Елена Токарева
Игровые методы и приемы в формировании речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
От двух до трех лет внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение. Ему теперь хочется поговорить о том, что было или будет, о прослушанной сказке и т. д. Этому соответствует начало овладения фразовой речью. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро.
Для развития речи мы ставим перед собой такие образовательные задачи, как:
- развивать эмоциональную отзывчивость на литературные произведения и интерес к ним;
Публикация «Игровые методы и приемы в формировании речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- вырабатывать умение слушать чтение вместе с группой сверстников, когда воспитатель читает или рассказывает;
- вовлекать в инсценирование, подговаривание слов в сказке.
Развивать звуковую культуру речи : учить говорить внятно, не торопясь, достаточно громко;
- поддерживать игры со звуками в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий;
- учить узнавать персонажи по звукоподражанию («ко – ко – ко», «му-у-у», «гав – гав»).
- стимулировать ребенка повторять отдельные слова и выражения из стихов и сказок, испытывать радость от игр со звуками, словами, рифмами;
- учить следить за развитием действия в коротких стихотворениях, потешках, сказках с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, действия, а затем без него;
- побуждать самостоятельно рассматривать книги, узнавать героев литературных произведений и их действия при многократном чтении, рассказывании, рассматривании иллюстраций;
- активно выражать свои впечатления, отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций («Кто это?», «Где у зайки ушки?», «Что он делает?», «А что это?».
В раннем детстве развитие речи идет по двум направлениям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. Понимание речи взрослых в этот период качественно изменяется. Ребенок не только понимает отдельные слова, но становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Он начинает с интересом слушать любые разговоры взрослых, стремясь понять, о чем они говорят. В это время дети активно слушают сказки, рассказы, стихи – и не только детские, но и труднодоступные по смыслу.
Развитие речи ребенка 2-3 лет в большой степени зависит от внимания и усилий родителей. Нельзя пропустить этот период. Родителям необходимо запастись книжками и терпением, проводить с детьми занятия, и как можно больше говорить с ними. Уделять внимание развитию мелкой моторики. Она тоже оказывает влияние на развитие речи у ребенка. Складывая пазлы, стараемся описывать картинку, которая будет получаться. Нельзя забывать и о развивающих играх.
Наверняка все замечали, насколько дети любят подражать. Этим качеством можно воспользоваться с пользой, если применять его в обучении. Вы когда-нибудь играли в зоопарк? Имитация голосов животных не только веселая игра, но и полезное упражнение для развития речи ребенка 2-3 лет.
У всех, где есть маленькие дети, дома много мягких игрушек. Их можно расставить по комнате. Потом вместе с малышом подходить поочередно к каждой игрушке и знакомиться с ней. Но есть одно условие – говорить нужно на их языке. Это будет замечательная тренировка для ребенка. Даже не зная специальных упражнений, можно делать зарядку для языка и губ, которая необходима для более быстрого развития речи детей.
Первое упражнение можно выполнять утром, во время умывания. Малыш наверняка любит корчить рожицы перед зеркалом, вот этим и можно воспользоваться. Пусть он вытягивает губы трубочкой, произносит «О», «МО», «ВО». Для этого упражнения достаточно 2 – 3 минуты.
Зарядку для языка проводить еще проще. Намажьте губки ребенка чем-нибудь сладким, и пусть он это слижет. Не забудьте и про уголки рта, там тоже должно быть чисто. Такое занятие не только повеселит кроху, но и будет хорошей тренировкой мышц лица и языка.
Ну и последнее – улыбка. Широкая улыбка разрабатывает мышцы лица, и малыш быстро научится произносит «Ы».
Благодаря таким несложным и забавным упражнениям для развития речи детей 2 – 3 лет, малыш быстро освоит новые звуки и начнет говорить.
Темп развития речи ребенка на третьем году жизни заметно возрастает. К концу второго года ребенок употребляет до 300, а к концу третьего года – от 500 до 1500 слов. Наряду с расширением словаря и уточнением произношения слов происходит усвоение грамматического строя родного языка. Речь ребенка начинает приобретать связный характер и выражать простейшие отношения между предметами. Овладевая в ходе предметной деятельности способами употребления предметов, дети начинают и в речевом общении улавливать и употреблять грамматические формы, при помощи которых эти способы можно обозначить.
Сосредоточение на том, как взрослые произносят слова, и усвоение грамматических форм родного языка развивают у ребенка чутье языка. К концу раннего возраста дети довольно хорошо согласовывают слова в предложении. Часто они сами, играя, пробуют подбирать слова с определенным оттенком значения.
Общение со взрослым имеет определяющее значение для развития речи. В то же время развитие речи раскрывает для ребенка возможности развития общения.
Речь ребенка развивается, главным образом, благодаря каждодневному общению со взрослыми, которые стремятся к обмену информацией, т. е. хотят понять и быть понятыми. Исследования показали, что чтение книжек с картинками также облегчает ребенку овладение речью. Особенно полезным чтение оказывается, если взрослые (воспитатели, родители) задают детям открытые вопросы, поощряющие их придумать развитие какой-либо истории, и должным образом реагируют на попытки ребенка ответить на эти вопросы.
Развитие речи в раннем детстве происходит в несколько этапов. С каждым этапом, ребенок все больше и больше усовершенствует свой словарный запас, общение с родителями постепенно переходит на более зрелый уровень. В периоде от двух до трех лет наблюдается резкое расширение словарного запаса ребенка. С помощью слов он уже неплохо выражает свои мысли, активно вступает в разговор со взрослыми, задавая при этом кучу интересующих его вопросов. Не зря же 2 года называют «возрастом почемучек». Раннее развитие ребенка в этом возрасте связано с употреблением не только отдельных слов, но и простых коротких предложений. Развитие речи детей этого возраста представляет собой завершение формирования начальных знаний и навыков, из которых впоследствии начнется новый этап в развитии речи ребенка. В трехлетнем возрасте ребенок с помощью слов может рассказывать обо всем, что происходит вокруг него. Как и в два года, малыш интересуется всем вокруг, задавая много вопросов взрослым. Все больше и больше речь для ребенка становится средством самовыражения, отражения своего внутреннего мира и своих желаний. Он уже умеет различать, когда речь идет о плохом, а когда о хорошем. Малыш с радостью учит детские песенки, сказки, потешки и стишки. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи ребенка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говорится, чтобы справиться с врагом, его нужно "знать в лицо", поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги.
Типичные проблемы развития речи дошкольника :
1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
3. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.
4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)
6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
7. Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
8. Плохая дикция.
Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад. Считается, что планомерные занятия в группе помогут малышу в этом нелегком деле. Очень часто надежды эти не оправданы: во многих детских садах развитию речи не уделяется достаточного внимания. Но, даже, если на занятиях родной речи отведено достойное место, все же имеет смысл проследить: достаточно ли у ребенка развивается дикция, словарный запас, умение использовать интонацию, строить диалог, развернутые ответы.
Рассмотрим кратко какие упражнения и игровые занятия (дидактические игры, игры-инсценировки, хороводные игры, игры-сюрпризы, игры- импровизации, игры-занятия с картинками) мы проводим с детьми для развития речи.
Для налаживания речевого общения с ребенком и обогащения его словаря мы стараемся использовать все режимные моменты и бытовые ситуации. Важным моментом нашей работы является использование для развития речи самостоятельных предметных и игровых действий самого ребенка. Мы сами активно включаемся в игровую деятельность детей, побуждая их выполнять несложные поручения, отвечать на вопросы в ходе занятия.
Вся наша работа сопровождается постоянными наблюдениями за живыми объектами, движущимся транспортом, то есть за всем, что привлекает детское внимание и вызывает яркие эмоциональные и речевые реакции, непроизвольную ситуативную речь. Поддерживая диалог с ребенком, стараемся дать полное развернутое речевое описание происходящего.
С детьми постоянно организовываются игры – занятия по рассматриванию игрушек, картинок, предметов… Примером могут служить такие как «Чудесный мешочек», «Кто, кто в домике живет?», «Кто чей детеныш?» и т. д.
Для организации игр и занятий используются игрушки, реальные предметы, картинки, муляжи. Создавая загадочную игровую ситуацию, мы привлекаем детей к инсценированию, звукоподражанию, включая каждого ребенка в различные ситуации и небольшие сюжетные сценки. Каждый ребенок получает возможность самостоятельно обследовать принесенные предметы, пробует с ними играть. В процессе разыгрывания небольших сценок, дети проговаривают слова, изображают движения персонажей.