Яна Топтыгина
Песочная терапия в работе с детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №36 п. Октябрьский МО Ейский район
1 слайд: Тема выступления: «Песочная терапия в работе с детьми с ТНР»
Подготовила: Топтыгина Я. Н
Естественная потребность ребенка «возиться» с песком дает мне как воспитателю группы компенсирующей направленности возможность использовать песочницу в своей работе. Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей я использую игры с песком. Ребенок копает, лепит, рисует на песке, создает на нем отпечатки и при этом, что немаловажно, что-то говорит…
Публикация «Песочная терапия в работе с детьми с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
2 слайд: В нашей речевой группе дети с логопедическим заключением «Общее недоразвитие речи. Стёртая дизартрия». Общее недоразвитие речи - системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. Кроме того, эти дети быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования игр с песком: последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.
3 слайд: Игры с песком делятся на три направления:
1. Обучающие игры. Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым развиваем его речь, словарный запас, работаем над дыханием. Происходит развитие внимания и памяти, фонематического слуха.
2. Познавательные игры. С их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
3. Проективные игры. Направлены на осуществление коррекции и развитие ребенка.
4 слайд: Игры с песком я использую в основном в индивидуально-подгрупповой работе. Ничего трудного для организации этих игр нет. Для этого необходимы наборы миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.
5, 6 слайд: В магазинах продают огромное количество игрушек: люди, животные, различные дома и замки, машинки. Все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить, вырезать из бумаги. Таким образом, все наши лексические темы мы можем обыграть на песке.
Коллекции фигурок располагаются в прозрачных коробках
и, когда приходит время занятия, то предложение «поиграть в песочнице» выглядит совершенно естественным.
7 слайд: В самом начале необходимо установить и запомнить обязательные правила для всех:
Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы
Нельзя бросать песок в других детей
Нельзя брать песок в рот
После занятий с песком нужно вымыть руки
8 слайд: Сейчас я хотела бы предложить несколько вариантов игр с песком, используемых мной в работе.
На начальном этапе включаю игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее – холодное», «сухое – мокрое», «твердое – мягкое», «гладкое – острое». Кинестетические ощущения получаются во время движения. Предлагаю детям поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения, создать отпечатками ладоней, кулачков, пройтись» по песку пальчиками.
Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино.
Для формирования звуковой стороны речи я использую игры на развитие фонематического слуха:
- выбрать фигурки, в названиях которых есть звук [а] или другой гласный;
- выбрать фигурки, в названиях которых есть автоматизируемый звук [с] или [ш] и т. д.
Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Позже можно писать буквы и слова: сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
9 – 10 слайд: Для развития мелкой моторики проводим веселые соревнования. Детям предлагается бегать наперегонки пальчиками.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ
«ЧТО ПОД ПЕСКОМ?»
11 слайд: Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.
«СЕКРЕТ»
В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.
«ДОБРЫЙ ВЕЛИКАН»
Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь.
12 слайд: На стадии автоматизации звуков играем в «ГОРОЧКУ»
Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.
Для автоматизации звука Ш закапываю в песок игрушки : мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ.
«СПРЯЧЬ РУЧКИ»
13 слайд: Прятать руки в песок, услышав заданный звук.
«ДВА ГОРОДА»
Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.
14слайд: Игра «ЧЕГО НЕ СТАЛО» организуется для формирования грамматического строя речи. В данном варианте часть предметов на песочнице убираю, а затем прошу ребенка рассказать, что изменилось, чего не стало.
В игре «Подбери слово» ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик - легкий, блюдце - пластмассовое).
Игра "ПОСТРОЙ СТУПЕНЬКИ" помогает научить детей определять количество слогов в словах.
На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из картинок. Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами - трехсложные.
15 слайд: Опыт работы показывает, что использование игр с песком дает положительные результаты. Через них легче решаются задачи развития коммуникативных навыков, кроме того у детей значительно возрастает интерес к занятиям, дети чувствуют себя более успешными, на занятиях нет места монотонности и скуке.