Наталья Михайлова
Игровые приемы в обучении дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые приемы в обучении дошкольников
Всем педагогам, которые работают с дошкольниками, известно, что игра в жизни детей занимает огромное место. Игры сопровождают всю жизнь малыша. В игре он постигает правила и нормы жизни, в игре учится общению со сверстниками и взрослыми, примеряет на себя различные социальные роли, в игре впервые получает представление о том, «что такое хорошо, и что такое плохо»
Игру можно понимать по разному
- игра - особый вид человеческой деятельности;
- игра- средство влияния на играющих (так как она специально организуется и имеет определенную цель);
-игра - особый набор правил, требующих своего исполнения.
Публикация «Игровые приемы в обучении дошкольников» размещена в разделах
«Игра - это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»
(В. А. Сухомлинский)
В любой игре может быть реализован весь комплекс нижеприведенных функций:
1. эмоционально - развивающая функция 2. диагностическая функция - раскрываются скрытые таланты;
3. релаксационная функция - снижается излишнее напряжение;
4. компенсаторная функция - дает человеку то, что ему не хватает;
5. коммуникативная функция - является великолепным средством для общения;
6. функция самореализации- служит средством для достижения желаний и реализации возможностей;
7. социокультурная функция - в процессе игры человек осваивает социокультурные нормы и правила поведения;
8. терапевтическая функция - может служить средством лечения психических расстройств человека.
Организация качественной, полезной игры сложный и кропотливый процесс. Педагог должен мастерски владеть этим искусством (точно сформулировать правила, организовать пространство, выбрать подходящее время, определить сюжет игры, подобрать игровой реквизит и грамотно организовать начало и финал) При организации игры он должен выбрать в качестве основной цели одну- две функции, которые будут для него наиболее важными.
Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины.
При планировании работы на учебный год воспитатели ставят перед собой цели и задачи, посредством которых они будут развивать творческие способности детей, физические возможности, помогать создавать дружный детский коллектив, т. е. максимально использовать роль игры в воспитании. Вот почему игры во всем своем многообразии широко применяются в воспитательной работе с детьми.
Детские игры очень разнообразны и могут иметь несколько классификаций. Мы выделим лишь наиболее распространенные детские игры.
1. Сюжетно-ролевые игры
. Основной вид игр дошкольников. В процессе этой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых. К самым распространенным сюжетно-ролевым играм можно отнести «Магазин», «Больница», «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Автобус» и многие другие. Как видим большинство из них знакомят детей с различными профессиями.
2. Подвижные игры.
Дети очень активны и непоседливы, поэтому подвижные игры так важны для них. В них они могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить такие физические качества как быстрота, ловкость, сила. Такие игры особенно полезны на открытом воздухе.
3. Дидактические игры.
Очень важные игры для начинающих познавать мир малышей. Эти игры дают представления об окружающем мире, о таких важных понятиях как цвет, величина, форма. Такие игры развивают мышление, память. Это игры типа «Чей это домик», «Найди одного цвета», «Найди пару», «Из чего сделано» и др.
4. Настольно-печатные игры.
Это игры малой подвижности, но большую направленность имеют на развитие процессов мышления, памяти, воображения. Настольно-печатных игр сейчас великое множество. Все они красочные и привлекательные для малышей. Это такие игры как «Лото», «Мозаика», «Домино» и др.
5. Театрализованные игры.
Игры помогающие ребенку больше понять и прочувствовать литературное произведение, игры развивающие речь и творческие способности малышей.
Существует еще много видов и классификаций игр. Игры с правилами и без них, игры-драматизации, игры-имитации, режиссерские игры, пальчиковые игры и т. д. Все они несут в себе большую познавательную, развивающую и эмоциональную ценность для детей, а значит и их родителей
Обучение дошкольников также очень трудно представить вне игры. Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
В работе с детьми я часто использую игру-
«Соедини по точкам» на занятиях по формированию элементарных математических представлений (провожу со всеми) - у детей развивается воображение, повторяем числовой ряд, происходит развитие мелкой моторики (штриховка, повторяем цвета, узнаем что-то новое из жизни того или иного животного.
Практически на всех занятиях я использую пальчиковые игры, которые способствуют развитию речи, моторики мелких мышц, памяти, внимания и др. «Однажды хозяйка.