Холодилина Виктория
Игровая деятельность важное условие развития связной речи дошкольников посредством синквейна
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из эффективных и интересных методов, позволяющих активировать познавательную деятельность детей и способствующих развитию речи, является работа над получением нерифмованного стихотворения, синквейна. Считается, что данная технология не требует специальных условий для использования и для её реализации, в отличие от составления рассказа, требуется меньше времени, но синквейн имеет более строгие условия по форме изложения.
Публикация «Игровая деятельность важное условие развития связной речи дошкольников посредством синквейна» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
Синквейн – французское слово, в переводе означает «нерифмованное стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была создана американской поэтессой Аделаидой Крэпси. Она ссылалась на японские лирические стихи хокку и танка. Хокку (хайку) – это японское трёхстишие, танка – пятистишие. В них слова минимальны, однако каждое из них несёт в себе большую информационную и эмоциональную нагрузку.
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что:
– открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
– обогащается и актуализируется словарь;
– синквейн является диагностическим инструментом и проводится в рамках прохождения определённой лексической темы;
– оказывается комплексное воздействие (развиваются речь, память, внимание, мышление);
– это игровой приём;
– составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Правила составления синквейна.
В первой строке – тема, то есть заголовок дидактического синквейна. Чаще всего это явление либо предмет. Принято считать, что это одно слово, но в некоторых случаях бывают небольшие словосочетания. По части речи это существительное или местоимение, отвечает на вопросы кто? что?
Во второй строке располагается уже два слова, описывающие свойства и признаки данного предмета либо явления. Обычно это прилагательные или причастия, которые отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
В третьей строке – три слова, описывающие действия, относящиеся к этому явлению либо объекту. Считается, что это глаголы, которые отвечают на вопросы что делает? что делают?
В четвертой строке содержится фраза либо предложение из нескольких слов. Она показывает отношение к теме. Наиболее традиционным вариантом считается, когда предложение состоит именно из четырёх слов. Однако с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение такого правила не обязательно. В данной строке предложение может состоять как из трёх слов, так и из пяти.
Пятая строка последняя. Указывается одно слово – существительное. Оно отражает чувства, ассоциации, связанные с предметом, о котором говорится в синквейне. Вместо одного может быть также два слова. Позволяется применять и другие части речи.
Как правило, синквейн можно составлять на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми. Разрешается давать данную работу на дом для совместной деятельности ребёнка с родителями, например, нарисовать предмет и составить синквейн.
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.
Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.
Алгоритм составления сиквейна похож на елочку где:
1. Предмет (тема) – одно слово-существительное.
2. Два прилагательных по теме.
3. Три глагола по теме.
4. Предложение по теме.
5. Ассоциация по теме: одно слово-предмет.
Задания для детей на создание синквейна могут быть разными :
– придумывание к одному слову-предмету по лексической теме;
– составление короткого рассказа на основе дидактического синквейна с использованием слов и фраз, которые входят в состав данного синквейна;
– корректирование уже готового синквейна;
– анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, получен синквейн без соответствующей темы – без первой строки, и нужно на основе существующих её определить). «Составь загадку», «Отгадай загадку».
Чем выше уровень речевого развития ребёнка, тем интереснее у него могут получаться синквейны. Кажущаяся простота формы скрывает в себе сильнейший многосторонний инструмент для рефлексии, так как оценивать информацию, излагать свои мысли, чувства, представления в нескольких словах порой непросто даже взрослым. Это сложная и плодотворная работа.
Пример синквейна : 1. Кукла.
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается.
4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка
Чтобы работа по созданию дидактического синквейна успешно проводилась не только в детском саду, но и дома, необходимо познакомить родителей с этой технологией.
Формы работы с родителями:
-тематическая консультация;
- информация о синквейне на стенде «Уголок логопеда»;
- семинар-практикум.
Можно предложить родителям «памятки» с алгоритмом составления синквейна.
Очень важно научить детей не только правильно и связно говорить, но и мыслить. Использование синквейна позволяет решить сразу несколько достаточно важных задач :
– обеспечивает непроизвольное запоминание необходимого материала;
– приводит к усвоению знаний о частях речи и предложении;
– активизирует словарный запас;
– совершенствует навык использования в речи синонимов;
– активизирует мыслительную деятельность;
– совершенствует умение высказывать собственное отношение к чемулибо;
– стимулирует развитие творческого потенциала детей.
Спасибо за внимание!