Гущина Екатерина Геннадьевна
Игровые технологии в формировании математических представлений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из основных задач дошкольного образования - интеллектуальное развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Математика развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям при обучении в школе.
Публикация «Игровые технологии в формировании математических представлений дошкольников» размещена в разделах
Особая роль в развитии элементарных математических представлений принадлежит игровым технологиям. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых подвижных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Система увлекательных игр и упражнений по ФЭМП помогает подготовить детей к школе и позволяет усвоить основную общеобразовательную программу дошкольного образования, способствуя:
Формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;
Овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);
Развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей.
Формированию умения понять учебную задачу и выполнить ее самостоятельно.
Формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
Развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей.
Развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
Развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Дети существа удивительные, они каждый день совершают открытия, заставляя нас взрослых взглянуть на мир по-новому. Чтобы лучше их понять, необходимо самим стать чуть-чуть ребенком и взглянуть на мир их глазами.
Мир ребенка – это мир познания. Ежедневно мы отвечаем на пытливые вопросы наших ребят, а сегодня разрешите задать вопросы вам, уважаемые коллеги?
Скажите, пожалуйста, какое сегодня число. Теперь напишите, какой сегодня день недели, номер машины, на которой вы приехали, во сколько вы вышли из дома, чтобы успеть на сегодняшнее мероприятие.
Какие знания вам помогли ответить на поставленные вопросы?
Вы правы, коллеги. Математика – удивительная наука. И как говорил Михаил Васильевич Ломоносов : «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.»
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения в школе.
Коллеги, что позволит увлечь ребенка математикой в дошкольном возрасте? (игра)
Верно, главная деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни – это игра.
Не зря Василий Александрович Сухомлинский сравнивает игру с искрой, которая разжигает огонек пытливости и любознательности. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника.
Что же такое игровая технология?
Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Программа по ФЭМП направлена на развитие логико-математических представлений и умений в игровой форме. Знакомство детей с новыми материалами осуществляется на основе деятельного подхода, постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Особую роль при этом отвожу нестандартным дидактическим средствам. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания.
В. А. Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся.
Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами;
2. Игры путешествие во времени;
3. Игры на ориентировки в пространстве;
4. Игры с геометрическими фигурами;
5. Игры на логическое мышление.
Современные логические и математические игры разнообразны. В них ребёнок осваивает эталоны, модели, речь, овладевает способами познания, развивается мышление.
К ним относятся:
Занятия по математике в виде игровых комплексов : путешествия («По сказкам», «На остров Чудес», «В городе Цифрограде», «На Луну», «Математическое королевство)», математические турниры («Умники и умницы», «Самый умный первоклассник», викторины, конкурсы («Торопись, да не ошибись», «В гостях у профессора Математики», «Задания для Незнайки»).
Загадки математического содержания : Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. «Ножницы».
Настольно-печатные игры: «Цвет и форма», «Сосчитай», «Игровой квадрат», «Прозрачный квадрат», «Логический поезд» и др.
Схематические и моделирующие игры: «Логические таблицы», «Что лишнее?», «Найти фигуру», «Символы», «Счетные палочки».
Игры - головоломки на плоскостное моделирование: «Танграм», «Пифагор», «Лабиринты», «Продолжи ряд», «Пазлы», «Сложи квадрат», «Сложи кольцо», «Шашки».
Игры на объё мное моделирование: «Кубики для всех», «Тетрис», «Шар», «Змейка», «Ёж», «Геометрический конструктор» и др.
Игры – забавы: лабиринты, «Чайный сервиз», «Козлы и бараны», «Упрямый осёл».
Задачи-шутки (сущность задачи замаскировано внешними условиями) : «Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего?» (двое). «Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник?» (положить ее на угол стола). «Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной?».
Развивающие игры по математике : «Найди спрятавшееся число» (задача детей, назвать пропущенные числа).
Играют в шашки. Шашки – незаменимый «тренажёр» для тех, кто желает поумнеть и научиться мыслить логически.
Игры с мотивационной ситуацией, затруднениями в игровой ситуации : «В магазине перепутались ленты, нужно их разложить по длине», «Помогите болтливой сороке, которая не верит, что елок и берез поровну».
Игры – исследования, способствующие наглядному убеждению детей в правильности выбранного решения какой-либо задачи. Для эффективной организации данной деятельности организована предметно-развивающей среда, созданы уголки экспериментирования в соответствии с возрастом детей, оформлен наглядно-демонстрационный материал (тематические картинки, карточки с символическим изображением методов исследования, схем последовательного проведения опытов и экспериментов).
Познавательные книги для детей, рабочие тетради: «Я считаю до пяти», «Я считаю до десяти», «Я считаю до двадцати» (Е. В. Колесниковой)
Материал находится в зоне самостоятельной познавательной и игровой деятельности, периодически обновляется. К нему обеспечивается свободный доступ детей.
Оборудование для самостоятельных игр и занятий:
дидактические средства, применяемые на занятиях;
дидактические игры (настольно-печатные и с предметами);
обучающие и развивающие игры;
шашки, шахматы;
занимательный математический материал;
отдельные дидактические средства: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счетный материал, кубики с цифрами и знаками и др. ;
книги с учебно-познавательным материалом для чтения и рассматривания иллюстраций;
тетрадь «Игралочка», позволяющая закрепить и расширить знания.
Многообразие наглядно-дидактического материала в математическом уголке способствует усвоению большого по объему материала, а своевременная смена пособий поддерживает внимание детей к уголку и привлекает их к выполнению разнообразных заданий.
Для индивидуальной работы использую ситуации одевания, прогулки, приготовления к обеду («Сколько пуговиц на кофточке?», «У кого длиннее брюки (шире?», «Чего больше на тарелке яблок или груш?», «Где правая варежка, а где левая?» и т. д.).
Внедрение развивающей игровой технологии осуществляется в соответствии с принципом «от простого к сложному» и личностно-ориентированной моделью обучения.
Все эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики в увлекательной форме, предупреждать интеллектуальную пассивность, сформировать настойчивость и целеустремленность. Они должен быть разнообразными и использоваться систематически.
Математическое развитие ребенка – это процесс трудоемкий и длительный, а результат зависит от системности и планомерности занятий с ребенком.
Игровые технологии – это игровые формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля). Другими словами, понятие «игровые технологии» включает достаточно большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более продолжительное время. Помимо этого, по ФГОС, обучение в такой форме :
- развивает логическое и критическое мышление;
- формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;
- воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;
- поощряет проявление инициативы;
- способствует физическому развитию.
Основная цель игровых технологий математического развития - формирование представлении, способов действии, развитие мыслительных операции.
Одной из наиболее эффективных технологий является проблемно - игровая технология. В основе лежит активный осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату.
Целью этой технологии является развитие познавательно - творческих способностей детей в логико- математической деятельности. Проблемно-игровая технология представляется в системе следующих средств : логико-математические игры, логико-математические сюжетные игры (занятия, проблемные ситуации и вопросы, творческие задачи, вопросы и ситуации, экспериментирование и исследовательская деятельность). Технология позволяет ребенку овладеть средствами (речь, схемы и модели) и способами познания (сравнением, классификацией, накопить логико-математический опыт.
В проблемно - игровой технологии логико - математические игры представлены в виде групп :
- настольно-печатные - «Цвет и форма», «Логический домик» и др. ;
-игры на объемное моделирование - «Кубики для всех», «Геометрический конструктор» и др. ;
-игры на плоскостное моделирование - «Танграм», «Сфинкс», «Тетрис» и др. ;
-игры из серии «Кубики и цвет», «Сложи узор», «Куб-хамелеон», «Цветное панно и др. ;
- игры на составление целого из частей - «Дроби», «Чудо-цветик» и др. ;
- игры-забавы - перевертыши, лабиринты, игры на замену мест («Пятнашки») и др.
Сейчас, я предлагая отойти от теории и окунутся в мир детства. Давайте поиграем!
1. Игра называется «Не собъюсь!»
Упражнения нейробикой, развивая межполушарные связи, направлены на улучшение мыслительной деятельности и пространственной памяти, развитие познавательных способностей, что крайне необходимо для успешного математического развития.
Первая игра на внимание «Кулак, ребро, ладонь». Я вам показываю три положения рук на плоскости. Вы сначала выполняете со мной в медленном темпе затем без меня ускоряясь.
Второе упражнение «Ухо, нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью наоборот» .
Более сложное упражнение «Восьмерка». Правой рукой рисуем в воздухе восьмерку, запоминаем мысленно движение рукой. Левой рукой рисуем знак бесконечности, запоминает движение рукой. Теперь выполняем оба движения одновременно.
2. Игра «Составь по образцу» (геометрические фигуры, цифры, модули).
3. Игра «Кто самый внимательны?» (составление фигуры по памяти)
4. Игра «Угадай, сколько?» (игра с фасолью (на ощупь, то есть тактильные ощущения).
5. Игры со стаканчиками:
- Игра: «Гусеничка». Понадобятся стаканчики с цифрами (цифры или арифметическое действие можно написать маркером или приклеить цифры).
Задание: - поставь стаканчики по порядку, в обратном порядке.
- Игра: «Башня». Задание: построить башню из четных чисел или из нечетных. Я обычно ввожу соревновательный мотив – делю детей на 2 команды и предлагаю посмотреть : кто справиться быстрей.
Игра «Прятки». Цель: развивать внимание, память, закрепить состав числа в пределах десяти. Для игры ставим стаканчик по кругу, под один из них прячем камешек, цифру.
Камешек находиться под стаканчиком с числом - ответом 8. Задача детей найти спрятанный предмет. А для того, что бы его найти, нужно решить примеры. Кто нашел – забирает себе. У кого больше – тот и победил!
А еще, стаканчики очень удобны в хранении, так как штабелируются и занимают очень мало места и в них можно вставить ложечки!
6. Математические тренажеры.
После усвоения материала тренажеры могут использоваться как для подгрупповых, так и для индивидуальных занятий с детьми.
- Учимся решать примеры.
- Изучаем время.
- Закрепляем цвет и форму.
- Ориентировка в пространстве.
- Состав числа.
Рассмотрим математический тренажёр «Цветные ладошки».
Цель: формирование элементарных математических представлений
Задачи:
- развивать цветовосприятие, ориентировку в пространстве;
- обучать счету;
- развивать умение пользоваться схемами.
Задания:
1. Сколько ладошек (красного, желтого, зеленого, розового, голубого, фиолетового) цвета?
2. Сколько квадратов (желтого, зеленого, голубого, красного, белого, черного) цвета?
3. Сколько ладошек в первом ряду смотрит влево?
4. Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?
5. Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?
6. На нас смотрит ладошка зеленого цвета в синем квадрате, если сделать один шаг вправо и два вниз, где мы окажемся?
7. Задай маршрут движения товарищу.
Пособие изготовлено из разноцветного цветного картона с помощью детских ручек.
7. МНЕМОТАБЛИЦА
Методика работы с мнемотаблицей заключается в следующем. Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и расшифровывает закодированную информацию. Затем устанавливаются логические связи, объясняется способ запоминания. Таблица убирается, а дети воспроизводят её графически самостоятельно. Важно научить детей способам запоминания. По мере усвоения этих способов время расшифровки с помощью воспитателя сокращается.
Рассмотрим для примера мнемотаблицу «Геометрическая фигура квадрат» :
Задача данной таблицы - закрепить представления о свойствах квадрата. Квадрат располагаем в центре таблицы. Все остальные элементы отражают какие-то свойства или особенности данной фигуры. Цифра четыре может обозначать, что у квадрата четыре стороны; у стула четыре ножки и стул-это перевёрнутая четвёрка; с буквы К начинается слово «квадрат»; если соединить два треугольника, то получится квадрат; «ёлочка» из четырёх углов обозначает, что у квадрата четыре угла, так же как у стола. Таким образом, все элементы в таблице. Таблицы могут быть составлены по запоминанию цыфр, количеству, временным представлениям и т. д.
Далее мы рассмотрим следующие игровые технологии, дидактический материал по которым присутствует во многих группах, но педагоги не используют их для интеллектуального развития воспитанников.
1. Логические блоки Дьенеша. Являются наиболее эффективным пособием среди огромного количества разнообразных дидактических материалов. В комплект игры входят карточки с условным указанием свойств блоков и карточки с отрицанием свойств. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Карточки – свойства помогают детям перейти от наглядно – образного мышления к наглядно – схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно – логическому. Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и сточки зрения общего интеллектуального развития.
2. Игры с палочками Кюизинера. С математической точки зрения палочки Кюизинера – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные ситуации. цвет и величина, моделируя число, подводит детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребёнка как результат его самостоятельной практической деятельности (поиска, исследования).
3. Игры Никитина. Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора – механика и т. д. Большинство творческих развивающих игр Никитина не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, то есть заниматься творческой деятельностью более высокого порядка. В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно – временные отношения, многообразие геометрических форм. В серию входят игры: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб», «Кирпичики», «Кубики для всех», «Логические кубики», и др. Работу с кубиками рекомендуется начинать с наборов «Сложи узор» и «Сложи квадрат», а затем постепенно добавляются новые наборы.
4. Игры Воскобовича. Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3-7 лет, направленную на развитие мышления, памяти, внимания. Основным принципом педагогической технологии является развитие детей в игре, с помощью которой выстраивается почти весь процесс обучения ребёнка – дошкольника («Квадрат Воскобовича», «Геоконт», «Математические корзинки, «Складушки»).
В завершении хочется сказать, что обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр. с детьми нужно «играть2 в математику. Игровые технологии дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.
Спасибо за внимание!
Используемые источники:
https://multiurok.ru/files/seminar-praktikum-ispolzovanie-igrovykh-tekhnologi.html
https://ya-uchitel.ru/load/prezentacii/prezentacii_po_doshkolnomu_vospitaniju/konkursnaja_prezentacija_matematika_v_figurakh_multimedijnoe_didakticheskoe_posobie/200-1-0-13957
https://nsportal.ru/ira-samsonova1969