Барият Казиева
Игровой тренинг для педагогов «Безопасность и здоровье детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов и
повышение их педагогического мастерства.
Задачи:
- теоретически обосновать формирование основ безопасности
жизнедеятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста;
- сплочение педагогического коллектива, совершенствование навыков
коммуникации и рефлексии.
Материалы и оборудование:
Музыкальное сопровождение для игр, листы бумаги формат А-4, фломастеры, мольберт,
Форма проведения: игровой тренинг
Публикация «Игровой тренинг для педагогов „Безопасность и здоровье детей“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Педагог-психолог: проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей.
Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том,
чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к
встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными
ситуациями, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их, а подготовить к полноценной жизни. Для решения этих задач необходимо:
• Оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей вовремя НОД и в свободной деятельности;
• Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой;
• Создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.
Безопасность жизнедеятельности включает в себя следующие разделы:
• ребёнок в общении с другими людьми;
• ребёнок и природа;
• ребёнок дома;
• здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка;
• ребёнок на улице.
А сейчас приглашаем поиграть
И проблемы порешать.
Что-то вспомнить, повторить,
Что не знаем, подучить.
Упражнение «Поздороваемся глазами»
Цель: положительный настрой на работу, установление контакта между коллегами.
Задание 1. «Сказка ложь, да в ней намек»
Кто назовет больше сказок, где нарушение основ безопасности жизнедеятельности привело к печальным последствиям. Объяснить почему?
(«Колобок», «Приключение Буратино», «Красная Шапочка» - чрезмерное доверие незнакомым;
«Гуси – лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - слушаться старших;
«Кошкин дом» - несоблюдение правил пожарной безопасности; «Волк и семеро козлят» - не открывать дверь чужим;
«Спящая красавица» - будь осторожен с колющими и режущими предметами;
«Снежная королева» - нельзя цепляться за транспорт,
«Три медведя»- заходить в чужой дом и др.
Игра «Раз – два – три, что опасно – найди»
Задачи:
• Закреплять представления об источниках опасности;
• Развивать самостоятельность, сообразительность, внимание;
• Воспитывать чувство товарищества.
Правило: не толкаться и не отбирать предметы друг у друга.
Материалы: опасные предметы: нож, утюг, вилка от розетки, стекло, горячий чай, химикаты; безопасные предметы: книга, паста, ложка и т. д.
Ход игры:
Выбирается Стобед, который отворачивается от группы детей и считает до 5. Дети в это время берут их уголка спасателя те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Стобед с закрытыми глазами отгадывает, что за предмет у каждого. Если он отгадывает, то ребенок рассказывает Стобеду, чем этот предмет опасен и как с ним правильно обращаться.
«Пожароопасные предметы»
Цель: стимулировать развитие скорости реакции и внимания.
Игровые действия: называть предметы по порядку, хлопать в ладоши.
Игровые правила: узнавать слова, обозначающие пожароопасные предметы.
Набор слов для игры: утюг, журнал, телевизор, ручка, тостер, жвачка, хлопушка, памперс, пустышка, котлета, компот, пожарный, торт, огнетушитель, пакет, кисть, каска, рукав, ноты, компьютер, краски, спички, бинт, чайник, маска и др.
Игра «Так, да не так»
Задачи:
• Учить отличать опасные для жизни ситуации от неопасных;
• Развивать внимание;
• Воспитывать желание соблюдать правила безопасности;
• Формировать навыки самовыражения, умения донести информацию.
Правила:
• При возникновении опасных ситуаций демонстрировать предмет или действие, способное с ним справиться, предотвратить;
• Возникновение неопасной ситуации – радостный прыжок с картонной рожицей улыбающегося человечка «Улыбайки.
Ход игры:
Группа делится на две подгруппы: друзей Стобеда и спасателей. В течение всей игры «стобеды» демонстрируют различные опасные ситуации: стоят на подоконнике (в качестве подоконника используют детские стульчики, играют со спичками (в качестве спичек используются счетные палочки, включают розетку, гуляют под солнцем без панамки, болтают за столом и т. д. Спасатели реагируют в соответствии с правилами.
Игра «Мы – спасатели»
Задачи:
• Закреплять представление о травмоопасных химикатах, правильных действиях в конкретных ситуациях;
• Развивать внимание;
• Воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему;
• Преодолевать страх в ситуациях получения травмы.
Правила:
• Оказывать помощь согласно инструкции на карточке;
• В случае сомнения обращаться за помощью к «медсестре» - воспитателю;
• Использовать только материал из «врачебного чемоданчика»;
• Оказывать помощь индивидуально, по очереди, привлекая всю группу в качестве консультантов.
Ход игры:
В группу забегает Стобед и его команда. У каждого случилась беда: поранен палец, солнечный удар, ушиб, кровь из носа, прищемлен палец, удар током, ожог и т. д. Доктор Микстуркин и его помощники оказывают им помощь, пользуясь карточками-подсказками и советами группы. Материал для оказания помощи заранее подготовлен во «врачебном чемоданчике». В конце игры – дружественное чаепитие команды Стобеда и Микстуркина с обсуждением-беседой.
Вопросы для беседы:
• Какие травмы были у наших друзей?
• Почему с ними произошли эти несчастья?
• Что можно сделать, чтобы не попасть в беду?
• Почему нельзя оставлять человека без помощи?
• Как мы помогли в случае ожога? (Солнечного удара, пореза и т. д.)
• Какие материалы вам понадобились?
• Что делать, если становится страшно? (Не думать о травме, а представлять, как бы поступил бы Микстуркин)
• А почему нам не было страшно? (Мы знали, что делать)
"Портрет моего страха"
Детям часто сложно нарисовать свой страх. Иногда это чувство бывает настолько сильным, что ребенку кажется просто немыслимым взять и отразить на бумаге все те ужасы, которые терзают его душу. В этих случаях он может отказываться рисовать. Могут возникнуть сложности и по другим причинам: если ребенок стыдится своего страха, не хочет его признавать, тем более афишировать. Такие дети обычно утверждают, что ничего не боятся, и предлагают порисовать на другую тему. Пусть вас не смущает такое сопротивление ребенка, это проявление естественных защитных механизмов психики. Ломать их тоже не нужно, просто постарайтесь создать для ребенка атмосферу, безопасную для его самооценки и самоуважения. Предложите, например, нарисовать то, чего он боялся, когда был маленький. Или пусть изобразит то, чего обычно боятся все дети. Рисуйте тогда свои собственные страхи (что, кстати, весьма полезно и для взрослых, обсуждайте их с ребенком. Тогда в следующий раз, может быть, и он захочет расправиться со "своими драконами".