Елена Пятина
Игровое занятие к уроку географии «Экологический балансир»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Экологический балансир»
Цель. Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии в природе и о современном противостоянии человека природе.
Задачи.
1. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.
2. Развивать познавательную активность и устную речь учащихся.
3. Воспитывать сдержанность, умение выслушать ответы других детей, умение работать в группах.
Публикация «Игровое занятие к уроку географии „Экологический балансир“» размещена в разделах
- Балансировочные доски и диски
- География. Уроки географии
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Оборудование. Конструктор «экологический балансир», толковый словарь С. И. Ожегова, портрет В. Высоцкого, мультимедийное оборудование, кубики разного цвета
Ход занятия
1 Организационный момент.
Сегодня будем думать, анализировать и рассуждать
Нужны ли все в природе должны мы доказать
Букашка, травка, и любой зверёк
2 Метапредметная связь
Сегодня мне хочется начать урок со стихотворения В. Высоцкого «Натянутый канат»
«Посмотрите – вот он
без страховки идёт.
Чуть правее наклон –
упадёт, пропадёт!
Чуть левее наклон-
всё равно не спасти…
Но должно быть, ему очень нужно пройти
четыре четверти пути»
-О ком это стихотворение?
- В чём опасность его профессии?
-Что такое равновесие?
-Давайте найдём значение этого слова в толковом словаре С. И. Ожегова (Состояние покоя, в котором находится какое -то тело под воздействием равных, противоположно направленных и потому взаимно уничтожающих сил) Значит равновесие — это устойчивое соотношение между чем-нибудь.
Равновесие не означает неподвижность. Предлагаю вам ребята пройти по половице и спросите друг у друга: «Что вы делали, чтобы поддержать равновесие?»
Ответ: поддерживали равновесие покачивая руками.
Тогда не трудно предложить посмотреть, как природа поддерживает равновесие, уменьшая или увеличивая количество растений и полёвок, синиц и насекомых, хищных птиц и др.
-В окружающем нас мире есть равновесие?
-Как вы думаете, где или в чём нужно соблюдать равновесие?
-Что такое экология? (Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой)
-Давайте, сегодня на уроке объединим эти два понятия и поговорим о природном и экологическом равновесии.
- Что вы уже знаете об этом?
3 Работа по теме занятия
1) Давайте рассмотрим это на примерах. По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми.
-Почему?
-А помогали ли деревья реке? (в лесу много снега, он медленнее тает, дольше сохраняется влага дождей)
-То есть происходил обмен: река питала растения, а растения реку. Вот пришли люди и вырубили деревья.
-Что произойдёт с рекой? (Река обмелеет и может совсем высохнуть)
-Это значит, между ними нарушится экологическое равновесие. Кажется, всё просто, но одновременно сложно. Не задумываясь над своими действиями люди могут значительно навредить природе.
-Стараясь увеличить стада оленей на севере нашей страны, люди начали истреблять волков. На них охотились даже с вертолётов. Вскоре их стало значительно меньше. Но и оленей больше не стало, многие стали болеть, трудно стало их прокормить. Почему?
Как вы думаете, сколько нужно времени природе, чтобы прийти в равновесие после нарушения его человеком, например, после лесного пожара?
Лес после пожара восстанавливается много десятков лет. Кострище в лесу зарастает через 12-14 лет. Всегда, когда человек нарушает равновесие в природе, нужно много лет для возвращения её в полноценное состояние.
2) Предлагаю вам по группам собрать экологический балансир.
Собирать балансир можно в любом порядке. Покачивание фигурок и палочек балансира создаст образ подвижного равновесия.
Балансир можно начать собирать «сверху», как пример создания человеком искусственного биологического сообщества (поля для выращивания урожая, рыборазводного пруда и т. п.). Окажется, что для поддержания благополучных отношений между природой и человеком придётся сначала собрать новое сообщество, а затем соединить его с человеком.
При сборке балансира может возникнуть вопрос, почему так много (или
так мало) растительных и животных организмов обеспечивает равновесие с «одним человеком». Для поиска ответа предлагаю построить дополнительный балансир с тремя участниками. 6 человек уравновешенный парой: «корова — луговая трава». Ребята: вы можете снять в обоих вариантах балансира по одному организму (траву, посмотреть, в котором из них последствия будут серьёзнее, и подумать о значении разнообразия животного мира на Земле.
Экологический балансир даёт представление как о зависимости человека от природы, так и о необходимости заботы о ней. Если вы захотите, то балансир можно усовершенствовать, добавляя новых участников в пищевые цепи, но так, чтобы Природа и Человек оставались в равновесии.
3) Работа с литературой
-Что объединяет живые существа в природное сообщество?
3) Рассмотреть цепи питания.
Физкультминутка
Поработали, ребятки, а теперь все на зарядку!
Тихо встаньте, улыбнитесь, все в зверюшек превратитесь.
Сколько в класс пришло зверей!
Не узнать моих детей!
Кто зайчишка, кто лисичка,
Кто медведь, кто кот, кто птичка,
Веселее в пляс пускайтесь
Все танцуйте, не стесняйтесь!
Стихотворение декламируется с выполнением танцевальных движений под музыку.
-Посмотрите, у меня на столе из кубиков построена башенка. Внизу зелёные кубики – растения, а следующие ряды животные. Что будет, если мы возьмем один кубик внизу башенки, или даже во втором ряду?
Вывод: ответы детей
Игра «Найди ошибку в цепи питания»
Мышь --- пшеница --- лиса
дуб --- волк--- кабан
4) Работа в группах. Рисование плакатов «Будем беречь природу». Защита и выставка плакатов
4 Итог занятия
-Как должен человек вести себя в природе?
Вывод: современный человек противостоит природе, разрушая её; наша задача — изменить это соотношение: человек должен вести себя не как царь природы, а как одна из её равноправных частей.
-Закончить наше занятие мне хочется стихотворением Бориса Заходера «Про всех на свете»
Все-все на свете- на свете все нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны…
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мёд, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки.
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны –
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Литература:
1. В. Высоцкий. Сочинения том 1 Издательство «Локид-Пресс» Москва2002г
2.
3. Г. С. Калиновой 3 класс Издательство «Учитель»2006г
4. Мультфильм по мотивам сказки В. Бианки «Как дед великое равновесие нарушил» Киностудия Союзмультфильм