Татьяна Николаевна Никитина
Консультация «Игровая технология»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. «Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра» (Й. Хейзинга)
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
Публикация «Консультация „Игровая технология“» размещена в разделах
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую : преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А. Шмакову) :
• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно- рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих, отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
• в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
• как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
• в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
• как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница»).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ставит перед учителем три основные задачи: дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду; воспитать у них положительные личностные качества и корригировать имеющиеся дефекты; подготовить их таким образом к жизни среди нормальных детей, то есть социально адаптировать. Чтобы сделать обучение наиболее эффективным, необходимо создать положительный эмоциональный настрой, комфортную обстановку, повысить познавательный интерес, активизировать деятельность обучающихся.
Как одно из средств активизации обучающихся я использую на своих занятиях игру. Игра для детей - это труд, который требует настоящих усилий, проявления подлинных человеческих качеств. В игре дети иногда преодолевают серьезные трудности, тренируют свои силы и ловкость; развиваются их способности и ум. Ребенок здесь чувствует себя до некоторой степени самостоятельным. Особое значение игра имеет для детей с особыми образовательными потребностями. Игры воспитывают коллективизм, взаимопомощь. В процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для формирования, развития, совершенствования психических процессов ребенка, его личности. Игры, в которых есть правила, воспитывают организованность, выдержку, честность.
Игровая деятельность ближе и доступнее всего детям. Слова Ш. А. Амонашвили: «…. без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока» стали для меня основным правилом в работе. Я стремлюсь создать на каждом уроке такую ситуацию, которая позволила бы каждому учащемуся проявить себя. Использую дидактические, ролевые, деловые игры, ввожу элементы занимательности, применяю нетрадиционные формы проведения уроков. Дидактическая игра является одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у детей с особыми образовательными потребностями к учебному предмету. Она помогает развивать у этих детей любовь к занятиям.
Место дидактических игр в учебной работе
Игра должна органически сочетаться с серьезным напряженным трудом, не отвлекать от учения, а наоборот, способствовать интенсификации учебной работы. Дидактическая игра состоит из следующих элементов:
1) из дидактической задачи;
2) игровой задачи;
3) игровых действий;
4) правил игры;
5) результатов (подведения итогов).
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Работа над ней требует активизации всей психической деятельности учащихся. Развиваются познавательные процессы, мышление, память, воображение. Совершенствуется умственная деятельность, внимание становится целенаправленным, устойчивым.
Игровая задача осуществляется детьми. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Игровые действия - основа игры. В разных играх игровые действия различны, это могут быть ролевые игры, отгадывание загадок. Правила игры помогают направлять игровой процесс, управлять игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Соблюдение правил обязывает детей самостоятельно выполнять игровые действия, У них вырабатывается критерий для оценки поведения своих одноклассников и своего собственного. Подведение итогов игры проводится сразу по окончании игры.
Методика организации дидактических игр
1. Подготовка к дидактической игре:
• отбираю игры в соответствии с задачами обучения и развития;
• устанавливаю, насколько игра соответствует требованиям в данной возрастной группе детей;
• определяю наиболее удобное время для проведения дидактической игры;
• выбираю место игры;
• готовлю необходимый дидактический материал для выбранной игры.
2. Проведение дидактической игры:
• знакомлю детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;
• объясняю ход и правила игры, при этом обращаю внимание на поведение детей в соответствии с правилами; показываю игровые действия, если это необходимо; определяю свою роль в игре: в качестве играющего, болельщика, арбитра;
• подвожу итоги игры.
З. Анализ проведения игры. Он помогает выявить индивидуальные особенности в поведении детей, наметить перспективы в работе с ними.
Приемы и методы руководства дидактической игрой
1. Прежде чем начать игру, вызываю у детей интерес к ней, желание играть.
2. Следствием успешной организации дидактической игры является то, что, обучая, сохраняю вместе с тем игру как деятельность, которая радует, сближает детей. Дети постепенно осознают, что их поведение в игре может быть иным, чем в процессе обучения: тут они могут бурно реагировать на различные действия играющих. Поэтому стараюсь, чтобы дети были увлечены игровой задачей на протяжении всей игры.
З. Объясняю правила, рассказываю о содержании игры, делаю это предельно кратко, ясно, четко.
4. С начала игры и до ее конца вмешиваюсь в ход игры, отмечаю удачные решения детей, подбадриваю застенчивых и т. д.
5. Если игра с элементами соревнования, то при подведении итогов бываю особенно внимательной.
6. Большое значение имеет темп игры, важно избежать излишней медлительности.
Можно выделить следующие виды дидактических игр (ряд игр дан в Приложении) :
• игры-путешествия;
• игры-поручения;
• игры-предложения;
• игры-загадки;
• игры-беседы.
Игры-путешествия призваны усилить впечатление, они обостряют наблюдательность, учат преодолению трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью (игра «Путешествия по сказкам на бытовую тему»).
Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности - короче. В их основе лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Игры-предположения («Что было бы.). Перед детьми ставлю задачу и создаю ситуацию, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры-загадки. В их основе лежит проверка знаний, умений, находчивости.
Игры-беседы. В их основе лежит общение. Главным моментом здесь является непосредственность переживаний, заинтересованность. Такие игры воспитывают умение слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.
Дидактические игры я провожу на разных этапах урока: в начале урока при повторении материала, на заключительном этапе урока с целью проверки и закрепления знаний, умений. Использование игр дает возможность развивать, обогащать речь учащихся, углублять, закреплять знания. Начинаем игру в том случае, когда я убеждена, что ученики правильно поняли условия игры и готовы к ней. Ставлю перед учащимися познавательные задачи, стараюсь создать обстановку для самостоятельного поиска учащимися решения.
Особое внимание придаю дидактическим играм при повторении пройденного материала, т. к. дети с особыми образовательными потребностями с большим трудом запоминают материал и быстро его забывают. Вначале учащиеся заинтересовываются игрой, а затем материалом, без которого невозможно принимать участие в игре. У ребят возникает интерес к учебному материалу. Если какое-то задание требует от учащегося большого интеллектуального напряжения, использую игру, которая повышает эмоциональный тонус, вносит разрядку в ход урока. Организую, провожу дидактические игры: «Кто быстрее», «Кто больше», «Исключи лишнее» и др. Если класс вялый, заторможенный, провожу игры: «По сугробам», «Проверьте друг друга», «Терминологическая зарядка». При излишней возбудимости учащихся дидактической игре отвожу место на заключительном этапе урока. Игры: «Кто больше» (из кубиков с буквами собрать слова, «Эрудит».
Загадки
Дети любят отгадывать и загадывать загадки. Найдя правильный ответ, они радуются тому, что сумели проявить сообразительность и находчивость. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят с окружающим миром, развивают любознательность, тренируют внимание, память, мышление. При повторении правил безопасной работы с инструментами загадываю загадку о каком-либо инструменте; учащиеся должны отгадать загадку, а затем рассказать правила безопасной работы с инструментом. В другом случае, наоборот, сначала раздаю учащимся карточки, где написаны правила безопасной работы с тем или другим инструментом, затем загадываю загадки об инструментах. В 5-х классах провожу урок по разгадыванию загадок «Загадай-отгадай». На урок приглашаю несколько знатоков-экспертов - учащихся старших классов. Они руководят игрой и вручают фишки - награды за правильно заданную загадку и ее отгадку. Игра в загадки очень оживляет урок.
Cюжетно -ролевые игры
Одним из важнейших средств всестороннего развития личности являются ролевые игры. В этих играх развиваются и совершенствуются психические процессы, формируются различные качества личности детей. В ходе ролевой игры учащиеся общаются между собой, что способствует развитию речи, тренируют волю. Но чтобы у учащихся возникла ролевая игра, их жизнь должна быть насыщена впечатлениями. У детей с особыми образовательными потребностями очень ограничены источники познания окружающей действительности. Во время проведения ролевой игры учу учащихся выражать те впечатления, которые они получили из жизни, творчески их перерабатывать. Так, при изучении темы «Стили одежды» провожу игру «Ателье». Предварительно мы идем в ателье, знакомимся с работой закройщика. Распределяем роли: заказчик, закройщик. Игру проводим примерно по такому сценарию: заказчик приходит в ателье с тканью, ему необходимо заказать сшить блузку. Возникает примерно такой диалог между учащимися:
- Я бы хотела заказать блузку делового стиля.
- Какого фасона?
(Заказчик рисует фасон блузки делового стиля.)
- А какая ткань?
(Заказчик показывает ткань.)
- Такая ткань подойдет для такого фасона. (закройщик рисует эскиз блузки).
- Хорошо, я согласна.
Деловые игры
Для усвоения нового, закрепления пройденного материала я использую всевозможные деловые игры. Технология деловой игры состоит из следующих этапов.
1. Этап подготовки. Подготовку деловой игры начинаю с разработки сценария. В содержание сценария ввожу учебную цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание игры, содержание ситуации и характеристику действующих лиц. Затем идет ввод в игру. Формирую главную цель занятия. Выдаю необходимые материалы, инструкции, правила. Распределяю роли, провожу с учащимися необходимые консультации, предлагаю литературу, где они могут почерпнуть дополнительную информацию. Допускаю предварительные контакты между участниками игры.
2. Этап проведения игры. Учитель выполняет роль ведущего игры, корректирует действия участников.
3. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. На этом этапе могут быть выступления экспертов, защита учащимися своих решений, выводов. Учитель делает заключение, подводит итог занятия. Деловую игру провожу в 7-м классе при изучении темы «Химчистка». Предварительно идем с учащимися на экскурсию на предприятие, где чистят изделия химическими средствами, знакомимся с процессом чистки изделий.
За неделю до игры распределяю роли среди учащихся, сообщаю литературу, где они могут почерпнуть дополнительную информацию. Готовлю соответствующую наглядность к проведению занятия. Распределяя роли, учитываю индивидуальные особенности детей. Занятие провожу в виде производственного совещания за круглым столом. Данная деловая игра повышает эффективность занятия, помогает учащимся лучше узнать свои возможности.
Кроссворды на уроках
Одним из приемов активизации учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки является работа с простейшими тематическими кроссвордами. Использование кроссвордов способствует поддержанию и развитию интереса к изучаемому предмету, разнообразит занятия, позволяет в необычной форме не только повторить и закрепить учебный материал, но и познакомить учащихся с новыми названиями, понятиями, явлениями. Решение кроссвордов развивает сообразительность, настойчивость, догадливость, умение анализировать и обобщать. При составлении кроссвордов учитываю ряд методических требований:
• кроссворды должны соответствовать содержанию и целям урока;
• логические задания кроссвордов подбираю в соответствии с возрастными психологическими особенностями, с учетом уровня знаний и умственного развития учащихся;
• с целью поддержания интереса в работе с кроссвордами использую различные способы заданий:
1) в виде определения слов, вписываемых в клетки;
2) в виде загадок;
3) в виде рисунков.
Иногда детям предлагаю самим составить кроссворды. Чтобы выполнить это задание, учащиеся должны владеть определенным набором понятий, специальных терминов. Поэтому такое задание даю выборочно, одним учащимся предлагаю составить кроссворды, а другим предлагаю их разгадать.
Нетрадиционные формы проведения уроков
В своей работе использую нетрадиционные формы проведения уроков в виде аукциона, ярмарки-распродажи, урока-соревнования, «звездного часа», «счастливого случая», КВН, игры-путешествия по сказкам.
Урок-аукцион
На доске записываю: «Товары-понятия». Ученики-покупатели должны рассказать все, что знают об этом «товаре». При проведении данного урока необходимо соблюдать правила:
• отвечает лишь тот ученик, который поднял руку, выкрики с места не засчитываются;
• каждый участник может сказать сразу не более одной фразы; если он хочет сказать что-то еще, то должен поднять руку;
• оценку получает только тот, кто сказал «последнее слово», к которому нечего больше добавить;
• неверные и повторяющиеся ответы не засчитываются;
• оценку учащийся получает независимо от того, сколько раз он отвечал во время «торгов»;
• во время ответов нельзя пользоваться учебником.
Например, «товары-понятия» : «хлебобулочные изделия». Вот пример ответа: вырабатывается из муки; употребляются в пищу; назвать питательные вещества, содержащиеся в хлебобулочных изделиях и т. д.
Из опыта работы можно сказать, что игры, игровые моменты, применяемые мною на занятиях, помимо учебных целей, выполняют коррекционные задачи: развивают и активизируют мыслительную деятельность, развивают и обогащают речь учащихся, совершенствуют навыки общения, расширяют кругозор. Игра снимает напряжение, возникающее во время занятий, делает работу увлекательной, способствует созданию у учащихся положительного эмоционального настроя. Игра вызывает желание не только участвовать в игре, но и побеждать, т. е. вселяет уверенность в своих силах, что немаловажно для наших воспитанников. Наконец, применяемые мною игры, игровые моменты позволяют улучшить качественные и скоростные показатели учащихся, приблизить их к производству товаров народного потребления, к их будущим профессиям.
Работа с детьми с ограниченными интеллектуальными возможностями всегда является организацией совместной деятельности в атмосфере делового сотрудничества, где роль учителя – роль доброжелательного помощника ребенка. Все это обеспечивает включение механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей, создает эффективные условия обучения и воспитания и это дает хорошие результаты.
Приложения
Дидактические игры
к урокам социально-бытовой ориентировки
Коррекция внимания
1. «Цепочка». При повторении учебного материала учащиеся друг за другом называют: продукты необходимые для приготовления винегрета, последовательность его приготовления, заправка винегрета.
2. Игра на внимание. Говорю учащимся:
- Сядет тот, кто скажет, что нужно для сервировки стола к обеду.
- Кто назовет столовые приборы?
- Кто назовет посуду, необходимую для сервировки стола?
- Кто отгадает загадки о посуде и столовых приборах? И т. д.
З. «Один за всех». Дежурный за время музыкальной паузы должен раздать все инструменты, материалы, нужные в работе на данном уроке.
4. «Кто внимательнее». На карточках записан план – последовательность влажной уборки квартиры. Но чуть изменена последовательность. Спрашиваю: "Что нужно изменить, чтобы была правильная последовательность?"
5. «Найди ошибку и исправь». На доске вывешивается план утюжки брюк, в нем есть неточности. Учащиеся должны правильно определить план утюжки брюк.
6. «Волшебная страна». Со столов учащихся убраны все инструменты, приспособления, материалы. Говорю: "в нашей волшебной стране есть все, что есть на земле. Но все это невидимо. Инструменты, приспособления, материалы появятся перед вами, если вы правильно назовете все то, что нам необходимо на уроке".
Игры на развитие мышления, речи
1. «Что нужно повару». На столе выкладываю посуду, кухонный инвентарь, продукты и т. д.
Спрашиваю:
- Что нужно сегодня повару, чтобы сварить картофельный суп с мясными консервами?
- Что нужно сегодня вам, чтобы приготовить салат «Оливье»?
- Что нужно сегодня вам, чтобы заквасить капусту? И т. д.
2. «Терминологическая зарядка». Я называю термин, учащиеся должны раскрыть его содержание:
Нож - инструмент для резания.
Сковорода - кухонная посуда для жарки.
Стакан – чайная посуда для питья. И т. д.
3. «Чего недостает?». На магнитной доске выставляю рисунки с изображением овощей. При помощи магнитиков прикрепляю карточки с названиями продуктов, необходимых для приготовления борща. Но что-то отсутствует. Спрашиваю: «Чего не достает?»
4. «Угадай и расскажи правила». Учащимся раздаются карточки в виде рисунков изображены правила безопасной работы с инструментами, читаю загадку об инструментах. Учащиеся должны отгадать загадку и рассказать правила безопасной работы с этим инструментом.
5. «Поможем Незнайке, или Исправь ошибку Незнайки». На доске вывешены картинки с изображением Незнайки и план-последовательность выполнения утреннего туалета. Задаю вопрос классу: «Правильно ли Незнайка выполняет утренний туалет?»
6. «Кто больше?» Выставляю кубики, где написаны буквы. Говорю детям: «Кто больше придумает слов, используя только эти буквы? Называть только те слова, что связаны с профессией повар (швея). Это могут быть изделия, инструменты, посуда и т. д.»
7. «А что, если бы?»
В 5-м классе при изучении темы «Одежда» :
- Что, если бы перестали делать ткань? (Идет рассуждение о том, для чего используется ткань.)
8. Игра «Прививки». Слова не очень хорошо поддаются «прививкам» другими буквами, но давайте попробуем:
. ВАРИТЬ.
- Какие слоги можно добавить?
- Что означают эти слова? (Сварить, заварить, приварить.)
9. «Слог потерялся»
Рыдают буквы в каждой строчке:
«От наших слов - одни кусочки.
У всех у нас одно начало,
Но если вы его найдете,
То сразу все слова прочтете».
. ШИТЬ.
- Какой слог можно добавить? ~
- Что означают эти слова? (При-, за-, с-)
10. «Кто больше?» Называю лекарственное растение. Спрашиваю детей: «Кто назовет больше слов, характеризующих данное растение?» Например: ПОДОРОЖНИК (учащиеся называют где растет, какая часть растения используется в медицине (цветы, листья, корень, при каких заболеваниях используют и т. д.).
11. «Пришей пуговицы к платью». Детям раздают различные картинки с платьями, пальто или готовые изделия, но без пуговиц, а также пуговицы и нитки разных цветов. Задаю вопросы:
- Какие пуговицы можно подобрать?
- Какие нитки использовать?
12. Экскурсия в магазин «Ткани». На доске-витрине располагаются различные кусочки ткани. Говорю детям: «Давайте представим, что мы попали в магазин «Ткани». Перед вами образцы тканей. Попробуйте подобрать ткани для штор и объясните, по каким свойствам вы это сделали». (В другом случае можно подбирать ткани для сорочки, фартука и т. д.)
13. «Поезд». На магнитной доске в беспорядке располагаю карточки с этапами работ по ремонту одежды по распоровшемуся шву. Учащиеся должны правильно определить последовательность операций и закрепить карточки на вагончики.
14. «Кто быстрее, кто больше?» Из каждой буквы данного слова придумать другие слова, связанные с профессией. Например: ПОВАР. (Повар, омлет, вилка, азу, рагу.)
15. «Одень ежика». Даная игра проводится на первых занятиях по теме «Одежда» с целью проверить, как учащиеся владеют линейкой, карандашом, ножницами. Дети при помощи линейки строят треугольники определенной формы (шьют шубу ежику, вырезают их, овладевают умением правильно вырезать треугольники. Можно организовать соревнование «Чья шубка красивее?». Затем эти треугольники крепятся на контуре ежика. Шубка получается красивее, если треугольники размещают на контуре острым углом вверх между другими треугольниками. На уроке зачитываем загадки, рассказы про ежей.