Турбало Лариса
Игрушка, как средство формирования адекватного эмоционального состояния у детей
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию
Тема: Игрушка, как средство формирования адекватного эмоционального состояния у детей
Актуальность. Первые шесть-семь лет жизни ребенка – наиболее ответственный период его развития, когда формируются умственные способности, нравственные качества, эстетические чувства. Все эти стороны личности ребенка воспитываются в процессе интересной, содержательной деятельности на занятиях, в труде, в игре.
Публикация «Игрушка, как средство формирования адекватного эмоционального состояния у детей» размещена в разделах
Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она – важнейшее средство психического развития дошкольника.
По определению А. С. Макаренко, игрушка является материальной основой игры. Играя, ребенок реализует свои мысли, чувства в действии, а следовательно, от того, во что он играет, какие игрушки попадают ему в руки, во многом зависит и направление его мыслей, чувств, поступков. Игрушка также влияет и на характер проявляемых эмоций, а следовательно, и на эмоциональное состояние дошкольника. Эмоции играют главную роль в мировосприятии и мироощущении ребенка, а также влияет на процесс дальнейшего развития ребенка в дошкольный период жизни.
Объектом исследования является процесс эмоционального состояния детей дошкольного возраста.
Предметом современные игрушки как средство развития эмоционального состояния детей дошкольного возраста.
Цели работы:
1. Изучение влияния современной игрушки на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста.
2. Характеристика понятий эмоций и эмоциональное состояние детей дошкольников.
3. Рассмотреть влияния современной игрушки на развитие эмоционального состояния детей.
4. Составить комплекс игр и игровых упражнений с современной игрушкой.
5. Сделать рекомендации родителям и педагогам в выборе игрушек детям.
Взаимодействие с детьми: Использовать игрушки как средство создания благоприятного эмоционального фона в течение дня, как средство познавательно-коммуникативного развития.
Включать игрушку в различные виды деятельности детей.
Взаимодействие с родителями: Вносить консультации в уголок родителей. Провести семинар-практикум «А какую игрушку выберите Вы?». При посещении семьи обратить внимание родителей на то, как имеющиеся игрушки влияют на эмоциональное состояние их ребенка.
В конце 2013-14 учебного года подготовить самоанализ по проделанной работе и ее результатах.
План
Самоанализ за 2013-2014 учебный год.
Тема: Игрушка, как средство формирования адекватного эмоционального состояния у детей
Воспитатель: Турбало Л. И.
На начало учебного года мною была поставлена проблема изучения эмоционального состояния детей дошкольного возраста.
Средством развития эмоционального состояния детей дошкольного возраста, была выбрана современная игрушка.
Прежде, чем начать работу по теме, мною были изучены следующая литература:
1. Абраменкова, В. В. Духовно-нравственное развитие современного ребенка: игрушка и антиигрушка.
2. Абраменкова В. В. Осторожно: антиигрушка : родителям об играх и игрушках.
3. Васильева О. К. Образная игрушка в играх дошкольников
4. Иванова Е. Какие бывают игрушки.
5. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребёнка : Теория и практика.
6. Калиниченко А. В., Микляева Ю. В. Развитие игровой деятельности дошкольников.
7. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.
8. Образцова Т. Н. Логические игры для детей.
9. Степанов С. С. Детский мир. Советы психолога родителям.
10. Хризман Т. П., Еремеева В. Д. Мальчики и девочки: два разных мира.
11. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология.
12. Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь.
Мною было выявлено, что эмоции это, психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость, и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
Эмоциональные состояния — психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения.
Следующим шагом в работе, было рассмотрение влияния современной игрушки на развитие эмоционального состояния детей.
Игрушка в жизни ребенка – это не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже средство лечения. Игра и игрушка – важнейшая составляющая любой культуры.
Игрушка – культурное орудие, посредством которого передаются в особой «свернутой форме» состояние современной культуры и направления ее движения: к жизни или смерти, процветанию или деградации.
Игрушка – духовный образ идеальной жизни, идеального мира, это архетип представлений о добре – подлинном или мнимом.
Если в традиционной народной игрушке представлена простодушная любовь взрослого к ребенку, признание его права на особое игровое пространство, то в современном сознании игрушка способна породить чудовищ внутри души маленького человека. Современная промышленная игрушка зачастую формирует и фиксирует в человеке такие личностные свойства, как расслабленность воли, индифферентность чувств, не пытливость ума, потребительское отношение.
Игрушка для ребенка должна быть источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для его развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества.
С духовно-нравственной точки игрушка может не только положительно повлиять на ребенка, но и представлять в некоторой степени для него опасность. Любое проигранное ребенком действие способно воспроизводиться в реальности. Если ребенок в игре способен вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать в жизни.
И наоборот, если ребенок в игре агрессивен, груб, жесток, это обязательно воспроизведет себя когда-нибудь в той или иной ситуации. Игрушка программирует особым образом поведение ребенка.
Антиигрушка - это специфическое средство информации, пропаганды, и агитации, которое представляет опасность для жизни и здоровья детей либо может причинить вред их нормальному физическому, психическому и нравственно-духовному развитию.
У российских детей присутствуют унаследованные от предков архетипические модели восприятия реальности. Некоторые иностранные игрушки способствуют разрушению связи между поколениями, еще в младенчестве проектируя линию разлома между «отцами» и «детьми». Современные антиигрушки, чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «досмысливания сюжета».
Игрушки-демоны, т. е. символические изображения нечистой силы, в руках ребенка становятся страшной губительной силой. Такие игрушки являются транслятором духовного разрушения: психических заболеваний, неврозов, склонности к суициду и пр.
Если же ребенок с детства окружен такими игрушками, то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию может быть в нем атрофирована навсегда.
У современных американских и разных других импортных солдатиков искаженная мимика, демоническое выражение лица. А мимика человеческого лица – это очень важный социальный фактор. Ребенок реагирует на него особым образом, запечатлевая чувства, эмоции, перенося в дальнейшем их в реальность. Примеряет их на себя.
Компьютерные игры становятся массовым явлением для детей всех возрастов – от дошкольников до старшеклассников и студентов.
Игра отчуждает ребенка от живого общения с взрослыми, сужает сферу совместной деятельности ребенка и взрослого в семье.
Значение игрушки для психического развития ребенка важна с самого раннего детства. Поэтому очень важен правильный выбор игрушек для детей. Начиная с раннего детства развитие происходит очень быстрыми темпами, что влечет за собой смену задач, методов и средств воспитания, в том числе и игрового материала. При этом следует помнить, что развитие психики ребенка, формирование его личности происходит в процессе деятельного освоения окружающего мира.
Мною были использован следующий комплекс игр и игровых упражнений с современной игрушкой :
1. «Шкатулка ласковых имен».
Дети придумывают ласковые имена игрушкам из киндер сюрпризов. Побеждает тот, кто больше придумает ласковых имен.
2. «Угадай настроение».
Назвать настроение мягких игрушек, кукол и т. д., и объяснить, почему так думаешь.
3. «Сказки наизнанку».
Кукольный или настольный театр, состоящий из кукол – героев современных мультфильмов: смешарики, лунтик, человек-паук, винкс и т. п. Педагог предлагает детям придумать вариант сказки, где характеры героев изменены, и показать с помощью настольного театра, что может произойти в такой сказке.
4. «Кубик».
Цель: развитие выразительности движений, внимания, произвольности.
Описание игры.
1-й вариант. Воспитатель бросает кубик, на каждой грани которого схематически изображено лицо, выражающее какое-либо эмоциональное состояние. Дети изображают соответствующую эмоцию. Тот, кто удачнее других выполнит задание, будет бросать кубик следующим.
2-й вариант. Ребенок бросает кубик, предварительно указав, кто будет имитировать эмоциональное состояние, изображенное на его грани. Далее кубик бросает тот, кто выполнял задание.
5. «Коврик эмоций».
На столе картонный коврик с яркими разноцветными квадратами. Все сорок квадратов пронумерованы. В некоторых размещены (аппликация) символы лиц с разными эмоциями. В игре может участвовать от 2 до 6 человек. Нужно как можно быстрее провести свою фишку по дорожкам. Фишки устанавливаются в начале на квадрате с цифрой “1”. Бросая по очереди кубик, участники продвигаются вперед на столько квадратов, сколько очков покажет кубик. Если фишка останавливается на “веселом символе” - ребенок получает дополнительный ход; на сердитом – пропускает ход; на грустном – начинает игру сначала; удивленном – продвигается по стрелке. Выигрывает тот, кто первым доведет свою фишку до конца.
6. «Игрушка».
Упражнение выполняется в парах. Один ребенок из пары – обладатель красивой и очень любимой им игрушки, с которой он очень любит играть. Другой ребенок очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его задача уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней. Важно: при выполнении этого упражнения ребенку - хозяину игрушки в руки дается любая игрушка, которую он должен представить, как свою самую любимую.
Как только хозяин игрушки отдает ее просящему ребенку, упражнение прерывается и у ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку.
7. «Настроение».
Создается цветопись настроения группы. Например, на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребенок рисует свое настроение в виде полоски, или облачка, или просто в виде пятна. Возможен другой вариант: из корзинки с разноцветными лепестками из цветной бумаги каждый ребенок выбирает для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету его настроения. Затем все лепестки собираются в общую ромашку. Можно предложить детям сочинить спонтанный танец настроения.
Для достижения эффективного результата в итоге проведенных игр нельзя забывать о правильном подборе игрушки для детей.
Игрушка рассматривается взрослыми преимущественно либо как забава, либо как дидактическое средство. При этом отсутствуют ценностные ориентиры оценки игрушек, связанные с их влиянием на игровую деятельность и психическое развитие.
Основное требование к игрушке - максимально способствовать разворачиванию тех типов деятельности, в которых наиболее эффективно происходит формирование и развитие новообразований каждого возрастного периода, т. е. решение возрастных задач развития.
Основным психологическим требованием к игрушкам является возможность активизации соответствующих возрасту деятельностей ребенка, которая обеспечивается:
- привлекательностью игрушки для ребенка, задающей мотивационную основу игры;
- полнотой, адекватностью и открытостью ориентиров, создающими развивающий потенциал игрового действия;
- операциональными возможностями игрушки, обеспечивающими самостоятельное действие ребенка.
Можно выделить требования к игрушкам, основанные на принципе "не навреди!". В соответствии с этим принципом игрушки не должны :
- провоцировать ребенка на агрессивные действия;
- вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным);
- наталкивать на игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
- возбуждать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.
При выборе игрушек надо учитывать половую принадлежность ребенка, которая может стать следующим критерием для выбора игрушек.
Помимо использования составленного нами комплекса игр и игровых упражнений во взаимодействии с детьми игрушка употреблялась; в дидактических играх («Кто летает, прыгает, плавает?», «Весной, летом, осенью», «Волшебные кубики» и др., в сюжетно – ролевых («Магазин», «Больница», «Парикмахерская», и др., в коммуникативных («Подарок на всех», «Разговор через стекло» и др., в подвижных («Найди себе пару», «Чья команда быстрее построит дворец», и др., в процессе продуктивной деятельности (использовалась народная игрушка в качестве образца для выполнения работы, с целью привития эстетических чувств) и т. д.
Взаимодействие с родителями
Систематически обновлялся уголок родителей следующими консультациями; «игрушка и антиигрушка в жизни ребенка», «Дети и компьютерные игры», «Что такое народная игрушка?», «Какие игрушки нужны детям?» и др.
Проводились семинары практикумы «А какую игрушку выберите Вы?», «Игрушка своими руками», и др. При посещении семьей были охарактеризованы имеющиеся игрушки ребенка, продемонстрированно влияние игрушки на его эмоциональное состояние. Даны рекомендации по выбору современной игрушки, положительно влияющей на эмоциональное состояние детей.