Анна Красноперова
Совместная двигательно-игровая деятельность как средство эмоционального сближения родителей и детей
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая рекомендация "Совместная двигательно-игровая деятельность как средство эмоционального сближения родителей и детей"
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность
В современных условиях состояния экономики страны, когда на 1 место ставятся материальные блага, дети мало видят своих родителей, вследствие чего наметились серьезные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми.
Публикация «Совместная двигательно-игровая деятельность как средство эмоционального сближения родителей и детей» размещена в разделах
В результате изучения особенностей эмоциональных отношений между родителями и детьми дошкольного возраста нашего ДОУ было выявлено, что у 70 % семей нарушены эмоциональные связи, т. е. две трети детей испытывают дефицит любви и внимания. По результатам анализа состояния здоровья поступающих к нам детей видно, что 76 % детей - это дети ослабленные, имеющие вторую и третью группу здоровья.
1.2. Основные теоретические направления
* Формирование двигательной культуры – это развитие двигательных навыков и физических качеств человека (Е. Н. Фокина, Т. Н. Журина, А. Т. Штука) [15 ]
* Совместная деятельность взрослого и ребенка эффективна, как для физического, так и для психического развития ребенка (П. Ф. Лесгафт) [12 ]
*Совместная двигательно – игровая деятельность уменьшает негативные последствия адаптационного синдрома детей раннего возраста (Попова М. Н.)[10 ]
* Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. (Д. Б. Эльконин)[8 ]
* Освоение детьми раннего и дошкольного возраста двигательных процессов происходит постепенно и зависит во многом от эмоциональной насыщенности и разнообразия их двигательной деятельности (Е. А. Синкевич, Т. В. Большева).[14]
1.3. Цель, задачи
Цель: Эмоциональное сближение взрослого и ребенка через совместную двигательно – игровую деятельность.
Задачи:
1. Приобретение опыта партнерского доверительного взаимодействия взрослого (родителей, педагогов ДОУ) и ребенка друг с другом;
2. Активный перенос совместной двигательно-игровой деятельности в домашние условия;
3. Развитие и совершенствование функциональных систем организма, двигательных навыков и качеств детей дошкольного возраста.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Корректировка содержания
Совместную двигательно – игровую деятельность я рассматриваю, как одно из условий формирования эмоциональной сферы, психического и физического развития детей.
В психолого–педагогической науке уже давно доказана эффективность совместной деятельности для укрепления и развития эмоциональных отношений между родителями и детьми. (П. Ф. Лесгафт) [12] А от эмоциональной насыщенности совместной деятельности зависит освоение детьми дошкольного возраста двигательных процессов. (Е. А. Синкевич, Т. В. Большева). [14]
Именно совместная двигательно – игровая деятельность является наиболее природосообразной, так как:
* ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, а одной из базовых потребностей, помимо потребности в эмоциональном общении со взрослым, является потребность в движении. Психологами доказано, что ребенок – дошкольник должен совершать от 4 до 6 тыс. движений в сутки. И именно в совместной двигательно – игровой деятельности удовлетворяются обе базовые потребности детей дошкольного возраста.
2.2. Совместная двигательно-игровая деятельность на совместных
физкультурных занятиях с родителями
Совместные физкультурные занятия проводятся инструктором по физкультуре под руководством педагога-психолога 1 раз в месяц с подгруппой 8-10 пар в удобное для родителей время (вечером с 17. 30 до 18.30 ч.). Продолжительность занятия варьируется от 20 до 45 минут, в зависимости от возраста детей и вида занятия.
Для отслеживания эффективности занятия родителям предлагала анкету, вопросы которой дают возможность выяснить эмоциональное состояние родителей, их отношение к занятию, испытываемые трудности, что помогает процессу корректировки содержания занятия.
В совместные физкультурные занятия, включаются разнообразные парные физические упражнения, основные движения, подвижные игры, пальчиковую гимнастику, логоритмические упражнения, упражнения на формирование осанки, релаксационные упражнения, которые способствуют приобретению родителями и детьми разнообразного двигательного опыта и опыта взаимодействия друг с другом. Для стимулирования желания детей младшего дошкольного возраста заниматься физическими упражнениями используются игровые образы. Они наиболее соответствуют восприятию и мышлению детей этого возраста. Играя, ребенок «незаметно» осваивает основные движения. А эмоционально окрашенные упражнения делают движения для ребенка желанными и достижимыми. В то же время, игровые занятия дают возможность адаптировать родителей к совместной двигательной деятельности с детьми, повышают их заинтересованность и эмоциональную включенность.
В основе совместных физкультурных занятий лежит система физических упражнений и игр, которые:
* доступны для совместного выполнения взрослым и ребенком;
* разнообразны по своему физическому воздействию;
* направлены на развитие эмоциональной сферы, партнерских доверительных отношений взрослых и детей;
* решают не только оздоровительные задачи, но и воспитательные, образовательные.
Психолого – педагогические требования к проведению совместных занятий :
* «ритуальность» (то есть наличие обязательных действий, как бы «обрамляющих» занятие: встреча двух партнеров в начале занятия и в конце занятия – доверительная беседа двух партнеров, обмен мнениями, впечатлениями и добрыми пожеланиями);
* максимальная эмоциональная включенность взрослого;
* искренность и открытость в выражениях чувств и эмоций;
* активность в осуществлении эмоционально – тактильного контакта взрослого и ребенка;
* обеспечение атмосферы доверия, партнерства, сотрудничества и взаимопомощи.
2.3. Включение совместной двигательно-игровой деятельности в режим дня
К сожалению не все родители посещают совместные физкультурные занятия, поэтому с целью вовлечения в совместную двигательно-игровую деятельность большего количества детей важно использовать совместную двигательно-игровую деятельность воспитателями группы и инструктором по физкультуре.
Инструктор по физкультуре включает совместную двигательно-игровую деятельность в вводную и основную часть физкультурные занятия. Использование парных физических упражнений, детско-родительских игр, упражнений с положительным тактильным контактом со взрослым помогает инструктору на фоне положительных эмоций активизировать физические резервы ребенка, тем самым расширяя диапазон возможностей психического и физического развития детей.
Воспитатель группы включает совместную двигательно-игровую деятельность в режимные моменты : в оздоровительно-игровой час на прогулке, в индивидуальной работе с детьми, во время утреннего приема, в процессе укладывания на дневной сон.
Использование воспитателем группы парных физических упражнений, элементов телесной терапии (обнимание, поглаживание ребенка, игры с прикосновением, положительный тактильный контакт) поможет обеспечить все условия, необходимые для психического, физического развития, и оптимального состояния здоровья ребенка. А также поможет найти эмоциональный контакт с ребенком, правильно организовать общение с ним.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эмоциональное общение с ребенком во многом отражается на его отношение к себе и окружающему миру. Чувствуя теплую и чуткую заботу со стороны педагога, ребенок ощущает себя в безопасности и начинает испытывать доверие и привязанность к окружающим.
Использование совместной двигательно-игровой деятельности на совместных физкультурных занятиях с родителями способствует :
-эмоциональному сближению взрослых (родителей, педагогов ДОУ) и детей.
-переносу родителями и детьми двигательного опыта, полученного на совместных физкультурных занятиях в домашние условия.
- улучшению состояния здоровья детей по всем показателям (показатель заболеваемости, уровень физического развития и физической подготовленности).
А включение совместной двигательно-игровой деятельности в режим дня детей помогает воспитателю установить доверительные отношения с ребенком, а также обеспечивает все условия, необходимые для психического и физического развития ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Декларация Прав ребенка. - М. : Педагогическое сообщество России, 2005 г.
2. Закон Российской Федерации Об образовании. - М. : Проспект, 2005.
3. Конвенция о правах ребенка. - М. : Педагогическое сообщество России, 2005 г.
4. Конституция Российской Федерации
5. Концепция дошкольного воспитания
6. Семейный кодекс Российской Федерации
7. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
8. Волкова А. А. Психология и педагогика. -Изд. 2-е. -Ростов – на Дону: Феникс, 2005.
9. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. ; под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. - Спб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2000.-244 с.
10. Попова М. Н. Навстречу друг другу. - Спб. : ЛОИРО, 2001.-156 с.
11. Развивающая педагогика оздоровления/ В. Т. Кудрявцева, Б. Б. Егоров. -М. : Минка – Пресс, 2000.-296 с.
12. Спутник руководителя физического воспитания ДОУ: метод. пособие для руководителей физ. воспитания ДОУ / под ред. С. О. Филипповой. -Спб. : Детство – Пресс, 2005.- 416 с.
13. Спортивно – развивающие занятия. Первая младшая группа: планирование, разработки, рекомендации/ авт. -сост. И. В. Померанцева и др. - Волгоград: Учитель, 2008, 104 с.
14. Физкультура для малышей / Синкевич Е. А., Большева Т. В--- Спб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 1999.- 48 с. (Серия «Библиотека программы «Детство»).
15. Двигательная культура младших школьников и ее влияние на личностное развитие детей// WWW. NAUKA-SHOP. COM
16. Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника (Опыт работы ДОУ № 10 Цент развития ребенка «Золотой ключик» г. Дмитров) // Журнал Дошкольное воспитание. - 2004. - №1.- с. 36-44
17. Прищепа С. Физкультурные занятия родителей с детьми 5-6 лет// Здоровье дошкольника. -2008.-№5.- с. 22-30
18. Смирнова К. В. Игры на коленках// Дошкольная педагогика. -2008.-№7.- с. 62-63