Лютина Марина Алексеевна
Игровая технология с использованием сенсорного пакета «Необычное в обычном»
▼ Скачать + Заказать документы
[b]Методическая разработка «Сенсорные пакеты как средство развития сенсомоторных функций»[/b]
Автор: Лютина Марина Алексеевна, воспитатель МБДОУ д/с 10 "Белочка"
Дети раннего возраста природные искатели окружающего мира, мир открывается для них через опыт личных ощущений. Сенсорные пакеты помогают в развитии моторики детей, расширяют представления об окружающем мире, в развитии творческих способностей, в ослаблении психологической нагрузки.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
[/i]
Публикация «Игровая технология с использованием сенсорного пакета „Необычное в обычном“» размещена в разделах
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Целлофановые, полиэтиленовые, мусорные пакеты. Поделки
- Темочки
Работая с детьми раннего возраста, я обратила внимание на то, что у них слабо развиты сенсомоторные функции, ощущения, восприятие, представление. Так же важно сочетание кожно-механических и двигательных анализаторов.
Многие в детстве любили перебирать бабушкины корзины с пуговицами, копаться в банке с отцовскими гайками, и конечно же любили играть в песочнице. После рождения моей внучки и покупки для нее развивающего коврика, наполненного водой, я подумала, а почему бы не использовать эту идею, ведь можно наполнить пакеты гелем, бросовым материалом. Так и получились у меня сенсорные пакеты.
Я обратилась к глобальной сети интернет, посмотрела, что нового есть в багаже зарубежных коллег, наших педагогов, посмотрела интересные ЛАЙФ-ХАКИ, и подобрала комплект дидактических игр, создала условия для их эффективного использования. Сенсорные пакеты взяли на себя и функцию контроля за сенсорным развитием ребенка.
ЦЕЛЬ:
Расширить предметно - пространственную среду в группе, путем создания нового нестандартного оборудования.
ЗАДАЧИ:
1. Создание условий для обогащения и накопления сенсорного опыта.
2. Формирование умений ориентироваться в свойствах предметов.
3. Воспитание первичных волевых черт характера.
4. Умение не отвлекаться от поставленной задачи и доводить ее до завершения.
НОВИЗНА.
Сенсорный пакет для ребенка, это новинка - новая игрушка. Она привлекает внимание, вызывает интерес, побуждает к исследованиям. Это эффективное упражнение для развития мелкой моторики рук.
ДОСТУПНОСТЬ.
Зип – пакеты — это доступный материал. Так же можно использовать упаковочные, канцелярские, вакуумные пакеты, пакеты для заморозки, бросовый материал (пуговицы, шарики, остатки пряжи, Бисер и многое другое.)
ПРАКТИЧНОСТЬ.
Сенсорные пакеты удобны в использовании, прекрасно обрабатываются санитарно-гигиеническими средствами, что особенно важно в условиях пандемии, их удобно хранить в группе.
БЕЗОПАСНОСТЬ.
Раньше в раннем возрасте я использовала только крупные игрушки, а сейчас появилась возможность безопасного использования мелких игрушек. Например, киндер - сюрпризы. Они провоцируют интерес к поиску. Герметичность, прозрачность, безопасность — это очень важно!
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ.
Любой сенсорный пакет я могу использовать многократно, меняя его наполнение. Тема недели, индивидуальные интересы ребенка оказывают влияние на наполняемость пакета. Сенсорные пакеты взаимодополняют друг друга. На них можно рисовать, снимать напряжение на пакетах, «антистресс».
ВАРИАТИВНОСТЬ.
Сенсорные пакеты помогают разнообразить дидактические игры, их уровень сложности, постепенно идти от простого к сложному, поддерживать интерес ребенка к игре.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА.
Сенсорные пакеты пополняют и видоизменяют среду группы. Они эстетичны. Охотно используются детьми. Сенсорный пакет проходит путь от первоначального знакомства в совместной деятельности педагога с детьми до самостоятельной игры ребенка.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.
Создавая пакеты, я учитывала возрастные особенности. Пакеты безопасны, чистые, удобные в уходе и применении. Яркие и привлекательные для малышей, достаточное количество помогает ребенку выбрать то, что ему необходимо, что его интересует. Дети учатся обмениваться играми. Вместе играют.
ПАЗЛ РАЗВИТИЯ СЕНСОМОТОРНЫХ ДВИЖЕНИЙ.
1. Развитие последовательно. Каждый новый навык приобретается на основе тех навыков, которые уже усвоены.
2. Этаты накладываются друг на друга. Совершенствование и экспериментирование происходит одновременно.
3. Движения становятся более точными и совершенными по мере того, как ребенок взрослеет.
4. Управление своим телом и умение контролировать движения развиваются сверху вниз, от центра к периферии.
ВИДЫ СЕНСОРНЫХ ПАКЕТОВ.
1. ОБУЧАЛОЧКИ.
ИГРА «Накормим птичку зернышками».
Цель: закрепление понятия «один, два, много», развитие усидчивости, внимания, координации движения рук.
ИГРА «Угощаем медвежонка конфетами».
Цель: закрепление желтого цвета, понятие круг, развитие мелкой моторики.
ИГРА «Ах. какие вкусные блины!»
Цель: учить сравнивать большой - маленьки, закреплять понятие круг, желтый цвет, учить ориентироваться в пространстве, развитие мелкой моторики пальцев.
ИГРА «Лягушка».
Цель: учить группировать по цвету, закреплять понятие «такой же», закреплять понятие круг, один-много, развитие внимания, усидчивости, координации движения рук.
ИГРА «Подбери по цвету».
Цель: учить группировать по цвету, закреплять понятие «один, два, много». Побуждать называть цвета.
ИСКАЛОЧКИ.
Этот вид сенсорных пакетов хорошее дополнение к центру песка и воды. Дети - исследователи. Они любят играть» в прятки», любят искать. Игры ИСКАЛОЧКИ направлены на развитие внимания, усидчивости, наблюдательности, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, Дети учатся устанавливать первые предметно - следственные связи, развивается наглядно - образное мышление.
АНТИСТРЕСС.
Очень удобно использовать эти пакеты для снятия психологической нагрузки с ребенка. Мягкая, гелеобразная пенная фактура наполнения пакетов успокаивает. Дети рассматривают блестки, цветные шарики, которые «плавают», наблюдают как перемещаются в пакете с водой пузырьки с маслом, какие интересные образы возникают, на этих пакетах можно делать отпечатки ладоней, пальчиков, проводить линии.
СЕНСОРНАЯ СУМКА.
Цель: учить определять на ощупь свойства различных материалов, устанавливать отношения между материалом и его ощущениями. Например, ПЕНА - мягкая. Дети знакомятся с различными материалами, их свойствами. Цель СЕНСОРНОЙ СУМКИ — это побуждать называть материалы и из свойства. Объединяя несколько пакетов в единую сумку, я помогаю детям сравнивать на ощупь материалы. Дети объединяются в группы, играют вместе, обмениваются своими наблюдениями.
СЕНСОРНАЯ ДОРОЖКА.
Это аналог» дорожки здоровья». Дети маленькие, и они не всегда хотят наступать ножками на ребристые дорожки, резиновые коврики. Можно изготовить вместе с детьми свою сенсорную дорожку. Детям она нравится! Малыши постепенно просыпаются после дневного сна, проходят по дорожкам. Детям психологически комфортно, малыши ощущают разные фактуры материалов (мягкость -помпончиков, ребристость – карандашей, «как камешки» - фасоль и горох, желеобразный и обволакивающий стопу ребенка гель с блестками).
ТВОРЧЕСКИЕ ПАКЕТЫ.
Творческие сенсорные пакеты помогают развивать мелкую моторику, закреплять цветы, развивают воображение. Свободно и непринужденно ребенок рисует штрихами - травку, прямыми линиями - дорожки, плавно двигая кистью - волны, ручейки, круговыми движениями - солнышко, цветочки. Ребенок чувствует себя «художником». Развивается фантазия и воображение.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ПАКЕТОВ.
1. Положительная динамика развития детей.
2. Повышение компетентности родителей.
3. Повышение педагогической компетентности по сенсорному развитию детей воспитателя.
ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.
дети стали более самостоятельными. Если раньше без моей помощи они не могли освоить новую игру, то сейчас могут делать это самостоятельно. Дети находят занятие по интересу. Проводя пальчиком по пакету, ребенок действует также, как и взрослый, проводя пальцем по сенсорному экрану. Например, «кормит птичек зернышками».
ОБУЧЕНИЕ.
Используя сенсорные пакеты, дети проходят все этапы от простого к сложному. Ребенок развивается через исследовательскую деятельность. Сенсорный опыт помогает ребенку увидеть мир, где каждый предмет что - то означает, для чего-то предназначен. Дети учатся называть форму, цвет, величину, свойства предметов.
ОБЩЕНИЕ.
Во время игры дети транслируют свой опыт, помогают друг другу, показывают и рассказывают о своих достижениях, обмениваются играми, общаются, у детей активно развивается речь. У малышей повышается коммуникативная компетентность.
ЦИКЛИЧНОСТЬ.
У детей не всегда сразу все получается! А сенсорные пакеты помогают создать ситуацию «успеха» у ребенка. Играя с сенсорными пакетами, можно многократно повторять действия, начинать сначала, менять расположение игрового объекта (пуговицы, зернышка, киндер - сюрприза). Это такой «сенсорный детский ГАДЖЕТ». Ребенок шагает по «лестнице развития».
ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАЗВИТИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Сенсорные пакеты помогают выстроить единую линию развития ребенка в сотрудничестве с семьей. Родители могут самостоятельно сделать сенсорный пакет вместе с ребенком дома Простота и доступность материалов позволяют родителям включиться в процесс создания развивающей среды для ребенка. Совместное изготовление и игра сближают, в комфортных домашних условиях продолжается развитие малыша. Если необходимо, родители могут воспользоваться и уже имеющимися сенсорными пакетами в группе.
ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ.
Сенсорные пакеты можно использовать в утренний прием, в образовательной деятельности на занятии, после пробуждения от дневного сна, в вечернее время. Дети могут играть самостоятельно в любое время, когда у них возник интерес. Сенсорные пакеты, также удобно использовать в индивидуальной работе с детьми.
Сенсорные пакеты помогают мне успешно реализовывать основные принципы ФГОС ДО, так как они формируют познавательные интересы и познавательные действия в различных видах деятельности.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Использование сенсорных пакетов рекомендовано для педагогов групп раннего возраста, заинтересованных родителей, педагогов старших групп с учетом возрастных особенностей (изменение заданий с учетом программного содержания).
Виды сенсорных пакетов
I. СЕНСОРНЫЕ ПАКЕТЫ «ОБУЧАЛОЧКИ».
Сенсорный пакет можно наполнить:
1. ВОДА,
2. ПРОЗРАЧНЫЙ ГЕЛЬ,
3. ШАМПУНЬ ЦВЕТНОЙ,
4. ПЛОСКОСТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ,
5. ПУГОВИЦЫ,
6. ЦВЕТНЫЕ СТЕКЛЯННЫЕ ШАРИКИ,
7. КРУПА,
8. БУСИНЫ.
ФОН- ЛЮБАЯ КАРТИНКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЫ.
II. СЕНСОРНЫЕ ПАКЕТЫ «ИСКАЛОЧКИ».
Сенсорный пакет можно наполнить:
1. КРУПА,
2. ПЕНА,
3. НИТКИ,
4. МЕЛКИЕ ЦВЕТНЫЕ ШАРИКИ,
5. БИСЕР,
6. ИГРУШКИ КИНДЕР-СЮРПРИЗ,
7. ОБЪЕМНЫЕ СТИКЕРЫ,
8. БАНТИКИ,
9. ПУГОВИЦЫ.
III. СЕНСОРНЫЕ ПАКЕТЫ «АНТИСТРЕСС».
Сенсорный пакет можно наполнить:
1. ВОДА,
2. РАСТИТЕЛЬНОЕ МАСЛО,
3. ШАМПУНЬ -ГЕЛЬ,
4. КРАСИТЕЛЬ ПИЩЕВОЙ,
5. БЛЕСТКИ,
6. ПАЙЕТКИ.
IV. СЕНСОРНЫЕ ПАКЕТЫ «СЕНСОРНАЯ СУМКА».
Эти пакеты можно наполнить:
1. ЦВЕТНОЙ РИС,
2. ВОДА С МАСЛОМ,
3. МАКАРОНЫ,
4. ПОМПОНЫ,
5. ПЕНА и другие материал
V. СЕНСОРНЫЕ ДОРОЖКИ.
Эти пакеты можно наполнить:
1. ПЕНА,
2. КРУПА,
3. ПОМПОНЧИКИ,
4. ЦВЕТНОЙ ГЕЛЬ С МАСЛОМ И БЛЕСТКАМИ,
5. ГАЗЕТНЫЕ ШАРИКИ,
6. КАРАНДАШИ.
VI. ТВОРЧЕСКИЕ СЕНСОРНЫЕ ПАКЕТЫ.
Наполнение пакетов:
1. ГЕЛЬ,
2. ПИЩЕВОЙ КРАСИТЕЛЬ,
3. ГУАШЬ,
4. ШАМПУНЬ ЦВЕТНОЙ,
ФОН - КАРТОН ЛЮБОГО ЦВЕТА.