марина нестеренко
Игровая мотивация и её роли в воспитательно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нестеренко Марина Владимировна
старший воспитатель
МАДОУ"ДС"Непоседы"
г. Муравленко, ЯНАО
«Игровая мотивация
и ее роль в воспитательно-образовательной деятельности
с детьми дошкольного возраста»
Актуальность. Проблема индивидуального подхода в воспитательно-образовательном процессе дошкольной образовательной организации особую значимость и актуальность приобрела в связи с современными требованиями к качеству педагогического труда. Так в ФГОС ДО сказано о том, что содержание образовательных областей зависит от индивидуальных особенностей детей и реализуется в различных идах деятельности (общение, игра). Используя игровую мотивацию для обеспечения успешности ребенка в воспитательно-образовательном процессе ДОО, решила разработать варианты создания игровой мотивации для воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста. Процесс обучения и воспитания дошкольников строится с учетом иерархии мотивов каждого ребенка.
Публикация «Игровая мотивация и её роли в воспитательно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Новизна. Система работы воспитателя создает высокую мотивацию в воспитательно-образовательном процессе детского сада, что обеспечивает его эффективность и результативность.
ИЗУЧЕНИЕ ДОМИНИРУЮЩИХ МОТИВОВ ДЕТЕЙ.
Преобладание доминирующих мотивов узнаю посредством игрового упражнения :
«Выбери место на корабле». Предлагаю ребенку выбрать любое место на корабле. При этом возможно сделать три выбора поочередно:
А) Место, занятое ребенком на капитанском мостике, может свидетельствовать о преобладании у ребенка мотива самоутверждения, лидерства.
Б) Место, занятое на кухне, где изображена вкусная еда, - о преобладании
мотива личной пользы.
В) Место в медицинской комнате, где находится больной друг, обычно
занимают дети с ярко выраженным мотивом помощи.
Г) Место, занятое в каюте с другом, сигнализирует о доминировании мотива общения.
Д) Место, где находятся географические карточки, книги, иллюстрации, из которых можно получить информацию о разных странах выбирают дети с развитыми познавательными мотивами.
Е) Выбор места, где можно научиться конструировать и изобретать свидетельствует о созидательной мотивации.
Ж) Игровая комната, где собраны игры и интересные игрушки, заселяется детьми с преобладанием игровых мотивов.
Знание доминирующих мотивов детей и использование их для создания игровой мотивации - это ключ к индивидуальному подходу каждого ребенка.
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА
Всем известна истина “Принуждение - враг творчества”. Творческое
развитие возможно только при наличии у ребенка положительной мотивации. Поэтому важным моментом является создание у детей мотивации, которая основывается на базовых потребностях дошкольников. Психологи отмечают, что у ребенка очень рано зарождается потребность в осознании своей значимости, признании, самоутверждении, потребность в достижении успеха, реализовать которые ребенок может в игровой ситуации. Данная технология предполагает реализацию следующих условий:
1 условие – опора на доминирующие мотивы ребенка.
2 условие – наличие значимого игрового персонажа, которого нужно всему учить.
3 условие – умение воспитателя играть с детьми, принимать позицию партнера по игре.
ИГРОВАЯ МОТИВАЦИЯ ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ
РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ
(Используется любой сказочный персонаж).
Проблемные ситуации: Сбор игрушек после игры, определение дежурных, оказание помощи малышам, оказание помощи сверстникам, девочкам, шалости детей.
Робот "ЛЕО" - пришелец с луны, друг детей группы
Проблемная ситуация : Ребенок пришел в детский сад без настроения.
ЛЕО: «Здравствуй, дорогой друг! Ты не мог бы….(со мной поиграть, мне помочь, мне подсказать и т. д. - в зависимости от преобладающего мотива ребенка)».
Обращения ЛЕО к детям (доминирующий мотив помощи) :
Будьте добры….
Не могли бы вы ….
Мне бы хотелось ….
Я боюсь, что не сумею …
Я был бы счастлив ….
Не будете ли так любезны …
Могу ли я вас попросить ….
Обращение ЛЕО к детям (доминирующий мотив игровой)
Дорогой друг (имя, давай поиграем в (уборщиков игрушек, в игру «Чип и Дейл спешат на помощь», в космических дежурных, в «Супер героя- помощника» и т. д.).
Обращения ЛЕО к детям (доминирующий мотив общения)
Скажи, пожалуйста, …
Мне очень хотелось бы знать …
Могу ли я тебя спросить.
Если это не тайна, скажи пожалуйста.
Обращения ЛЕО к детям (доминирующий мотив личной пользы)
Тебе это было - бы полезно …
Нам бы это пригодилось ….
Вот было – бы хорошо …
Обращение ЛЕО к детям (доминирующий мотив лидерства)
Это получится только у тебя…
Только ты и сможешь …
Никто, кроме тебя…
Обращение ЛЕО к детям (доминирующий мотив познавательный)
Могу ли я у тебя узнать …
Знаешь ли ты …
Хотел бы ты узнать…
Благодарность ЛЕО в адрес детей:
Спасибо.
Очень признателен вам…
Без вас мне бы не удалось…
Как вы добры!
Вы мне очень помогли!
Хорошо, что есть на кого положиться!
Что бы я без вас делал!
Корректирующее воздействие ЛЕО
Я огорчен…
Меня удивляет …
Не понимаю …
Простите, но мне так неловко …
Ребята, могу ли я вас просить не …
Вероятно, вы не замечаете…
Конечно же, доминирующее значение познавательных, созидательных, общественно – значимых мотивов у дошкольников еще крайне неустойчиво, ситуативно, поэтому требуется постоянное их подкрепление как в дошкольной образовательной организации, так и в домашней обстановке.