Наталья Избиенова
Нетрадиционное рисование как условие для творческого самовыражения ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционное рисование как условие для творческого самовыражения ребенка
В настоящее время, Федеральные государственный образовательный стандарт дошкольного ставят во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства, и где сохраняется сама природа дошкольника.
На занятиях по изодеятельности, при соединении игры и отношения к каждому ребенку, как к отдельному сложному миру, который обладает своими чувствами, жизненными впечатлениями, своим воображением, возникает реальная возможность воспитать интересную, яркую творческую личность. Не случайно, что В. А. Сухомлинский видел истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. «От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Публикация «Нетрадиционное рисование как условие для творческого самовыражения ребенка» размещена в разделах
Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования, что обусловлено ее особой организацией. Так, например, на рисовании, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Данная тема ставит перед собой цель, заключающуюся в развитии творческих способностей, каждого ребенка средствами нетрадиционных техник, а так же в помощи реализовать себя, в умении соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа.
Из цели вытекают задачи:
1. Обучить детей техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изоматериалов.
2. Побуждать детей экспериментировать с изоматериалами.
3. Экспериментально проверить полученные результаты путем диагностического исследования.
Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Восхищают и удивляют своей непредсказуемостью художественные материалы – трубочки, свечки, расчески, зубные щетки, ватные палочки, нитки и многое другое. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию.
В настоящее время существует множество видов нетрадиционной техники рисования, позволяющие развивать творческие способности детей в процессе изобразительной деятельности. Например: Рисование пальчиками, ладошками, монотопия, кляксография, ниткография, пластилинография поролоном, рисование вдвоем на длиной полоске бумаги, рисование с секретом в три пары рук, точечный рисунок, рисование на мокрой бумаге, коллаж и многое другое.
Работая в детском саду воспитателем старшей группы, стараюсь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, а пытаюсь дать им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.
Для этого на занятиях часто комбинирую разные способы изображения в одном рисунке и детишки самостоятельно решают, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, снимает страх перед процессом рисования. Потому не случайно дети нашей группы с нетерпением ждут рисования, и с интересом спрашивают: «Что мы сегодня будем рисовать и чем?»
Работая с детьми во уже несколько лет по этой теме, ни одно занятие у нас не проходило скучно. На занятиях использую словесное объяснение, показ и обязательно размещаю работы детей прошлых лет. Этот прием для дошкольников вселяет веру в свои силы.
Все занятия с использованием нетрадиционных техник рисования проводятся в игровой форме - Мадам Клякса приходит в гости, Ниточка просит кисточку научить ее рисовать, дети перемещаются в сказочную страну, где пропали кисточки и другие. Дети любят эти занятия. Так как могут почувствовать на них себя волшебниками. Рисование ниткой или картошкой не может не получится плохо. Поэтому каждый ребенок имеет возможность стать успешным.
Так, в старшей группе Ваня едва умел держать кисточку в руках. Желания рисовать у него никогда не было. Его изобразительные навыки были на уровне трехлетнего ребенка. Используя технику ниткографии, он отпечатал яркое пятно причудливой формы, подрисовал глаза, получилась красивая лисичка. В конце занятия ребята выбрали его работу, сказав, что она лучшая. С этого дня у Вани стал проявляться интерес к рисованию.
Результатом работы можно считать то, что в настоящее время ребятишки владеют многими техниками рисования, начинают применять в своих работах различные материалы. А это значит, наши занятия не прошли даром. У нас еще много новых необычных задумок. Всем своим коллегам, кто любит творчество и чудесные превращения, хочется пожелать обратить внимание на нетрадиционные способы рисования и непосредственно использовать их в своей деятельности.