Папки-передвижки

Игровые технологии по развитию сенсорных навыков у детей раннего возраста

Татьяна Ларькина
Игровые технологии по развитию сенсорных навыков у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Большинство педагогов и психологов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую развитие ребенка. Уже в раннем возрасте ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре быть самостоятельным, выбирать игрушки или использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности. Для этого в своей практике использую современные игровые технологии по развитию сенсорных навыков у детей младшего возраста.

Публикация «Игровые технологии по развитию сенсорных навыков у детей раннего возраста» размещена в разделах

Понятие «игровые технологии» включают в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В раннем возрасте игровые технологии используются как отдельные игровые моменты. Их задача в этом возрасте – это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умение видеть взрослого как интересного партнера в игре.

Как известно, в раннем возрасте начинается усвоение ребенком сенсорных эталонов. Дети знакомятся с цветом, формой, величиной. Усвоение данных понятий происходит наиболее успешно если педагог умеет организовывать увлекательные игры, вовлекаясь в сюжет которых, дети усваивают необходимый программный материал.

Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств.

Главными задачами сенсорного воспитания являются :

1. Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир,Учим ребёнка определять форму предмета в целом,выявлять форму, размер главных частей предмета, выявлять второстепенные части предмета. Формировать у детей сенсорные эталоны.

• Цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый).

• Формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т. д.)

• Величины (большой, маленький, самый маленький и т. д.)

• Вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный)

• Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т. д.)

4. Формировать у детей умения использовать свои сенсорные навыки в разных видах деятельности.

Для сенсорного воспитания детей необходимо создавать нужные условия:

1. Разнообразная содержательная детская деятельность.

2. Богатая предметно - развивающая среда (оснащение уголков).

3. Систематическое руководство сенсорным развитием детей, в результате которого дети должны знать все эталоны системы, уметь обследовать.

Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст моих детей от 1,5 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. А. П. Усова верно указывала, что 9/10 накопленного умственного багажа детей дошкольного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления. Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Процесс образования меняется, идет вперед, появляются новые разработки, программы, в следствии меняется и потребность школ в новых, умных, любознательных детях. Значит должен меняться и сам педагог- воспитатель, вносить что- то новое, яркое.

Работая с самыми маленькими детишками (от 2 до 3 лет, уделяю особое внимание сенсорному развитию детей, так как именно этот возраст является наиболее восприимчивым для усвоения сенсорных эталонов, благодаря которым, малыш познает окружающий мир, учится, развиваются его не только тактильные ощущения, но и мышление, восприятие всего окружающего.

В своей работе по развитию сенсорных способностей детей я использую различные дидактические игры и пособия, как готовые так и сделанные своими силами.

В своей работе я использовала следующие виды дидактических игр:

1. Игры для сенсорного развития :

Величина: «Собери грибы в корзинку», «Какая рыбка плавает в водице», «Угости зайчика морковкой» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине;

Форма: «Геометрическое лото», «Развивающее лото», и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме;

Цвет: «Клоуны и шары», «Спрячь мышку», «помоги куклам найти свои игрушки» «Бабочки и цветы» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

Развитие осязания : «Чудесный мешочек», «Забавные зверушки»», Тактильная коробка - это дидактическое пособие, предназначенное для детей раннего возраста. Сделана из обычной коробки из-под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой. Коробка наполнена разными по фактуре кусочками ткани. Также в ней находятся небольшие предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т. д. Все предметы, находящиеся в коробке, дети с большим интересом исследуют руками. Это пособие помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир с совершенно непривычной точки зрения.

2. Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата — собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей.

мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

Для формирования и развития детей по сенсорному развитию создан в группе сенсомоторный уголок, способствующий развитию сенсорных способностей детей. Дети играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот уголок.

Целью сенсомоторного уголка является обогащение чувственного опыта ребенка, развитие мелкой моторики, стимуляция двигательной активности; создание положительного эмоционального фона, повышение работоспособности ребенка; повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности ребенка.

Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов : форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.

Обогащению чувственного, сенсорного опыта способствует не только сенсорный уголок, но и вся предметно-развивающая среда группы.

Например, в спортивном уголке имеются кубики разных цветов, мячи разных диаметров, ребристые дорожки, кегли, мешочки с разными наполнителями: песок, крупы; дорожки со следами, массажные коврики, кольцеброс и др. Спортивный уголок направлен не только на развитие физических качеств, но и на закрепление представлений детей о цвете, форме, величине, свойствах материалов: пластмасса, резина.

В группе организован Центр песка и воды. Это отдельный столик, с двумя прорезями под тазы, емкости которых наполнены песком и водой. Он предназначен для знакомства малышей в доступной форме со свойствами песка и воды: сухой песок сыплется, из мокрого можно лепить пирожки; из снега можно лепить снеговика; вода льется и принимает форму сосуда.

Уголок конструирования позволяет детям интересно действовать с деталями строительного материала различными способами: накладывать одну на другую, приставлять, прикладывать. При этом они открывают для себя их физические свойства (шарик катится, кубик устойчиво стоит, кирпичик неустойчиво стоит на узкой короткой грани). В группе имеются не только традиционные материалы для строительных игр, но и нестандартные - это обычные губки для мытья посуды, которые являются замечательными «кирпичиками» для построек.

В дальнейшем я буду продолжать работу по сенсорному развитию детей, потому что день за днем маленькому ребенку необходимо реализовывать его первую потребность в познании: трогать, осязать, и совершать все нужные для его возраста манипуляции, развиваться, расти, взрослеть. Познание окружающего мира начинается с ощущений, восприятия. Чем богаче будут ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком знания об окружающем мире.

Уважаемые воспитатели! Играйте со своими воспитанниками постоянно. Ведь игра -это именно тот вид деятельности, который ребенку доступен больше всего. именно в игре ребенок способен овладеть большим количеством знаний, умений и навыков, реализовать себя! «Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра- это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский

Публикации по теме:

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста Дети раннего возраста активны и любознательны, но их трудовая деятельность в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена.

«Роль сенсорных игр в развитии детей раннего возраста». Занятие в рамках клуба общения для родителей«Роль сенсорных игр в развитии детей раннего возраста». Занятие в рамках клуба общения для родителей Формирование позитивного эмоционального контакта между родителями, детьми и педагогами ДОУ, внутри родительского коллектива группы, реализации.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» С восприятия предметов и явлений окружающего мира появляется познание. Для того чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, крайне.

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

Методическая разработка «Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ» Уважаемые коллеги и родители предлагаю вашему вниманию методическую разработку для воспитателей и дефектологов районного методического объединения.

Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возрастаОрганизация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возраста Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников. 2я группа раннего возраста. Труд становится великим воспитателем,.

Подборка дидактических игр для развития «Сенсорных способностей детей раннего возраста»Подборка дидактических игр для развития «Сенсорных способностей детей раннего возраста» Я хотела бы выразить благодарность сайту "МААМ. RU" ,за то что есть у нас возможность делиться опытом и перенимать опыт у коллег. Очень много.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста посредством нетрадиционных игровых технологий Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии по развитию сенсорных навыков у детей раннего возраста
Опубликовано: 17 ноября 2020 в 19:53
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые технологии по развитию сенсорных навыков у детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ларькина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД