Людмила Сторчак
Музыкотерапия как метод психокоррекции эмоционального состояния дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное искусство - яркое и незаменимое средство формирования целостной личности ребёнка. Путь воздействия музыки своеобразен. Музыка обладает своим «языком», своей «речью». Важно не просто научить ребёнка выразительно, чисто петь или двигаться. Музыка и связанная с нею деятельность могут вызвать в ребёнке особую потребность, желание общаться с нею, а по мере возможности и «рассуждать» в ней
(термин Д. Б Кабалевского) .
Публикация «Музыкотерапия как метод психокоррекции эмоционального состояния дошкольников» размещена в разделах
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья дошкольников. В последние годы значительно ухудшилось здоровье детей, а так же всё чаще наблюдается тенденция психических и речевых отклонений. В это нелёгкое время, когда мы наблюдаем кризис в нашей стране, родители всё меньше уделяют внимания своим детям и ребёнок почти не выходя из дома, всё больше свободного времени проводит за компьютером. В результате дети становятся заложниками виртуального мира. Чрезмерное нахождение за монитором повышает агрессивность, ухудшается способность фантазировать, а так же снижается память. Недостача родительского внимания приводит к тому, что ребёнок становится замкнутым, тревожным, застенчивым.
Содержание раздела художественно-эстетического развития дошкольников в соответствии с ФГОС предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы, формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; развитие инициативы и творческих способностей детей.
В нашем дошкольном учреждении активно применяется музыкотерапия, как один из методов здоровьесберегающих технологий.
Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу человека. Ее восприятие не требует дополнительной подготовки, при условии, что музыкальный язык и образы соответствует возрасту детей. Музыка воздействует через звук и ритмическую организацию, поэтому в данном случае она выступает как регулятор жизненных ритмов (пульса, дыхания, моторики) .
Музыкотерапия - это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Такой метод помогает гармонизировать состояние ребёнка, улучшить эмоциональное состояние.
На успешность проведения занятий положительно влияют позитивная личность музыкального педагога, владение музыкальным инструментом, умение петь. Сила и громкость музыки постоянно регулируется, так как, громкая музыка утомляет и потрясает нервную систему. Очень важно уделить внимание каждому ребёнку, учитывая его индивидуальные особенности.
В работе с дошкольниками мы используется две основные формы музыкотерапии :
Активная (двигательные импровизации под соответствующую характеру произведения музыку)
Пассивная (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон). Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов М. Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Исследователи рекомендуют использовать в работе с детьми широкий спектр музыкальных инструментов и виды музыки, воздействующие на различные функции организма.
Например, для укрепления и оздоровления дыхательной функции можно использовать духовые инструменты (глиняные свистульки, свирели, игрушечные дудочки, губные гармошки и др., при слабой мелкой моторике пальцев - клавишные инструменты (игрушечное пианино или детский синтезатор, при эмоциональных проблемах, для снятия стресса или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребёнка – прослушивание музыки для релаксации, а также записей-шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.).
Двигательные упражнения. Психогимнастика.
1. «Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков, ария Февронии из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»).Шаги в медленном темпе, представляя вокруг себя красивый пейзаж и показывая жестами другим детям великолепие природы.
2. «Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков, вступление к опере «Сказка о царе Салтане»). Представить себя идущим на праздник. Идти уверенным, решительным шагом.
3. «Крадущаяся кошка» (Д. Пучини, «Вальс» из оперы «Богема»). Движения по кругу, шагая на «раз», каждого такта. Движения плавные, тяжесть корпуса переносится постепенно с одной ноги на другую.
4. «Порхающая бабочка» (А. Дворжак, «Юмореска»). Лёгкие, пружинистые шаги, с взмахом рук, изображая бабочку.
Релаксационные упражнения:
«Кукушка»
Дети лежат на ковре, с закрытыми глазами. «Тихо, тихо стало вдруг. Солнышко уснуло. Одуванчик спит давно, и кузнечик тоже. А кукушке все равно, спать она не может. Все ку-ку-ку-ку, за окошком вторит. Отдохну и я немножко, а теперь взгляну в окошко» (муз. Ф. Шопена «Ноктюрн»).
«Дружные дети»
Дети лежат на ковре. «Дружные дети в нашем саду, очень я их успокоить хочу. Глазки закройте друзья и представьте. Озеро, лебеди, небо прекрасное. Ну а теперь вы представьте волну. Вот окатить ею вас я хочу. Страшно? Нисколько. Еще полежите. Ну, а теперь все дружно глаза отворите». («Я все умею» муз. И. Брамса «IV симфония», Ф. Лист «Прелюдия»).
Игровая импровизация, как вариант психогимнастики. В занятия включены упражнения, обеспечивающие релаксацию, коррекцию моторики. Выполняя движения под музыку, ребёнок выражает своё эмоциональное состояние.
«Слушай звуки»
Педагог объясняет детям, когда на музыкальном инструменте звучит низкий звук, они должны стать в позу «плакучей ивы», а высокий – в позу тополя.
Дети идут по кругу и когда звучит низкий звук, становятся в позу «плакучей ивы»(руки разведены в стороны, слегка согнуты в локтях, ноги на ширине плечь, голова наклонена к плечу,а когда звучит звук в верхнем регистре, становятся в позу «тополя» (ноги вместе, руки высоко подняты вверх, голова запрокинут назад, смотреть на кончики пальцев).
«Тень»
Упражнение проводится под музыку А Петрова «Зов синевы» из кинофильма «Синяя птица». Два ребёнка идут по дороге, чрез поле, при этом один впереди, другой на два, три шага сзади. Второй ребёнок, это «тень» первого. «Тень» должна повторить в точности все движения первого ребёнка. (сорвать цветочек, понюхать его, перепрыгнуть через лужу, улыбнуться солнышку и т. д.)
«Запомни свою позу», «Запомни своё место», «Слушай исполняй», «Художник» и т. д. Все упражнения обязательно выполняются по музыку.
Музыка для утреннего приё ма:
Э. Григ «Утро»; Сен-Санс «Карнавал животных»; Диего Модена, инструментальная музыка; народные «Барыня», «Камаринская», «Калинка».
Для подготовки к дневному сну подойдут следующие произведения:
П. И. Чайковский «Времена года»; Л. В. Бетховен «Лунная соната»; Ф Шуберт «Аве Мария». При подготовке к дневному сну подойдёт спокойная, расслабляющая, успокаивающая музыка «Колыбельная» 3, 34– 55 с.
Музыкотерапия, включающая в себя игру на музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку, двигательные и релаксационные упражнения, сказкотерапия, цветотерапия, арттерапия, игротерапия и другие является методом психокоррекции эмоционального состояния дошкольников и позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса терапевтического воздействия.
Список литературы:
1. Петрушин В. И. «Музыкальная психотерапия»-М. ,2000г.
2. Бочкарёв, Л. П. Психология музыкальной деятельности. -М. :Ин-т психологии, 1997г.
3. Анисимова, Г. И. 100 музыкальных игр для развития дошкольника. Ярославль: АКАДЕМИЯ развития. 2005-96с.
4. Незнайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия. - М. : Музыка, 1972-381с.
5. М. Чисякова. Под ред. М. Ю. Буянова-2-е изд. -М. : Просвещение:ВЛАДОС, 1995-160с.