Получи документы

Игротерапия как современная форма создания социальной ситуации для дошкольника

Валерия Ивлева
Игротерапия как современная форма создания социальной ситуации для дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Современный этап развития общества и непрекращающееся обновление всех сторон его жизнедеятельности, активизация гуманистической и личностной направленности в современной образовательной системе пробудили научно-исследовательский интерес к проблеме создания благоприятной ситуации развития на каждом возрастном этапе развития личности [3; 4]. Кроме этого, актуальность темы обусловлена введением Федерального государственного об-разовательного стандарта дошкольного образования, который отражает прин-цип «создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склон-ностями» [3].

Публикация «Игротерапия как современная форма создания социальной ситуации для дошкольника» размещена в разделах

Останавливаясь на определении термина социальной ситуации развития, стоит отметить, что каждый период онтогенеза характеризуется особым поло-жением в системе принятых в данном обществе отношений. То есть под соци-альной ситуацией развития понимается своеобразное сочетание того, что сфор-мировалось в психике ребенка, и тех отношений, которые устанавливаются к индивиду со стороны социальной среды.

Социальной ситуацией развития ребенка дошкольного возраста является познание мира человеческих отношений и их имитация. Ребенок выходит из трех лет с желанием действовать автономно и с системой самооценки. Благодаря развитой речи и способности передвигаться, он может чувствовать сораз-мерность со взрослыми. Ребенок понимает, что взрослые делают что-то не на основе умений, а на смысловой основе и задача ребенка в этом возрастном пе-риоде – развитие этих смыслов, путем участия в человеческих отношениях. По-скольку взрослые ограждают его от этого активного участия, ребенок реализует это стремление в ведущем виде деятельности, в которой он моделирует мир взрослых и правила функционирования в нем.

Огромный вклад в формирование и создание условий социальной ситуа-ции развития вносят дошкольные образовательные учреждения, которые со-здают условия, «открывающие возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответ-ствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития» [3].

Именно игре как ведущему виду деятельности выделяется главенствую-щая роль в данном вопросе.

Игра является уникальным феноменом общечеловеческой культуры. Бла-годаря игре человек переступает границы собственной определенности, осво-бождается от жесткой природной и социальной детерминированности, откры-вает себя в большей степени миру, что является уникальной социальной прак-тикой, а также в игре ребенок способен создать свой собственный игровой мир. Именно в игровом процессе индивид претерпевает кардинальное преобразова-ние собственного «Я», а феномен игровой деятельности, несомненно, таит в себе загадки и остается некой тайной, которую разгадывают на протяжении веков отечественные и зарубежные исследователи различных областей научного

знания.

Этот вид деятельности служит, с одной стороны, средством, реализующим стремление ребенка участвовать в жизни взрослых, а с другой – элементом системы воспитания, с помощью которого решаются многие воспитательные и образовательные задачи в системе образования.

Анализируя феномен игры, стоит сделать акцент на определении понятия «ведущий вид деятельности». В целом это та деятельности индивида в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразования на данном этапе онтогенеза.

Следовательно, благодаря игре в дошкольном возрасте возникают и диф-ференцируются новые виды деятельности, формируются и перестраиваются психические процессы, и в целом именно игра способствует основным лич-ностным изменениям дошкольника. В связи с этим традиционно подчеркивается воспитательное, образовательное и развивающее значение игры в дошкольном периоде. Именно игровая деятельность способствует развитию знаково-символической функции сознания и речи.

В игре дети учатся общаться, согласовывать свои действия с действиями другого, учатся взаимопониманию и взаимопомощи. Таким образом, в до-школьном возрасте можно отметить бурное развитие психических сфер: обще-ния, речевой, познавательной (восприятия, мышления, двигательной и эмоци-онально-волевой сферы, и, несомненно, именно игровая деятельность способ-ствует развитию личности ребенка [1].

Резюмируя анализ феномена игры, можно говорить о том, что игра явля-ется действенным средством познавательного, социального, физического и психического развития детей дошкольного возраста, а создание условий для игровой деятельности как в дошкольном учреждении, так и в семье, является одним из важнейших факторов успешного воспитания и развития личности до-школьника. Кроме этого, изучение научно-исследовательской литературы по выявленной проблеме показало, что именно в игре происходит развитие соци-альной ситуации детей дошкольного возраста.

На основании анализа значения игровой деятельности в развитии и фор-мировании личности индивида, в практической деятельности нашего детского сада активно применяется такая выявленная форма создания социальной ситуа-ции развития, как игротерапия.

Игротерапия определяется как одна из разновидностей арт-терапии, яв-ляющаяся психотерапевтическим методом, базирующимся на применение ро-левой игры в качестве одной из наиболее интенсивных методик воздействия на детей дошкольного возраста [2].

Применение игротерапии на базе детского сада сегодня считается одной из тенденций современного времени, а оснащенность штата образовательного учреждения психологом делает применение данного терапевтического метода более правильным, корректным и направленным на личностные изменения детей дошкольного возраста.

Игротерапия является весьма разнообразным методом и включает в себя самостоятельно организуемые и развиваемые детьми сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, кукольные представления, игры-импровизации, сочинения сказок, подвижные игры, игры-забавы, игры-танцы и мн. др.

В своей практической деятельности педагоги используют игры как типо-вые затруднительные ситуации, с которыми приходится сталкиваться каждому ребенку, приходящему в детский сад. Разработанные игры являются универ-сальными, вариативными и могут применяться в различных видах деятельности ребенка.

В целом, говоря об использовании игротерапии на занятиях, можно ска-зать о том, что в основе данного вида терапии лежат методические приемы и игры, в которых ребенок берет на себя разнообразные социальные и сказочные роли в специальной, создаваемой самим детьми игровой ситуации, в которых воссоздают межличностное взаимодействие. Согласно игровым ролям, они проявляют те качества, которыми в реальности обладают в малой мере: общи-тельность, уверенность в себе, настойчивость, смелость и прочее, тем самым стимулируя и укрепляя черты своего характера и личности в целом. Например, ролевая игра «Смелые мышата», направленная на коррекцию различного вида страхов, проходит таким образом, что дети перевоплощаются в мышек и кошку. Мышки бегают и пищат, пока кошка спит в домике, но, как только кошка просыпается, мышки должны убежать от нее и спрятаться в норках. Именно в роли, в данном случае «мышка» и «кошка», скрыты коррекционные механизмы воздействия игры на личности ребенка.

Особой эффективностью воздействия обладает детский кукольный театр. Распределение ролей между детьми осуществляется через распределение между ними кукольных персонажей, причем, например, менее активным в общении детям вручается наиболее престижная кукла, что заставляет ребенка ассоции-ровать себя с ней, чтобы оправдать ее статус среди других игрушек и исполнить роль, соответствующую ее статусу.

Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что игротерапия как совре-менная форма создания социальной ситуации развития детей дошкольного воз-раста обеспечивает эмоциональную разрядку, снимает нервное напряжение, уменьшает страхи ребенка, оптимизирует гибкость в действиях, способствует освоению групповых норм и культурных форм поведения, развивает коммуни-кативные навыки, координацию движений и ловкость. Также необходимо вы-делить тот факт, что игра в настоящее время стала лучшей практикой, способ-ствующей развитию ребенка вне зависимости от его интеллектуальных и физи-ческих возможностей. В связи с этим в нашем дошкольном образовательной учреждении активно применяется метод игротерапии, который является совре-менной формой создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста.

Список использованных источников

1. Бирюкова М. И. Игра как ведущая деятельности детей дошкольного возраста // Ак-туальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2005. № 9–2. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/igra-kak-veduschaya-deyatelnost-detey-doshkolnogo-vozrasta.

2. Игротерапия // Психологи и психиатрия. URL : https://psihomed.com/igroterapiya.

3. Навигатор образовательных программ дошкольного образования. URL : https://Navigator.firo.ru.

4. Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, ре-ализующих образовательные программы дошкольного образования. – URL : https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/programmy-vospitaniya/programma-vospitaniya-dlya-doshkolnykh-obrazovatelnykh-organizatsiy/ (дата обращения 15.09.2021).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образова-ния. Письма и приказы / ред. Т. В. Цветкова. – М. : Сфера, 2016. 96 с.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по изучению социальной ситуации развития ребенка в семье Анкета Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты с целью изучения социальной ситуации развития ребенка в семье. 1. Считаете.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Конспект НОД по познавательному развитию «Чудеса на песке» (Песочная игротерапия) Конспект НОД по познавательному развитию «Чудеса на песке» (Песочная игротерапия).[/b] Задачи: - Через метод экспериментирования с песком.

Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?»Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Воспитатель: Сюсюра.

Методическая разработка «Игровой блокнот, как форма обучения и развития дошкольника»Методическая разработка «Игровой блокнот, как форма обучения и развития дошкольника» Данная методическая разработка дидактического пособия "Обучение с развлечением" представляет собой игровой блокнот формата А6, включающий.

Музейная педагогика как современная педагогическая технологияМузейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Организация мастер-класса родителя с детьми как современная форма работы с семьей по вовлечению ее в педагогический процессОрганизация мастер-класса родителя с детьми как современная форма работы с семьей по вовлечению ее в педагогический процесс Этот мастер-класс - демонстрация одного из приёмов работы с семьёй, которую я осуществляю в своей практической деятельности. Вы устали тратить.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника.Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника. Одна из тем моего выступления на Опорно методической площадке. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного.

Родительский клуб как современная форма организации взаимодействия ДОО и семьи На современном этапе функционирования дошкольных образовательных организаций направление «работа с родителями» расширяет спектр задач. ДОО.

Электронное портфолио как современная форма самопрезентации и самообразования педагога В условиях реализации ФГОС и предъявляемых в них требованиях к уровню компетентности педагогов, одним из необходимых составляющих педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игротерапия как современная форма создания социальной ситуации для дошкольника
Опубликовано: 10 декабря 2022 в 15:49
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игротерапия как современная форма создания социальной ситуации для дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Валерия Ивлева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД