добрая, улыбается, улыбнитесь и вы ей тоже. - Вот как дети хорошо улыбаются. У девочки есть волосики.
(Малыши догадываются, что кисточкой можно рисовать).
- Рисовать надо аккуратно, чтобы девочке-кисточке не было больно. Если сильно нажимать, она будет плакать. Как будет плакать? («Ааа-ааа»). Посмотрите, как аккуратно я возьму краску и буду рисовать. (Рисую на бумаге большой круг).
Дети радостно вскрикивают: «Солнышко. Какого цвета солнышко? (Ответы детей).
-Оно жёлтое, теплое. Рисую жёлтую дорожку. - А это что? (Ответы детей) - Да, это дорожка из песка. Какого она цвета? (Жёлтого) - Песок жёлтый и дорожка тоже жёлтая.
- Солнышко пригрело, и вырос (нарисовать жёлтый одуванчик)- Вырос цветочек одуванчик. Жёлтый- прежёлтый. Какой одуванчик?
Далее предложить детям самостоятельно рисовать гуашью.
Подвижная игра «Догони мяч».
Цель: учить детей бегать за мячом, брать большие и маленькие мячи; идти, неся мяч в двух или в одной руке в зависимости от размера мяча.
Оборудование: мячи разных размеров.
Ход игры: взрослый катит один или несколько мячей, в зависимости от того, проводится игра индивидуально или с небольшой группой детей. Предлагает детям догнать и принести мяч. Дети ловят и приносят мячи. Взрослый радуется, хвалит детей, катит мячи в другом направлении и т. д.
Вторник
Речевая игра «Песня-песенка»
Цель: способствовать развитию доброжелательного общения детей со взрослым в игровой деятельности, развитие речевого слуха и речевой активности.
Материал: большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.
Ход: Взрослый сопровождает свой рассказ показом игрушек-персонажей; четко произносит звукоподражания и добивается этого от ребенка при ответах на вопросы по рассказу.
Запела девочка песенку, Пела, пела и допела. – Теперь ты, петушок, пой! –Ку-ка-ре-ку! – пропел петушок. –Ты спой, Мурка! –Мяу, мяу, - спела кошка. –Твоя очередь, уточка! –Кря-кря-кря, - затянула утка. –А ты, мишка? –Ряв-ряв-ряв, -зарычал медведь. –Ты, лягушка, спой! –Квак-квак-квак, - проквакала лягушка. –А ты, кукла, что споешь? –Ма-ма, ма-ма! Складная песенка!
В конце рассказа ребенка спрашивают: - Как поет кошка? –Как поет мишка? И т. д.
Музыкальная игра «Угадай, на чем играю»
Цель: учить детей игровым действиям, развивать тембровый слух: различать по звучанию бубен, барабан, погремушку, колокольчик, деревянные ложки. Оборудование: ширма, погремушка, бубен, барабан, колокольчик, деревянные ложки, петрушка, мишка, зайка, козочка, кошка, сундучок. Ход: Дети сидят полукругом. Перед ними на столе ширма, за которой лежат персонажи кукольного театра (петрушка, мишка, зайка, козочка, кошка, музыкальные инструменты (погремушка, бубен, барабан, деревянные ложки, колокольчик) .
Воспитатель: К вам, ребята, пришли веселые музыканты и принесли интересные игрушки (садится за стол и начинает показ). Меня все знают: я – Петрушка! Всегда со мною погремушка! Петрушка звенит погремушкой, напевая веселую песенку. Затем Петрушка прячется за ширму, появляется мишка. Я – медвежонок Миша. Я музыку люблю. Послушайте, ребятки, Как звонко в бубен бью.
Мишка звенит, затем бьёт в бубен под музыку. Затем Мишка прячется и появляется Зайчик.
А я – зайчик-попрыгайчик, Со мной всегда мой барабанчик! Зайчик играет на барабане.
После исполнения зайчик прячется, появляется козочка. Я – козочка рогатая, Играю целый день. Звенит мой колокольчик: Динь-динь, динь-динь, дилень!
Козочка звенит под музыку колокольчиком. На ширме появляется кошка.
Я – серенькая кошка. Сыграю вам на ложках. Кошка под музыку играет на ложках. Воспитатель прячет персонажей.
Среда
Сенсорная игра «Постучим, погремим!»
Цель: развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.
Материал: различные предметы (бумага, полиэтиленовый пакет, ложки (металлические и деревянные, палочки и др., ширма.
Ход: Игра проводится на полу или за столом. Познакомить детей с различными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучать деревянным молоточком, помять или порвать лист бумаги, пошуршать газетой, пакетом, ударить металлическими или деревянными ложками, бросить мяч, полистать книгу и т. п.
Через некоторое время предложить малышам послушать звуки, производя их за ширмой и угадать, какие предметы их издают.
Можно пригласить ребенка в центр комнаты и производить звуки у него за спиной. Ребенок должен показать предмет – источник звука. Остальные дети внимательно наблюдают за ходом игры и проверяют правильность ответа. Затем приглашают следующего игрока.
Музыкальная игра «Веселые платочки».
Цель: подарить минуты радости малышам, наладить доверительные отношения с каждым ребенком. Материал: яркая коробочка с отверстиями, разноцветные платочки по количеству детей.
Ход: Воспитатель обращает внимание детей на коробку и предлагает каждому ребенку потянуть за один из кончиков. Когда ребенок достанет платочек, похвалите его, порадуйтесь вместе с ним. Предложить поиграть с платочками. Дети стоят «стайкой», держа в руке платочек. Воспитатель поет и выполняет движения.
Дети наблюдают, по желанию повторяют.
1. Вот платочки хороши! Мы попляшем малыши. (стоя на месте и протянув вперед руку, размахивает платочком) Припев: Ты, платочек аленький, покружись, Всем ребятам маленьким покажись. (кружатся, держа платочек в поднятой руке)
2. Я платочком помашу. И с платочком попляшу. (взмахивает платочком, стоя на месте) Припев. 3. Нет платочков, ай-ай-ай. Где платочки, угадай? (прячут платочек за спину, поворачивают голову вправо-влево)
Припев. 4. Вот платочки хороши! Поплясали малыши! (идут к коробке, кладут платочки)
Четверг
Подвижная игра «Кто тише».
Цель: упражнять в ходьбе на носках в указанном направлении.
Оборудование: Мягкие игрушки.
Ход: Дети идут гурьбой вместе с воспитателем с одного конца комнаты (площадки) на
другой. Воспитатель предлагает им пройти тихо-тихо, на носочках, так, чтобы их не было
слышно. Малыши продолжают идти на носочках, стараясь пройти как можно тише. Затем воспитатель предлагает идти тихо к мишке или зайке, которые сидят на стульчиках и по сигналу должны вернуться назад.
Указания к проведению. Ходьба на носочках полезна, так как укрепляет свод стопы ребенка. Однако это упражнение довольно трудно. Многие дети, выполняя его, втягивают
голову в плечи - им кажется, что в этом случае они идут тише. Воспитатель должен следить за правильной осанкой малышей и за тем, чтобы они не утомились.
Сюжетно-дидактическая игра «Куклы в гостях у детей»
Цель: знакомить детей с игровыми действиями с куклой, соотносить действия со словом.
Материал: куклы в разной одежде, цветом волос, глаз по количеству детей; предметы посуды.
Ход: Воспитатель размещает кукол в разных местах раздевалки, дети не должны этого видеть. Обращается к детям: «Мне показалось, что к нам кто-то пришел. Сходите в раздевалку, посмотрите. (Дети выходят в раздевалку и обнаруживают там кукол. Выбирают кукол по вкусу и приходят с ними в группу, показывают воспитателю). Воспитатель вместе с детьми рассматривает кукол, просит назвать цвет глаз куклы, какого цвета платье, какие волосы. Просит показать части тела куклы (голова, ручки, ножки). Далее воспитатель предлагает детям: «положим кукол спать. Покачаем и споем песенку «а-а-а». Спи, куколка, баю-бай». (Дети качают кукол. Можно тихонько походить, покачать кукол).
Куклы поспали. Проснулись. Давайте напоим их чаем. Посадим за стол. (Дети рассаживают кукол за большим столом).
Какая посуда нам нужна? (Дети приносят чайную посуду: чашки, блюдца, ложечки, сахарницу, чайник, салфетницу и начинают действовать самостоятельно с игрушками. Воспитатель включается в игру и подсказывает отдельным детям игровые действия).
-Кукла Маша пьет чай из чашки. Ваня положил сахар в чай и помешал ложечкой. Где сахар? В сахарнице. Попили. Салфеткой вытрем ротик. Вот салфетка, в салфетнице.
После еды уберем посуду. Помоем её. (Дети моют посуду. Игра продолжается по желанию. Кукол причесывают, водят гулять, умывают, укладывают спать и т. д.)
Сюжетно-дидактическая игра переходит в свободную с/р игру.
Пятница
Экспериментирование с веществами и материалами «Испечем оладушки»
Цель: вызывать у детей интерес к лепке, способствовать формированию умения сплющивать комочки пластилина.
Материал: кукла - бабушка, пластилин, дощечки для лепки, тарелочки.
Ход: Воспитатель читает потешку: «Ладушки-ладушки.
Читает потешку еще раз, сопровождая чтение показом игровых действий: бабка печет оладушки, поливает их маслом, дает детишкам. Воспитатель называет имена детей, угощает их оладушками. Дети едят оладушки, хвалят их: «Хороши!» Воспитатель предлагает детям испечь оладушки (слепить из пластилина) для родителей.
Чтение стихотворения А. Барто «Мишка»
Цель: воспитывать бережное отношение к игрушкам, формировать слуховое и зрительное восприятие художественного текста.
Материал: плюшевый мишка, ширма.
Ход: Из-за ширмы появляется мишка, он рычит, воспитатель нежно берет его на ручки, показывает его детям. Они рассматривают мишку, выделяют отдельные части: у мишки есть глазки, ушки, лапки. Воспитатель поясняет, что это наш мишка, любимый, мы с ним играем, затем читает текст стихотворения, интонационно выражая сочувственное ласковое отношение к персонажу:
После этого воспитатель прижимает мишку к себе и нежно гладит его со словами: «Все равно его не брошу, потому что он хороший». Чтение повторяется 2-3 раза, можно привлечь к чтению детей, предложить пожалеть мишку и сказать ему последние слова стихотворения.
В конце игры воспитатель предлагает дать мишке любимые игрушки детей, мишка остается в группе и педагог предлагает обращаться с мишкой ласково, нежно, напоминая, что он хороший.