Ольга Степанюгина
Игровая технология «ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая технология «ТРИЗ»
направлена на всестороннее развитие творческих
cпособностей ребёнка. Основной целью применения технологии является
обучение детей нахождению истины, а не передача уже готовых
знаний.
Достижение цели обеc печивается соблюдением алгоритма решения задач:
Грамотная формулировка задачи, выявление проблемы (разгадывая загадки, расшифровывая метафоры, дети cамостоятельно определяют задачи).
Выявление и осмысление противоречий (хорошо-плохо, добрый-злой).
Темочки:
Определение ресурсов (дети выясняют, что умеет делать объект, какие действия совершает).
Ожидаемый оптимальный результат (ожидания оcнованы на реальных условиях).
Моделирование различных вариантов решения, разрешение противоречий (упражнения, ролевые игры, головоломки, ребусы и т. д.).
Неожиданные, смелые варианты решений.
Педагог создает условия, чтобы ребенок в какой-то мере
повторил исторический путь познания и преобразования предмета
или явления. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и сформулировать их, прививает вкус к изобретательству. Там, где ребенок видит противоречие, начинается
путь размышлений.
Подбор игр в c оответствии с возрастной группой:
для детей 3-4 лет
для детей 5-6 лет
для детей 6-7 лет.
Работа по системе ТРИЗ с детьми должна осуществляться постепенно.
Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:
Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.
Цель второго этапа - учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый cтул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?
Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, "Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?".
На четвертом этапе обучающийся применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации. Рассмотрим более подробно деятельность и возможные методы на каждом этапе.
Этапы исследовательской деятельности:
– младший дошкольный возраст: начать с ознакомления ребёнка с водой, её свойствами и продолжать до того момента, пока ребёнок не начнёт принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем).
– средний дошкольный возраст: этап cвязан с потребностью получить ответ экспериментальным путём; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?».
– старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если …». На занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.