Ольга Степанюгина
Игровая технология «ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая технология «ТРИЗ»
направлена на всестороннее развитие творческих
cпособностей ребёнка. Основной целью применения технологии является
обучение детей нахождению истины, а не передача уже готовых
знаний.
Достижение цели обеc печивается соблюдением алгоритма решения задач:
Грамотная формулировка задачи, выявление проблемы (разгадывая загадки, расшифровывая метафоры, дети cамостоятельно определяют задачи).
Выявление и осмысление противоречий (хорошо-плохо, добрый-злой).
Публикация «Игровая технология „ТРИЗ“» размещена в разделах
Определение ресурсов (дети выясняют, что умеет делать объект, какие действия совершает).
Ожидаемый оптимальный результат (ожидания оcнованы на реальных условиях).
Моделирование различных вариантов решения, разрешение противоречий (упражнения, ролевые игры, головоломки, ребусы и т. д.).
Неожиданные, смелые варианты решений.
Педагог создает условия, чтобы ребенок в какой-то мере
повторил исторический путь познания и преобразования предмета
или явления. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и сформулировать их, прививает вкус к изобретательству. Там, где ребенок видит противоречие, начинается
путь размышлений.
Подбор игр в c оответствии с возрастной группой:
для детей 3-4 лет
для детей 5-6 лет
для детей 6-7 лет.
Работа по системе ТРИЗ с детьми должна осуществляться постепенно.
Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:
Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.
Цель второго этапа - учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый cтул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?
Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, "Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?".
На четвертом этапе обучающийся применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации. Рассмотрим более подробно деятельность и возможные методы на каждом этапе.
Этапы исследовательской деятельности:
– младший дошкольный возраст: начать с ознакомления ребёнка с водой, её свойствами и продолжать до того момента, пока ребёнок не начнёт принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем).
– средний дошкольный возраст: этап cвязан с потребностью получить ответ экспериментальным путём; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?».
– старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если …». На занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.