Светлана Переверзина
Предметно-развивающая среда как условие оздоровления и развития личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Созданная двигательная предметно - развивающая среда в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждение Центре развития ребенка - детском саду № 2 «Жемчужинка» представляет собой целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования и пособий, вариативность его использования как на непосредственно организованной деятельности по физическому воспитанию, так и в других формах работы с детьми по физическому развитию.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Основным содержанием предметно-развивающей среды является развитие двигательной сферы детей, формирование разнообразных двигательных умений и навыков, развитие физических качеств и творческих способностей, воспитание нравственно-волевых качеств, повышение интереса к разным спортивным играм и физическим упражнениям.
Дети в большинстве своем не испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, выше нормы. Это уменьшает статистическую нагрузку на определенные группы мышц, повышает силу и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой развитие физических качеств, обогащение двигательного опыта детей, раскрытие их функциональных возможностей и способностей.
Удовлетворить естественную потребность детей в движении и увеличить двигательную активность дошкольников. Помогают изменения методики в проведении организованной образовательной деятельности не только с использованием стандартного спортивного оборудования и инвентаря, но и за счет применения нестандартного оборудования, изготовленного руками педагога и руководителем по физическому воспитанию из бросового материала. Оборудование привлекает детей к занятиям физкультурой, развивает интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.
От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития:
- формирование и совершенствование жизненно необходимых двигательных умений и навыков (ходьба, бег, равновесие);
- развитие основных физических качеств и двигательных способностей детей (силовые, скоростно – силовые, координационные и др.);
- самостоятельное применение предметов спортивно – игрового оборудования.
Отношение ребенка к среде определяет и его активность в ней.
Двигательная активность по достижению цели любого действия, например бросание мяча в корзину, удерживание равновесия на балансире, ходьба по гимнастической скамейке, определяется интеллектуально-сенсорной, познавательной, а также эмоционально-волевой и игровой активностью детей:
-побуждаем интерес к занятиям физической культурой, расширяем круг представлений о разнообразных видах физических упражнений, их оздоровительном значении;
- поощряем двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей;
- способствуем развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности;
- создаем условия для формирования взаимоотношений детей с советниками и взрослыми, для проявления сопереживания, взаимопомощи.
Характеризуя среду с позиции базовых компонентов, необходимых для полноценного физического развития детей руководствуемся следующими функциями развивающей среды:
- информационной- каждое пособие несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта;
- стимулирующей - развивает детей, когда представляет для него интерес, побуждает его к действиям, исследованию;
- мобильной и динамичной - педагог учитывает «зону ближайшего развития», индивидуальные, возрастные, половые особенности детей, их потребности, стремления и творческие способности;
- эмоциональные- которые побуждают детей к деятельности, приобщают к физической и оздоровительной деятельности, в процессе которых у детей вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам;
- развивающая - представляет собой сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Для полноценного физического развития детей, важнейшее значение имеет создание благоприятной предметной среды, как в групповых комнатах, так и в спортивном зале. При проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий широко используется разнообразный спортивно-игровой материал, стандартное и нестандартное оборудование.
Предметно – развивающая среда в Центре развития ребенка - детском саду № 2 «Жемчужинка» способствует тому, что у детей появляется желание выполнять игровые действия, добиваться результата, мыслить и творить, возникает интерес к новым усилиям и достижениям, побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.