Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Делаем мыльные пузыри» по познавательному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : Познавательное развитие.
Возрастная группа: 3 – 4 года, вторая младшая группа.
Тема: «Делаем мыльные пузыри».
Основные цели: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами мыла. Поддерживать интерес к предметам, которые оберегают здоровье.
Дидактические материалы: карточки – схемы изготовления пузырей, диск Т. Суворовой «Танцуй, малыш!».
Оборудование: чаша с водой, твёрдое и жидкое мыло, пластиковая петля, бумажные полотенца.
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Делаем мыльные пузыри“ по познавательному развитию» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мыло, мыльные пузыри
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации дети узнают способ изготовления мыльных пузырей при помощи воды, жидкого мыла и ладошек.
«Детская цель» - сделать мыльные пузыри для своего товарища.
Новое знание – способ изготовления мыльных пузырей при помощи воды, жидкого мыла и ладошек.
Затруднение ребенка – не могут сделать пузыри.
Причина затруднения - не знаем, из чего и как делать настоящие мыльные пузыри.
Способ преодоления затруднения - научились делать пузыри из жидкого мыла, воды и ладошек.
Сценарий образовательной ситуации представляет интерес для родителей и педагогов дошкольных учреждений.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя и показывает пустую баночку из-под мыльных пузырей.
– Дети, помните, как вчера на участке мы пускали мыльные пузыри? Весело было? Только вот теперь баночка пустая, не удастся нам пузыри попускать. Вот Вани (имя любого ребенка, которого не было на этой прогулке) не было, а я так хотела его тоже порадовать, вместе с ним попускать пузырики. Ваня, хочешь пузырики попускать? Что же делать? (Выслушать предложения детей) А хотите вы сами сделать мыльные пузыри? А сможете?
2. Актуализация
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о назначении воды, мыла, цвете, форме и размере предметов.
– Тогда пойдемте в нашу лабораторию. Посмотрим, что тут у нас есть.
Дети подходят к столу, где стоит чаша с водой, лежит твердое мыло, пластиковая петля для мыльных пузырей.
Воспитатель показывает чашу с водой - что это? Для чего нам вода нужна? (пить, умываться, стирать)
Воспитатель показывает кусок мыла – а это что? Ребята, для чего нам нужно мыло? Что мы с мылом делаем? (намыливаем руки, отмываем грязь). Какое у меня в руке мыло? (твёрдое, душистое, белое и т. д.).
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для формирования представления о способе изготовления пузырей, формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
Далее воспитатель с детьми проводит опыт с твёрдым мылом. Дети пробуют изготовить мыльные пузыри из куска мыла и воды путём смешивания. Наблюдают, что происходит: опускают пластиковую петлю в жидкость, вынимают её, дуют в петлю. Делают вывод, что мыльные пузыри из твёрдого куска мыла не получились.
– Ребята, смогли вы сделать мыльные пузыри и порадовать Ваню? (нет). Почему не смогли? (потому, что не знаем, из чего и как делать настоящие мыльные пузыри).
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи: формировать представления о способе изготовления и получения мыльных пузырей, формировать опыт преодоления затруднения.
– Что можно делать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? (можно спросить у того, кто знает). Спросите у меня.
– Я приглашаю вас в Страну мыльных пузырей! Хотите побывать там? Тогда в путь! На чем поедем? (Дети предлагают) Давайте на поезде! (под музыку дети имитируют движения поезда.) Подходят к столу, где находится материал для эксперимента (чаша с водой, жидкое мыло). Воспитатель обращает внимание детей на чашу с водой и жидкое мыло, намыливает свои руки жидким мылом, показывает пену на руках:
– Что это? (пена.) Из чего она получилась? (из воды и жидкого мыла.) Далее воспитатель разъединяет ладони так, чтобы между ними образовалась тоненькая прозрачная мыльная плёнка. Дует на неё, получился мыльный пузырь. Воспитатель беседует с детьми:
– Сколько пузырей я выдула? (один/много.)
– Какой формы пузырь? (круглый.)
– Какого размера был пузырь? (большой/маленький.)
– Почему увеличился пузырь? (туда проник воздух.)
– Откуда взялся воздух? (выдохнула из себя.) Я сначала носом вдохнула, а потом выдохнула через рот. Давайте вместе сделаем вдох и выдох (дети вдыхают через нос, выдыхают через рот).
Затем воспитатель предлагает детям сделать свой мыльный пузырь. В процессе с ними беседует:
– Почему одни пузыри маленькие, а другие большие? (разное количество воздуха.)
– Какие цвета можно увидеть на пузырях? (синий, красный…. – разные)
– А что делают пузыри? (летают, лопаются, опускаются вниз.)
– Ваня, понравилось тебе пускать пузыри?
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Дидактические задачи: закреплять знания и умения детей, активация словаря.
Давайте поиграем в игру: «Раздувайся пузырь! Раздувайся большой! Оставайся такой, да не лопайся!»
Воспитатель обращает внимание детей на карточки-схемы изготовления пузырей :
– Предлагаю вам взять эти картинки с собой и сделать пузыри дома, порадовать своих родных.
А теперь садимся в поезд и отправляемся обратно в детский сад (под музыку дети имитируют движения поезда).
6. Осмысление
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали и узнали в процессе занятия, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя:
– Где мы сегодня побывали? Что делали?
– Смогли мы порадовать Ваню, попускать с ним пузыри? Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли это сделать, потому что узнали, как и из чего делаются мыльные пузыри.
Комментарии к сценарию:
Литература: Деркунская В. А., Ошкина А. А. Игры – эксперименты с дошкольниками. Учебно – методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2013.
Образовательная ситуация проводится в рамках тематической недели «Игрушки»