Приложение МААМ

Игровое занятие к уроку географии «Экологический балансир»

Елена Пятина
Игровое занятие к уроку географии «Экологический балансир»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема «Экологический балансир»

Цель. Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии в природе и о современном противостоянии человека природе.

Задачи.

1. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.

2. Развивать познавательную активность и устную речь учащихся.

3. Воспитывать сдержанность, умение выслушать ответы других детей, умение работать в группах.

Публикация «Игровое занятие к уроку географии „Экологический балансир“» размещена в разделах

Оборудование. Конструктор «экологический балансир», толковый словарь С. И. Ожегова, портрет В. Высоцкого, мультимедийное оборудование, кубики разного цвета

Ход занятия

1 Организационный момент.

Сегодня будем думать, анализировать и рассуждать

Нужны ли все в природе должны мы доказать

Букашка, травка, и любой зверёк

2 Метапредметная связь

Сегодня мне хочется начать урок со стихотворения В. Высоцкого «Натянутый канат»

«Посмотрите – вот он

без страховки идёт.

Чуть правее наклон –

упадёт, пропадёт!

Чуть левее наклон-

всё равно не спасти…

Но должно быть, ему очень нужно пройти

четыре четверти пути»

-О ком это стихотворение?

- В чём опасность его профессии?

-Что такое равновесие?

-Давайте найдём значение этого слова в толковом словаре С. И. Ожегова (Состояние покоя, в котором находится какое -то тело под воздействием равных, противоположно направленных и потому взаимно уничтожающих сил) Значит равновесие — это устойчивое соотношение между чем-нибудь.

Равновесие не означает неподвижность. Предлагаю вам ребята пройти по половице и спросите друг у друга: «Что вы делали, чтобы поддержать равновесие?»

Ответ: поддерживали равновесие покачивая руками.

Тогда не трудно предложить посмотреть, как природа поддерживает равновесие, уменьшая или увеличивая количество растений и полёвок, синиц и насекомых, хищных птиц и др.

-В окружающем нас мире есть равновесие?

-Как вы думаете, где или в чём нужно соблюдать равновесие?

-Что такое экология? (Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой)

-Давайте, сегодня на уроке объединим эти два понятия и поговорим о природном и экологическом равновесии.

- Что вы уже знаете об этом?

3 Работа по теме занятия

1) Давайте рассмотрим это на примерах. По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми.

-Почему?

-А помогали ли деревья реке? (в лесу много снега, он медленнее тает, дольше сохраняется влага дождей)

-То есть происходил обмен: река питала растения, а растения реку. Вот пришли люди и вырубили деревья.

-Что произойдёт с рекой? (Река обмелеет и может совсем высохнуть)

-Это значит, между ними нарушится экологическое равновесие. Кажется, всё просто, но одновременно сложно. Не задумываясь над своими действиями люди могут значительно навредить природе.

-Стараясь увеличить стада оленей на севере нашей страны, люди начали истреблять волков. На них охотились даже с вертолётов. Вскоре их стало значительно меньше. Но и оленей больше не стало, многие стали болеть, трудно стало их прокормить. Почему?

Как вы думаете, сколько нужно времени природе, чтобы прийти в равновесие после нарушения его человеком, например, после лесного пожара?

Лес после пожара восстанавливается много десятков лет. Кострище в лесу зарастает через 12-14 лет. Всегда, когда человек нарушает равновесие в природе, нужно много лет для возвращения её в полноценное состояние.

2) Предлагаю вам по группам собрать экологический балансир.

Собирать балансир можно в любом порядке. Покачивание фигурок и палочек балансира создаст образ подвижного равновесия.

Балансир можно начать собирать «сверху», как пример создания человеком искусственного биологического сообщества (поля для выращивания урожая, рыборазводного пруда и т. п.). Окажется, что для поддержания благополучных отношений между природой и человеком придётся сначала собрать новое сообщество, а затем соединить его с человеком.

При сборке балансира может возникнуть вопрос, почему так много (или

так мало) растительных и животных организмов обеспечивает равновесие с «одним человеком». Для поиска ответа предлагаю построить дополнительный балансир с тремя участниками. 6 человек уравновешенный парой: «корова — луговая трава». Ребята: вы можете снять в обоих вариантах балансира по одному организму (траву, посмотреть, в котором из них последствия будут серьёзнее, и подумать о значении разнообразия животного мира на Земле.

Экологический балансир даёт представление как о зависимости человека от природы, так и о необходимости заботы о ней. Если вы захотите, то балансир можно усовершенствовать, добавляя новых участников в пищевые цепи, но так, чтобы Природа и Человек оставались в равновесии.

3) Работа с литературой

-Что объединяет живые существа в природное сообщество?

3) Рассмотреть цепи питания.

Физкультминутка

Поработали, ребятки, а теперь все на зарядку!

Тихо встаньте, улыбнитесь, все в зверюшек превратитесь.

Сколько в класс пришло зверей!

Не узнать моих детей!

Кто зайчишка, кто лисичка,

Кто медведь, кто кот, кто птичка,

Веселее в пляс пускайтесь

Все танцуйте, не стесняйтесь!

Стихотворение декламируется с выполнением танцевальных движений под музыку.

-Посмотрите, у меня на столе из кубиков построена башенка. Внизу зелёные кубики – растения, а следующие ряды животные. Что будет, если мы возьмем один кубик внизу башенки, или даже во втором ряду?

Вывод: ответы детей

Игра «Найди ошибку в цепи питания»

Мышь --- пшеница --- лиса

дуб --- волк--- кабан

4) Работа в группах. Рисование плакатов «Будем беречь природу». Защита и выставка плакатов

4 Итог занятия

-Как должен человек вести себя в природе?

Вывод: современный человек противостоит природе, разрушая её; наша задача — изменить это соотношение: человек должен вести себя не как царь природы, а как одна из её равноправных частей.

-Закончить наше занятие мне хочется стихотворением Бориса Заходера «Про всех на свете»

Все-все на свете- на свете все нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны…

Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

И даже без хищников злых и свирепых!

Нужны все на свете! Нужны все подряд –

Кто делает мёд, и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки.

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то не очень дружны –

Мы всё-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.

Литература:

1. В. Высоцкий. Сочинения том 1 Издательство «Локид-Пресс» Москва2002г

2.

3. Г. С. Калиновой 3 класс Издательство «Учитель»2006г

4. Мультфильм по мотивам сказки В. Бианки «Как дед великое равновесие нарушил» Киностудия Союзмультфильм

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Игровое занятие в группе среднего дошкольного возраста»Фотоотчёт «Игровое занятие в группе среднего дошкольного возраста» Занятие проходило у детей среднего возраста. Оно способствовало как ознакомление, и представление с нелёгким трудом медицинского работника.

Игровое физкультурное занятие «Играй — в игре уменье добывай» ИГРОВОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ЗАНЯТИЕ «ИГРАЙ – В ИГРЕ УМЕНЬЕ ДОБЫВАЙ» (Проводится в спортивном зале) Цель: Совершенствовать двигательные умения.

Игровое физкультурное занятие в младшей — старшей группе «Покатаемся на санках!» Цель: учить детей младшей группы действиям и способам передвижения на санках;- обогащать их двигательное развитие на основе организации.

Игровое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Встречаем солнышко» Игровое занятие для детей старшего возраста «Встречаем солнышко»Цель. Продолжать учить детей играть в подвижные игры и игры-эстафеты, соблюдая.

Игровое занятие «День добра» в старшей группеИгровое занятие «День добра» в старшей группе Игровое занятие «День добра» в старшей группе Цель: формирование партнерских навыков и социально-коммуникативных качеств во взаимоотношениях.

Игровое занятие для детей среднего дошкольного возраста «Воздушный осьминог» Цель. Формировать основы коммуникативной компетентности в ситуации, способствующей развитию разговорной речи и проявлению познавательной.

Игровое занятие «Ёлочка» для раннего возрастаИгровое занятие «Ёлочка» для раннего возраста Игровое занятие «Ёлочка» для раннего возраста. Цели: Познакомить детей со стихотворением А. Барто «Снег" Развивать понимание стихотворного.

Методическая разработка. Игровое занятие «Дружба». Возраст детей от 4 до 7 лет Игровое занятие «Дружба». Цель: Учить детей строить взаимоотношения с большой группой сверстников, развивать умение общаться легко и непринужденно.

Познавательно-игровое занятие для детей старшей группы «День матери»Познавательно-игровое занятие для детей старшей группы «День матери» Цель: познакомить детей с наступающим праздником «День Матери», формировать нравственные качества дошкольников. Задачи:1. Развивать у детей.

Игровое занятие «Путешествие в лес» Игра — Путешествие в лес. Цели и Задачи: Обогатить и закрепить знания детей о диких животных, их месте обитания, внешних особенностях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровое занятие к уроку географии «Экологический балансир»
Опубликовано: 16 июня 2020 в 19:55
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровое занятие к уроку географии «Экологический балансир»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Пятина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД