Ирина Марикуц
Игровое обучение для развития связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – одна из форм проявления активности личности, один из видов деятельности.
Игра детская – способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.
В период дошкольного детства ребёнок включается в разные виды деятельности. Но игра – особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка. Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Н. Н. Поддьякова и др.
Публикация «Игровое обучение для развития связной речи дошкольников» размещена в разделах
Игра – важнейшая сфера самовыражения ребенка, развития его «самости». Игра в полной мере выполняет свои развивающие функции, когда является самостоятельной детской деятельностью.
Игра дат ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки.
В игре ребенок начинает осознавать себя как члена определенного коллектива, впервые появляется чувство единения, формируется понятие «мы». Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Соответственно, благодаря игре детская группа развивается как коллектив.
В игре активно формируется способность внимательно относиться к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. Тем самым стимулируется преодоление детского эгоцентризма, переход на новую ступень интеллектуального развития.
В процессе организации образовательной деятельности детей воспитатель широко использует игровые технологии обучения детей (например, логико-математические и дидактические игры). Игра выступает как оболочка – некое обрамление образовательной деятельности (например, игра-путешествие и др.) . В образовательной деятельности применяются различные игровые приемы : действия с игрушками, игровая имитация движений, действий, речи, игровые роли. Эти приемы поддерживают внимание детей, способствуют повышению познавательной активности, стимулируют проявления творчества.
Профессионально важные качества педагога в отношении игровой деятельности детей :
*умение наблюдать игру, анализировать её, оценивать уровень развития игровой деятельности; планировать приемы направленные на её развитие;
*обогащать впечатления детей с целью развития их игр;
*обращать внимание детей на такие впечатления их жизни, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;
*уметь организовывать начало игры;
*широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемные игровые ситуации (вопросы, советы, напоминания) и д. р. ;
*создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;
*уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях, устанавливать игровые отношения с детьми;
*уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснения) ;
*регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, давать яркие игровые роли детям с низким социометрическим статусом, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей;
*предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, игровые действия;
*учить детей обсуждать игру и оценить её.
Большое значение в активизацию речи на занятиях дошкольников имеют игровые формы, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на занятии.
Игровое обучение может использоваться как метод, как методический прием, как форма обучения.
Сущность обучению как игре в разделе «Развитие связной речи» могут обеспечить сюжет или соревнование.
По времени игра может продолжаться от 5-10 и до 15 минут.
Сюжет более уместен в работе с детьми по составлению рассказов, особенно в младшем возрасте, а для старших дошкольников используется и соревновательный момент.
Игровая ситуация предполагает активизацию речевой деятельности детей на занятиях по развитию речи.
Для формирования сюжета воспитателю необходимо знать любимых героев детей, интересные игры, музыкальные произведения, театральные этюды.
Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у дошкольников страх неуверенности. Кроме этого, установка на составление, придумывание рассказа, отступление от образца у детей еще не сформировано.
Поэтому основным видом дидактических игр, используемых на начальном этапе, являются игры, формирующие устойчивый интерес к данному виду рассказывания,
Игра является одним из средств формирования психических образований дошкольников, крайне необходимых для учебного процесса мышления, внимания, памяти и связной речи,
Как правило, игра направлена на решение не одной задачи, а целого круга задач, причем ведущая функция игры, определяется ее дидактическими целями. Например, «ТРЕНАЖЕР РЕЧЕВОЙ АКТИВИЗАЦИИ» может реализовываться в большинстве игр, так как дидактические игры на развитие речевых способностей, чаще всего носят коллективный характер и предполагают то или иное разделение ролей.
Не следует приучать детей к тому, чтоб на занятии они ждали новых игр или сказочных героев, а занятие превращалось в игру, вся работа по обучению детей связной речи должна строится через игру, но не проводиться ради развлечения. Она обязательно должна быть подчинена тем конкретным учебно-воспитательным задачам, которые педагог ставит на занятии. В силу этого игру заранее подбирают, продумывают ее место в структуре занятия, определяют форму ее проведения, подготавливают материал, необходимый для ее проведения. Игра является предпосылкой для включения детей в учение, она повышает интерес к речевой деятельности на занятии.
Совместная деятельность воспитателя с детьми по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин по тем пособиям, которые рекомендованы к использованию воспитателями программой воспитания и обучения детей дошкольного возраста, не отвечают современным требованиям к проведению занятий по данным видам рассказывания: почти всегда однообразные части занятий - начало, основная часть и заключительная. Методические разработки занятий Гербовой и Ушаковой, по которым планируется методическая работа по развитию речи детей дошкольного возрасти, строятся по прежним образцам: имеют ту же структуру, те же требования, что и в методике развития речи детей дошкольного возраста ( авторы: Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаеичева). Дети уже с первых минут теряют интерес к предстоящей деятельности, отчасти, поэтому в основной части занятия, наблюдается низкая речевая активность.
Хорошо продуманная структура занятия по развитию связной речи – это залог того, что дети будут с успехом демонстрировать свои речевые умения.
Очень важно продумать основную часть занятия, так как это трудоёмкая, серьёзная, продолжительная по времени работа, требующая от детей навыков и умений, но хорошее, динамичное, интересное, занимательное начало мобилизует детей, вызывает желание, интерес к составлению рассказов, поэтому очень важно подобрать необходимые игры и игровые упражнения на начало занятия по развитию и обогащению словаря детей, вызвать интерес к тому, что будет происходить дальше, а содержательная концовка должна тоже быть увлекательной и интересной, нести в себе определенный смысл — оставлять хорошее впечатление от речевой активности детей и создавать положительные эмоции от полученных результатов.
Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность в процессе специально организованного обучения. Необходимо вести целенаправленную работу, направленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных и интересных, занимательных для детей методических приемов, средств, которые могут способствовать появлению интереса к рассказыванию.
В основе использования ТРА лежит подход, применяемый в коррекционной педагогике. Он предусматривает опору на сохранные анализаторы. Поэтому большая роль отводится наглядности, т. е. ощутимому присутствию того, о чем говорим: «Ребенок употребляет слово, не замечая его, как стекло, через которое виден мир, но не воспринимает его как предмет осознанный» (А. Р. Лурия). В ТРА слово соотносится с предметной картинкой - ребенок берет её в руки строит дом для нарисованного на ней предмета. Дом - это предложение, где для каждого слова есть своё место. Предложение становится для ребенка зримым, он может его изменить, может анализировать то, что предстоит сказать. А это и есть планирование устной речи. Одновременно идет практическое овладение грамматическими конструкциями, т. е. развивается связанная речь. ТРА даёт возможность многократно повторять и закреплять материал, практически усваивать элементарные закономерности языка.