Получи документы

Игровая технология — средство формирования социального интеллекта старших дошкольников

Лариса Калсанова
Игровая технология — средство формирования социального интеллекта старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Игровая технология - средство формирования социального интеллекта старших дошкольников

Проблема развития самосознания, умение взаимодействовать с миром, людьми, самим собой - одна из важнейших задач современного общества. Одной из форм организации педагогического процесса, позволяющей решить эту проблему, является игровая технология. Игра позволяет детям познать себя и окружающий мир, органично войти в него. Психолого-педагогической базой моей работы стали основные концептуальные положения основоположника отечественной психологии Л. С. Выготского, С. Л., а также Концепция социализации личности И. С. Кона и С. Л. Рубинштейна. Социальный интеллект – совокупность знаний, умений и личностных качеств, которые обеспечивают человеку положительную интеграцию в социуме. Технология по ее формированию у старших дошкольников включает реализацию блоков. В рамках каждого блока выделяются конкретные цели и задачи, в ходе осуществления которых происходит формирование и развитие соответствующих умений и навыков, описывается промежуточный предполагаемый результат. Для каждого блока подобраны игры и упражнения, являющиеся формой осуществления программных задач.

Публикация «Игровая технология — средство формирования социального интеллекта старших дошкольников» размещена в разделах

Мотивационный блок «Наша группа»

Формирование потребности в общении и взаимодействии, интереса к другому человеку. Первый шаг к пониманию сближение, объединение, возникающее на эмоциональной основе. Создание условий для установления разных видов эмоционального контакта: от взгляда, улыбки к контакту глаз, от прикосновения к более тесному тактильному контакту. Работу в этом блоке можно разделить на несколько циклов.

1. Цикл игр и игровых упражнений:

- игры и упражнения, направленные на формирование интереса к другому:« «Ручеёк», «Комплименты», «Подарок другу»;

- игры на групповую сплоченность «Найди друга», «Волшебный клубочек», «Угадай ка»; игры на формирование доброжелательных отношений в группе «Я хочу с тобой подружиться», «Я знаю пять имен своих друзей», «Цветок дружбы».

2. Цикл игровых занятий: «Волшебный колокольчик», «В гостях у Оле-Лукойе», «Солнце и месяц», «Автогонки», «Чудесные превращения», «Музыкальный оркестр».

3. Групповые ритуалы и начала и окончания занятий, песенки приветствия и прощания, повышающие общий эмоциональный фон и улучшающие психологический микроклимат.

3. Дружеские посиделки: анализ общей деятельности, подведение итогов.

4. Продуктивная деятельность: изготовление подарка заболевшему другу, альбома имениннику.

2. Рефлексивный блок «Я в группе»

Развитие самосознания (осознание ребёнком меры своих возможностей, оценка его места в обществе других людей, понимание разного отношения к нему окружающих, умение адекватно оценивать результаты собственных достижений).

В рамках этого блока использовались:

1. Игры способствующие самовыражению, «Вырази чувства глазами», «Что я люблю», Мое настроение», «Ступеньки моих достижений», «Азбука эмоций»

2. Игры способствующие самоуважению «Счастливый сон», «Хочу быть счастливым», «Ракета».

3. Диалоговые игры «Эфир со звездами», «Интервью»

4. Групповые занятия: «Кто я?», «Кое-что обо мне», «Я на балу сказок», «Я и мои друзья», «Волшебный медальон»

5. Минутки общения, тематические беседы «Какой я?», «Каким я буду когда вырасту»

6. Выставка рисунков «Мои достижения», «Найди мой портрет»

7. Создание портфолио «Книга обо мне»

8. Конкурсы «Самый, самый, самый», «Хвастунов»

9. Психологические этюды на выражение различных эмоций

10. Презентации семейных коллекций, способствующие накоплению опыта общения со взрослыми, развитию социальной уверенности.

3. Когнитивный блок «Мои друзья»

Развитие способности понимать другого человека его особенности, интересы, потребности, замечать изменения настроения, эмоционального состояния (эмоциональной восприимчивости). Необходимо перевести направленность детей на себя в направленность на других.

На этом этапе применялись:

1. Игры и упражнения на формирование умения любить окружающих «Я посылаю любовь», «Мне в тебе нравиться», «Спасибо и пожалуйста»

2. Игры на развитие восприятия, внимания, наблюдательности: «Разведчики», «Хороший слух», «В стране ладошек», «Необычная прогулка», «Штурм крепости».

3. Игры, способствующие формированию эмоциональной децентрации «Что чувствует мама (папа, если.», «Я тебя понимаю», «Угадай настроение»

4. Чтение художественной литературы.

4. Поведенческий блок «Один и вместе».

Формирование социальных навыков (умение устанавливать контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях).

Для формирования положительного отношения к взаимодействию с другими детьми ребенку необходим собственный практический опыт сотрудничества, который позволяет ему почувствовать, как достичь важных для него целей, учитывая интересы других детей, то есть – социальные навыки. В этом блоке мы использовали:

1. Игры с правилами на развитие произвольности и саморегуляции поведения «Да, нет, не говори», «Шашки», «Стоп кулак», «Хочухалки»

2. Игры на развитие умения сотрудничать «Помоги другу», «Небоскреб», «Два барана», «Сиамские близнецы»

3. Интерактивные игры на формирование навыков общения со сверстниками «Головомяч», «Попроси игрушку», «Меняемся пуговицами»

4. Рисование в парах, тройках, подгруппах с творческими заданиями: «Цветик-семицветик», «Дружеские каракули», «Маленькие волшебники», «Один и вместе», «Наша сказка», «Варежки для Деда Мороза», «Картинки по кругу», «Необитаемый остров», «Дом дружбы», «До свидания, детский сад».

5. «В гостях у сказки»показ спектаклей, инсценировок с целью оказания помощи в освоении разных социальных ролей 6. Социальные проекты на темы: «Территория красоты и чистоты», «Единые дни в защиту рек», «Я другой»

7. Проектная деятельность «Книжное издательство», «Подарок для мамы»

Оборудование и материал развивающей среды, стимулирующий проявления социального интеллекта детей можно условно разделить на группы:

Наглядно - демонстрационный материал

1. Как я справляюсь со своей тревогой

2. Как я разрешаю конфликты

3. Я и моё поведение.

4. Я и другие.

5. Я и мои эмоции.

Дидактические игры и пособия

1. Азбука настроений (Белопольская Н. Л.)

2. Зоопарк настроений

3. Путешествие в мир эмоций

4. Страна эмоций

5. Домик настроений

Художественная литература

Произведения для инсценирования со старшими дошкольниками используются для отработки и закрепления мимических навыков и выразительности речи. В больших произведениях возможно инсценировать только те отрывки из где эмоции выражаются наиболее ярко: этюды Н. П. Слободяник, рассказы Н. Носова, Толстого, стихи С. Черного, К. Чуковского, сказки Л. Муур, В. Хухлаевой.

Мультфильмы для закрепления мимических навыков: «Маша и малиновое варенье», «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду», «Мышонок-хвастун», «Про бегемота, который боялся прививок».

Авторские игры и пособия

Разработка коммуникативных игр для старших дошкольников: «Дом дружбы», «Наш детский сад», «Бал сказок», «Представь героя», «Своя сказка», «В гостях у Бабы Яги», дидактических игр: «Хорошо и плохо», «Собери эмоцию»

Создание совместных групповых книг: «Азбука эмоций», «Книга наших достижений», «Наша сказка».

Создание лэпбука «Азбука настроений» с играми и заданиями для закрепления умения распознавать стратегии поведения в конфликтных ситуациях: «Эмоциональное лото», «Эмоциональная угадайка», «Как разрешать конфликты», «Мое поведение в конфликтных ситуациях».

Компьютерные игры и презентации для дошкольников: «Мир наших чувств и эмоций», «Азбука хорошего поведения», «Как решать конфликты».

Итоговая диагностика показала положительную динамику в формировании всех компонентов социального интеллекта.

Результатом моей работы стало создание педагогической технологии по формированию социального интеллекта старших дошкольников (эффективные средства и формы, методы и приемы, выпуск сборника игр и игровых занятий по социально-коммуникативному развитию, а также создание социокультурной среды в МАДОУ, стимулирующей проявление социального интеллекта. Данная технология позволила детям приобрели социальный опыт. У дошкольников отмечается снижение уровня тревожности, агрессии и страха, повышение самооценки. Это позволяет утверждать, что данные игровые формы работы способствуют формированию социального интеллекта.

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов «Социо-игровая технология как эффективное средство развития коммуникативных способностей детей» Мастер класс «Социо-игровая технология как эффективное средство развития коммуникативных способностей детей» «Сделать серьёзное занятие.

Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольниковПедагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

План по самообразованию «Игровая деятельность как средство формирования связной речи дошкольников» Цель самообразования по теме: изучение особенностей развития речи детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности. Задачи самообразования:.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников Аннотация: В статье рассматривается необходимость создания и развития познавательно-исследовательской деятельности в ДОО для того, чтобы.

Проект «Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников» Цель проекта: организация мини-музея в группе как средства формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников. Задачи:.

Семинар «Развитие эмоционального и социального интеллекта детей дошкольного возраста» РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования положительных взаимоотношений в коллективе детей с нарушением интеллекта Сюжетно-ролевая игра как средство формирования положительных взаимоотношений в коллективе детей 3 года обучения с нарушением интеллекта.

Театральная студия как средство формирования основ экологической культуры старших дошкольников Сообщение Наша театрализованная студия «Чародеи» существует уже 2-ой год. Основная цель направлена на формирование основ экологической.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД Аннотация Мною описана технология продуктивного чтения, реализуемая на уроках литературного чтения для формирования УУД. Этот приём не только.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая технология — средство формирования социального интеллекта старших дошкольников
Опубликовано: 10 июля 2018 в 14:12
+47Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровая технология — средство формирования социального интеллекта старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Калсанова (УИ 603529) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД