Вадим Воеводенко
Игровой подход к развитию двигательных навыков детей
▼ Скачать + Заказать документы
Игровой метод отражает методические особенности игры и игровых упражнений, которые широко используются в физическом воспитании. Он близок к ведущей деятельности ребёнка, даёт возможность совершенствования двигательных навыков. В работе с детьми широко используются сюжетные и несюжетные, спортивные игры, игро-тренинги.
Игровой метод даёт возможность совершенствования двигательных навыков, самостоятельных действий, проявления самостоятельности и творчества. Игровые действия развивают познавательные способности, морально – волевые качества, формируют поведение ребёнка. Наиболее активно этот метод используется в младших группах, но им широко пользуются в работе также и со старшими дошкольниками.
Публикация «Игровой подход к развитию двигательных навыков детей» размещена в разделах
Подвижные игры развивают способности адекватно оценивать пространственные и временные отношения, одновременно воспринимать многое и реагировать на уже воспринятое.
Не менее важны игры с различными мелкими предметами. Упражнения с мячами, мешочками и др. повышают кожно–тактильную и мышечно- двигательную функцию рук и пальцев, что имеет особое значение для дошкольников.
В подвижных играх участникам приходится выполнять различные роли (водящего, судьи, помощника судьи, организатора игры и пр., что развивает у них организаторские навыки.
Подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.
Ситуации на игровой площадке, которые всё время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества – быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие навыки пространственной ориентировки и др.
Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать своё поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.
В младшем дошкольном возрасте при обучении детей различным движениям широко применяются игровые приёмы, которые ведут к эмоционально – образному уточнению представлений о характере движений. Например, когда детям говорят: «Бегайте тихо, как мышки. Прыгайте, как зайчики».
Чтобы заинтересовать малышей подвижными играми, педагоги широко используют обыгрывание игрушек, предметов и картинок, загадки, стихи и другие малые художественные жанры. Это помогает собирать детей на игру, вызвать у них интерес к содержанию.
Дети среднего дошкольного возраста любят и умеют играть. С ними можно договариваться о месте и сигнале сбора задолго до начала прогулки. Детей можно собрать при помощи зазывалок : «Раз! Два! Три! Играть скорей беги!; Раз, два, три, четыре, пять! Всех зову играть!» и др. Можно поручить собрать остальных в установленный ограниченный срок (пока вращается юла, звучит мелодия, размещаются атрибуты). Можно использовать нестандартные звуковые и зрительные сигналы (спортивный свисток, звонок – колокольчик, гроздь надувных шаров, фланелеграф и др.) Эффективны сюрпризные моменты: играть будут те, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой, кто сумеет проскользнуть по ледяной дорожке и пр.
Здесь необходим дифференцированный подход, ведь одним детям интереснее играть в игры спортивного характера, другим – в сюжетные с яркими ролями, образными текстами, а ещё другим – в бессюжетные игры – соревнования, эстафеты, игры – забавы с предметами (кегли и т. п.). Данную работу целесообразно проводить, начиная со старшей группы. Вначале ведущая роль в варьировании игр принадлежит педагогу, но постепенно детям предоставляется всё больше и больше самостоятельности. После этого детям предлагается самим придумать варианты игр. Из предложенных вариантов выбираются наиболее интересные.
Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:
1. Увеличить дозировку (повторность и общую продолжительность игры);
2. Усложнить двигательное содержание (воробышки из домика не выбегают, а выпрыгивают).
3. Изменить размещение играющих на площадке («ловишка» не сбоку, а в середине площадки).
4. Сменить сигнал (вместо словесного звуковой или зрительный).
5. Провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее, в лесу, убегая от «ловишки», можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами);
6. Усложнить правила (в старшей группе «пойманных» можно выручать; увеличить число ловишек и т. д.).
Прежде всего, при обучении детей двигательным действиям следует формировать их творческую активность. Это обеспечит самостоятельность в применении двигательных навыков в игре. Важно также расширять знания и представления детей об окружающем. Для этого детей знакомят с действиями различных персонажей, читают соответствующую литературу, рассматривают картины. Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка.