Елена Петрова
Семинар–практикум Работа педагогов по развитию речевых и коммуникативных умений дошкольников в соответствии с ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах речевых и коммуникативных умений дошкольников по реализации образовательной области «Речевое развитие».
Ход семинара:
1. Организационный момент
Вступление (показываю разные колокольчики). Обратите внимание, у меня на столе стоят колокольчики.
Колокольчик… Удивительно музыкальное, поэтическое слово. В слове соединяются понятия театральной премьеры, удачной рыбалки, праздника школьного звонка, скоморошьи потехи, ямщицкая удаль, молчаливый голубой цветок…
Каждый колокол или маленький колокольчик имеет свой неповторимый звук, как будто мастер-литейщик вложил в него часть своей души. Разный тембр, разная тональность, разное звучание. Всем известно, что маленький колокольчик звучит тише, нежнее и игривее, а большой колокол – звучно, громко и важно (играем с колокольчиками).
Наша речь – это звучание таких колокольчиков. В красивую чистую речь хочется вслушиваться и вслушиваться.
Но вот сломался колокольчик… сломан. Ребёнок «плохо говорит» (так выражаются родители, не выговаривает звуки, его плохо понимают взрослые, сверстники, он не может выразить словами свои желания, начинаются проблемы в поведении. Школьный звонок, такой желанный и долгожданный, извещает для него не первые радости и победы, а проблемы и огорчения.
2. Образовательная область «Речевое развитие» - одна из самых важных образовательных областей. Чтобы реализовать её, педагог должен сам очень хорошо владеть определённым объёмом знаний: иметь чистую, правильную, грамотную, образную речь; знать детскую литературу, уметь составить увлекательный рассказ по картине и дать речевой образец, речевую модель ребёнку, знать алгоритм описания картинок, уметь правильно, логично и увлекательно поставить вопросы, обладать талантом доверительного разговора с детьми и, наконец, просто иметь добрые глаза и любить детей.
В связи с переходом на Федеральную образовательную программу дошкольного образования, перед нами стоит важная задача: не только научить детей воспринимать программный материал в процессе игры, творчества, тесного взаимодействия с другими воспитанниками, но и самим научиться не управлять детьми, а заинтересовывать их, мотивировать на получение определённого объема знаний.
Задачами работы педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста согласно ФОП являются:
• Формирование словаря
• Развитие звуковой культуры речи
• Формирование грамматического строя речи
• Развитие связной речи
• Подготовка детей к обучению грамоте
• Развитие интереса к художественной литературе
Целевые ориентиры ФОП предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки к грамотности.
Ребёнку необходимо создать условия развития коммуникативно - речевых умений и способностей:
• организация специальных мероприятий с детьми
• организация комплексных занятий, основанных на игровых технологиях
• моделирование коммуникативных ситуаций
• использование дидактических игр
• индивидуальная работа
• познавательные беседы
• совместная работа
Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь человека - это показатель его развития. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Недаром народная мудрость гласит: «Умение общаться - значит в счастье купаться».
3. Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
• Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
• Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
• Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутри текстовой связи.
• Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
• Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
• Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
• Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи - это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.
4. Практикум «Проверьте свою грамотность».
А теперь, я предлагаю перейти к практической части семинара. 1. Задание. Разминка: «На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!».
1. Иглы колкие торчат прямо с детства у… (ежат).
2. В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там… (ёрш).
3. Через горы и леса в край родной летит… (птица).
4. Устают, наверно, скулы грызть орехи у (белки).
5. Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый… (петух).
6. Звонко цокают подковы на копытах у… (коня).
7. Кукарекает спросонок Милый, добрый… поросенок? Ответ: петух
8. Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это… мишка? Белка
9. Кто взлетит с цветка вот-вот? Разноцветный… бегемот? Бабочка
10. Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что. кит? корова
11. Кружевную паутину сплел искусно. Буратино? паук
12. В курятнике большая драка! Кто зачинщики? Два? петуха
13. Очень медленно и тихо по листу ползет? улитка
14. Нарушая утром тишь, Распевает в роще.? Соловей
15. В речке я люблю резвиться, В стайке плавать, ведь я -? рыба
16. Меж коряг устроил домик шар колючий - добрый… гномик? ёж
17. Землю клювиком я рою, Но не домик себе строю, Червячка ищу я, вот! Угадали, кто я?. крот? цыпленок
18. Ква-ква-ква - какая песня! Что быть может интересней, что быть может веселей? А поет вам… соловей? лягушка
20. Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить цапля, если встанет на две ноги? (3 кг)
21. Группа живущих вместе близких родственников. (Семья).
22. Как далеко в лес может забежать заяц? Ответ: до середины. Дальше он уже выбегает из леса.
25. Куда идет цыпленок, переходя дорогу? Ответ: на другую сторону дороги.
26. Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом? Когда дверь открыта.
Задание «Говорун»
Для развития четкой артикуляции и дикции мы часто используем на занятиях скороговорки. Попробуем и мы с вами проговорить некоторые из них. Необходимо всем вместе произнести ее быстро и слаженно.
• Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
• Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать.
• Выскороговаривай скороговорки на скороговорном скороговорящем конкурсе скороговорок.
• Траектория тарахтящего драндулета проложена по внедорожной территории.
«Родственные (однокоренные) слова».
На мольберте выставить 2 картины с изображением деревьев, в корне которых на карточках написаны слова. Например, лес и снег.
Задние: Игрокам предлагается написать на карточках однокоренные слова и прикрепить на ветки (оценивается по одному баллу за слово)
Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье.
Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный.
«Почему так называется?» (Этимология).
Задание: Объяснить, почему так называются растения.
Ежевика – куст ежевики покрыт острыми шипами, как у ежа.
Шиповник – веточки покрыты острыми шипами.
Малина – от слов «малый», «маленький». Ягода малины состоит из малых частей, как бы сплетенных между собой.
Смородина – запах, листья и ягоды сильно пахнут.
«Найдите похожие по звучанию слова»
Задание: Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе.
Спички – синички
Врач – мяч
Значок – крючок
Ключи – кирпичи
Стол – пол
Халат – салат
Елка – иголка
Белка – стрелка
Зайцы – пальцы
Яйцо – крыльцо
Огурец – продавец
Дворец – певец
Пирог – творог
Ворона – корона
Топор – забор
Нора – дыра
«Пословицы и поговорки».
Задание: Найти ошибку и исправить.
После драки много хромых (Храбрых).
Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).
Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).
Пришел, увидел, купил (Победил).
У каждого своя голова на шее (Плечах).
Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).
Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).
На всякий урок (час) ума не напасешься.
Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).
Испокон века телевизор (Книга) растит человека.
«Проверьте свою грамотность». Ударение
Командам раздаются листы с написанным в них одинаковым набором трудных слов. Необходимо проставить в словах ударение
Иконопись
глАжение,
квАшение,
крАшение,
обеспЕчение,
сосредотОчение,
газопрОвод,
мусоропрОвод.
каталОг,
пЕтля.
Игровой тренинг: «Скажи правильно!»
Позвоните мне
В слове «позвоните» ударение падает на слог с буквой И — позвони те.
Творог
Если в именительном падеже говорящий произносит «твОрог», то и в остальных падежах ударение будет падать на первый слог («твОрога», «твОрогу», «твОрогом», «твОроге»). Если человек выбирает вариант «творОг», то в остальных падежах ударение упадет на последний слог «о» («творогА», «творогУ», «творогОм», «творогЕ»). К словам с вариативным ударением относятся также следующие существительные: «бАржА», «пЕтлЯ», «тЕфтЕли», «кулинАрИя».
Обнял
В глаголе «обня ть» ударная позиция плавающая, то есть в его личных формах ударение не удерживается в первоначальной позиции. Согласно современной орфоэпической норме для лиц, профессионально и/или публично изъясняющихся на русском языке, в единственном числе прошедшего времени изъявительного наклонения мужского рода этого слова ударение правильно ставится на первый слог «об-», на «о» («я о бнял», «ты о бнял», «он о бнял»).
Одеть или надеть. Рассмотрим одну из самых частотных ошибок. Многие путают «одеть» и «надеть». Слова «одеть» и «надеть» являются паронимами — созвучными и схожими в написании словами, но имеющими разное значение.
НАДЕТЬ – ЧТО-ТО на кого-то
НАПРИМЕР: надеть пальто, надеть шапку, надеть пиджак, надеть брюки
ОДЕТЬ - КОГО-ТО во что-то
НАПРИМЕР: одеть больного, одеть раненого, одеть сына, одеть малыша, одеть куклу, одеть в новую форму
САМАЯ УДАЧНАЯ ЗАПОМИНАЛКА:
НАДЕТЬ одежду.
ОДЕТЬ Надежду.
Свекла
Единственно правильным вариантом ударения в русском языке в слове «свёкла» является ударение на букву «ё». В других словах с «ё» это правило также действует неукоснительно. В некоторых словарях русского языка даже есть пометки, что произношение слова «свекла» с ударением на последний «а» неверно.
Положить или класть
Итак, слов «ложить», «ложил», «ложу», «буду ложить» не существует. Так как же правильно говорить? Ответ однозначный: использовать глагол несовершенного вида «класть» («кладу», «клал», «буду класть»). И помните, что слова «покладу» в русском языке нет. А стоит прибавить ту же приставку «по» к несуществующему «ложить», и мы получим глагол совершенного вида, соответствующий всем нормам – «положить». «Наложить», «заложить», «сложить», «выложить» также являются общеупотребительными. И еще: следите за ударением. В слове «положИть» оно падает на последний слог.
Тест «Ваша коммуникабельность»:
На каждый из 16 приведенных ниже вопросов дайте один из трех ответов: - да,- нет, - иногда.
1. Вам предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает ли Вас из колеи ее ожидание?
2. Вы откладываете визит к врачу до того момента, когда становится невмоготу?
3. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие необходимость выступить с докладом, сообщением, информацией на совещании, собрании или конференции?
4. Вам предлагают выехать в командировку туда, где Вы никогда не были. Приложите ли Вы все усилия, чтобы избежать этой командировки?
5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями?
6. Раздражаетесь ли Вы, когда незнакомый человек обращается к Вам с просьбой показать ему что-либо, ответить на какой-либо вопрос?
7. Верите ли Вы, что существует проблема «взаимопонимания людей разных поколений»?
8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он должен Вам деньги, которые занял несколько дней назад?
9. В кафе или столовой Вам подали явно пропавшее блюдо. Промолчите ли Вы, лишь отодвинув тарелку в сторону?
10. Оказываясь один на один с незнакомцем, Вы, как правило, первым вступаете с ним в беседу?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была: в банке, в магазине, в кассе кинотеатра? Чтобы этого избежать Вы готовы отказаться от своего намерения, нежели томиться в ожидании?
12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13. Есть ли у Вас сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, культуры и никаких чужих мнений Вы не принимаете?
14. Услышав где-нибудь явно ошибочное высказывание по хорошо известному Вам вопросу, Вы предпочтете вступить в спор?
15. Вызывает ли у Вас досаду чья-нибудь просьба разобраться в том или ином вопросе или учебной теме?
16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения в письменном виде, чем в устном?
За каждый ответ «да» — 2 балла, за каждый ответ «иногда» — 1 балл, за каждый ответ «нет» — 0 баллов.
- 30 – 32 очка. У вас есть проблемы с общением, и коммуникабельность – явно не ваша сильная сторона. Скорее всего от такого положения дел вы страдаете сильнее остальных. Если речь идет о групповой работе, вам бывает крайне сложно. Попробуйте обратиться к психологу и определить причины этой мешающей вам черты.
- 25 – 29 очков. Вы довольно отстраненный, замкнутый человек. Во многих ситуациях одиночество не является для вас обузой. У таких людей, как правило, мало друзей, а новая работа или необходимость контактировать с людьми ввергает вас в угнетенное состояние. Если это часто вызывает у вас недовольство собой, вам стоит попробовать примкнуть к группе людей с вашими интересами - ведь когда вы действительно увлечены, вы довольно коммуникабельны.
- 19 – 24 очка. Вы довольно общительны и коммуникабельны, особенно в знакомой вам обстановке. И все же вы обычно проявляете большую степень осторожности в общении с незнакомыми людьми. Споры вас отталкивают, и вы предпочитаете уклоняться от любых конфликтных ситуаций. Иногда вы излишне саркастичны, чем можете задеть человека. Однако это можно устранить путем самоконтроля.
- 14 – 18 очков. Ваша коммуникабельность в рамках нормы. Вы любите слушать истории других людей, любознательны, терпимы к тем, кто отличается от вас, умеете спокойно обсуждать проблемы и находить решения. Встреча с новыми людьми для вас проходит легко, без смущения и переживаний. Шумные компании вы не любите, они могут вас раздражать.
- 9 – 13 очков. Вы очень общительны, любопытны, стремитесь в любой ситуации выразить свое мнение, чем иногда раздражаете людей. Время от времени вы можете вспылить, но, как правило, быстро отходите. Вам не хватает некоторой усидчивости. Возможно нужно научиться терпению и умению довести начатое до конца. Впрочем, вы достаточно сильны для того, чтобы взять волю в кулак и побороть такие мелкие недостатки характера.
- 4 – 8 очков. Общительность – ваша самая яркая черта. Вы знаете все и обо всех. Не любите «умные беседы» на серьезные темы, но во всех бытовых обсуждениях обязательно участвуете, даже если они вас не касаются. Не умеете доводить дело до конца, чем вызываете недоверие со стороны коллег.
- 0-3 очка. Вы болезненно-общительны. Вы излишне многословны, навязчивы, вмешиваетесь во все дела. Которые вас не касаются, чем вызываете бурю негодования у окружающих. Вы склонны судит о том, о чем не имеете представления. Из-за вас у ваших близких возможны различные конфликты. Вам следует обратиться за помощью к психологу, если вы не в состоянии контролировать себя самостоятельно.
Уважаемые коллеги! Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!