Ольга Марусич
Игровой тренинг по межличностному общению для родителей «Сплочение»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать умение самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, с помощью активного игрового взаимодействия совершенствовать коммуникативные навыки.
Задачи:
— развитие интереса к себе, формирование первичных навыков самоанализа;
— развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
— формирование умения говорить и думать о себе.
1. Релаксация.
Сесть удобно, расслабиться.
1. Вдохнуть глубже, зафиксировать вдох и выдохнуть (3 раза).
Публикация «Игровой тренинг по межличностному общению для родителей „Сплочение“» размещена в разделах
2. Сжать руки в кулаки и расслабить (с каждым разом сильнее- 3 раза).
3. Разжать пальцы в напряжении опустить руки вниз, стряхнуть (не на соседа)
4. Поулыбаться как можно шире.
5. Воздушный поцелуй вправо, влево, двумя руками.
2. Знакомство.
Оборудование: бейджики с изображением цветов, героев сказок и мультфильмов.
Участники выбирают тренинговое имя.
Вы вправе взять себе любое имя: литературного героя, цветка, героя мультфильма. На протяжении всего тренинга все будут обращаться к друг другу по этим именам. Вам дается две минут выбрать имя, и подготовиться к взаимному представлению.
- Почему вы взяли именно данное имя на время тренинга?
Упражнение должно настроить участников на серьезное отношение к делу.
3. Нетрадиционное приветствие.
Человек живет в мире стереотипов. И это совсем неплохо! Они помогают ему экономить энергию для творчества и раздумий о смысле жизни. Но они и мешают, обедняя нашу жизнь и отношения с близкими людьми. Например, как вы приветствуете друг друга при встрече? Кто готов рассказать и показать традиционные способы, приемы, манеру приветствия?
Что вы при этом испытываете? Наверное, не очень много эмоций, так как это дело привычное Вы всегда так здороваетесь. Теперь давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия. Какие? Для начала предлагаю несколько вариантов приветствия:
1. Ладонями, но только их тыльной стороной.
2. Стопами ног (внутренней частью, только очень легко, чтобы не было больно).
3. Коленями (внутренней стороной колена левой ноги, слегка коснуться внутренней стороны колена правой ноги партнера).
4. Плечами (правое плечо легонько прикасается к левому плечу партнера, а затем наоборот).
5. Лбами (но очень осторожно, чтобы не повредить ни собственной головы, ни тем более головы партнера).
Назовите ваши варианты. Мы готовы их попробовать.
Следует установить контакты со всеми участниками тем или иным способом. Участники делятся друг с другом и со всей группой своими ощущениями.
4. Поменяйтесь местами те, кто…
Продолжим знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала это буду я) предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким-то общим признаком.
Например, я скажу: "Пересядьте те, кто считает себя общительным человеком", - и все те, кто считает себя общительным, меняются местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно их освободившихся мест, а тот, кто остался без места, продолжает игру.
- С какой целью проводилось данное упражнение?
5. Зеркало.
Участники разбиваются на пары. Один из них будет Человеком, другой – его Отражением. Человек делает любые движения, отражение – повторяет. Причем особое внимание уделяется тому, чтобы Отображение действовало в том же ритме, что и Человек.
6. Тарелка с водой.
Оборудование: тарелка с водой
Участники образуют два круга, все стоят лицом к центру круга. Участники, оказавшиеся во внутреннем круге, с закрытыми глазами передают тарелку с водой, участники из внешнего круга стоят без комментариев и эмоциональных реакций, запрещается помогать и корректировать.
По окончании упражнения участники делятся впечатлениями. Хотели ли вы помочь?- Трудно ли было удержаться от поддержки?
7. Симфонический оркестр.
Участники образовывают группы по пять человек. Каждая пятерка — это маленький симфонический оркестр. Вам необходимо в течение одной минуты выбрать дирижера, именно он будет руководить вашим оркестром, а дирижер должен будет распределить инструменты среди своих музыкантов и отрепетировать с ними какую-нибудь мелодию. Все участники обязаны подчиняться дирижеру. Через три минуты — выступление вашего оркестра.
После выступлений всех симфонических оркестров и аплодисментов слушателей ведущий просит каждую группу ответить на следующие вопросы:
- Как вы определили дирижера?
- Сложно ли было сделать выбор?
- Насколько комфортно вам было в процессе подготовки к выступлению?
- Как вы оцениваете результат — своего выступления?
8. Стул хвастовства.
Все участники садятся в общий круг. Ведущий берет один из свободных стульев и ставит его так, чтобы он выступал из круга, при этом сам тренер располагается чуть позади и справа.
Это непростой стул. Это стул хвастовства. Каждый, кто сядет на него, получает право похвастаться. Чем? Да чем угодно! Любым достижением на своем жизненном пути. Например, тем, что закончил школу на одни пятерки, или тем, что выиграл спортивные соревнования. Может статься, что какое-то достижение в глазах других кажется малозначимым, но для самого человека оно является очень важным. Скажем, ваш ребенок без напоминаний сходил на рынок за картошкой, или убрался дома. Этим тоже можно похвастаться. Тот, кто садится на этот стул, должен начинать свое сообщение со слов : «Я хочу похвастаться тем, что.» Итак, кто первый?
После первого «хвастовства» ведущий инициирует аплодисменты и восторженные отзывы. Это особенно важно для эмоциональной поддержки робких и застенчивых участников. Выступив, сидящий на «стуле хвастовства» называет следующего, кому он предлагает сесть на этот стул. При желании можно садиться на «стул хвастовства» неоднократно.
- Тяжело ли было сесть на стул хвастовства?
9. Атомы и молекулы.
Вы одинокие атомы, начинается хаотичное движение, при этом возможны столкновения друг с другом, объединения. По моей команде, вы объединяетесь в молекулы, число атомов, которое я назову.
10. Мусорное ведро.
Оборудование: листы бумаги с началом фразы, ручки, корзина для мусора.
Зачем человеку мусорное ведро? Зачем необходимо освобождаться от мусора? Представьте жизнь без мусорного ведра. Также и с чувствами: накапливаются ненужные, бесполезные. Запишите на листочках чувства, от которых хотите избавиться. “Я обижаюсь на …”, “Я злюсь на …”, “Я боюсь …”.Сверните листы в комочек, выбросите корзину.
11. Подсолнух.
В конце нашего тренинга, мне хочется предложить вам небольшое упражнение, которое называется «Подсолнух».
Сядьте на стульчики и закройте глаза.
Вспомните о том, как сегодня все происходило. Теперь откройте глаза и медленно поднимитесь. Почувствуйте, что вы постепенно превратились в единую группу и стали ближе друг другу. Сузьте круг, чтобы стоять вплотную друг к другу, и положите руки на плечи своим соседям. Представьте себе, что вы все — это цветок подсолнуха, который медленно покачивается от дуновения ветерка. Закройте глаза и медленно качнитесь сначала влево, а затем вправо. Продолжая двигаться в том же ритме, откройте глаза и посмотрите на остальных членов группы. Встретьтесь глазами с каждым. Теперь постепенно остановитесь, снова закройте глаза и опустите руки. Осознайте, что подсолнух уже созрел, и каждый из вас сейчас превратится в самостоятельное подсолнуховое семечко. Отойдите с закрытыми глазами на пару шагов назад и медленно развернитесь спиной друг к другу. Почувствуйте, что ветер уносит вас сейчас от подсолнуха, что вы снова одни, но несете в себе при этом энергию зародыша. Попытайтесь ощутить эту энергию в своем теле. Скажите себе: «Я наполнен жизненной силой, и у меня есть энергия для роста, развития и позитивного общения с другими людьми.» Теперь постепенно откройте глаза. Работа нашей группы завер-шена.
Образный рассказ ведущего сопровождается музыкой например, А. Вивальди — «Весна», «Largo»