Валерия Ивлева
Игротерапия как современная форма создания социальной ситуации для дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Современный этап развития общества и непрекращающееся обновление всех сторон его жизнедеятельности, активизация гуманистической и личностной направленности в современной образовательной системе пробудили научно-исследовательский интерес к проблеме создания благоприятной ситуации развития на каждом возрастном этапе развития личности [3; 4]. Кроме этого, актуальность темы обусловлена введением Федерального государственного об-разовательного стандарта дошкольного образования, который отражает прин-цип «создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склон-ностями» [3].
Публикация «Игротерапия как современная форма создания социальной ситуации для дошкольника» размещена в разделах
Останавливаясь на определении термина социальной ситуации развития, стоит отметить, что каждый период онтогенеза характеризуется особым поло-жением в системе принятых в данном обществе отношений. То есть под соци-альной ситуацией развития понимается своеобразное сочетание того, что сфор-мировалось в психике ребенка, и тех отношений, которые устанавливаются к индивиду со стороны социальной среды.
Социальной ситуацией развития ребенка дошкольного возраста является познание мира человеческих отношений и их имитация. Ребенок выходит из трех лет с желанием действовать автономно и с системой самооценки. Благодаря развитой речи и способности передвигаться, он может чувствовать сораз-мерность со взрослыми. Ребенок понимает, что взрослые делают что-то не на основе умений, а на смысловой основе и задача ребенка в этом возрастном пе-риоде – развитие этих смыслов, путем участия в человеческих отношениях. По-скольку взрослые ограждают его от этого активного участия, ребенок реализует это стремление в ведущем виде деятельности, в которой он моделирует мир взрослых и правила функционирования в нем.
Огромный вклад в формирование и создание условий социальной ситуа-ции развития вносят дошкольные образовательные учреждения, которые со-здают условия, «открывающие возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответ-ствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития» [3].
Именно игре как ведущему виду деятельности выделяется главенствую-щая роль в данном вопросе.
Игра является уникальным феноменом общечеловеческой культуры. Бла-годаря игре человек переступает границы собственной определенности, осво-бождается от жесткой природной и социальной детерминированности, откры-вает себя в большей степени миру, что является уникальной социальной прак-тикой, а также в игре ребенок способен создать свой собственный игровой мир. Именно в игровом процессе индивид претерпевает кардинальное преобразова-ние собственного «Я», а феномен игровой деятельности, несомненно, таит в себе загадки и остается некой тайной, которую разгадывают на протяжении веков отечественные и зарубежные исследователи различных областей научного
знания.
Этот вид деятельности служит, с одной стороны, средством, реализующим стремление ребенка участвовать в жизни взрослых, а с другой – элементом системы воспитания, с помощью которого решаются многие воспитательные и образовательные задачи в системе образования.
Анализируя феномен игры, стоит сделать акцент на определении понятия «ведущий вид деятельности». В целом это та деятельности индивида в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразования на данном этапе онтогенеза.
Следовательно, благодаря игре в дошкольном возрасте возникают и диф-ференцируются новые виды деятельности, формируются и перестраиваются психические процессы, и в целом именно игра способствует основным лич-ностным изменениям дошкольника. В связи с этим традиционно подчеркивается воспитательное, образовательное и развивающее значение игры в дошкольном периоде. Именно игровая деятельность способствует развитию знаково-символической функции сознания и речи.
В игре дети учатся общаться, согласовывать свои действия с действиями другого, учатся взаимопониманию и взаимопомощи. Таким образом, в до-школьном возрасте можно отметить бурное развитие психических сфер: обще-ния, речевой, познавательной (восприятия, мышления, двигательной и эмоци-онально-волевой сферы, и, несомненно, именно игровая деятельность способ-ствует развитию личности ребенка [1].
Резюмируя анализ феномена игры, можно говорить о том, что игра явля-ется действенным средством познавательного, социального, физического и психического развития детей дошкольного возраста, а создание условий для игровой деятельности как в дошкольном учреждении, так и в семье, является одним из важнейших факторов успешного воспитания и развития личности до-школьника. Кроме этого, изучение научно-исследовательской литературы по выявленной проблеме показало, что именно в игре происходит развитие соци-альной ситуации детей дошкольного возраста.
На основании анализа значения игровой деятельности в развитии и фор-мировании личности индивида, в практической деятельности нашего детского сада активно применяется такая выявленная форма создания социальной ситуа-ции развития, как игротерапия.
Игротерапия определяется как одна из разновидностей арт-терапии, яв-ляющаяся психотерапевтическим методом, базирующимся на применение ро-левой игры в качестве одной из наиболее интенсивных методик воздействия на детей дошкольного возраста [2].
Применение игротерапии на базе детского сада сегодня считается одной из тенденций современного времени, а оснащенность штата образовательного учреждения психологом делает применение данного терапевтического метода более правильным, корректным и направленным на личностные изменения детей дошкольного возраста.
Игротерапия является весьма разнообразным методом и включает в себя самостоятельно организуемые и развиваемые детьми сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, кукольные представления, игры-импровизации, сочинения сказок, подвижные игры, игры-забавы, игры-танцы и мн. др.
В своей практической деятельности педагоги используют игры как типо-вые затруднительные ситуации, с которыми приходится сталкиваться каждому ребенку, приходящему в детский сад. Разработанные игры являются универ-сальными, вариативными и могут применяться в различных видах деятельности ребенка.
В целом, говоря об использовании игротерапии на занятиях, можно ска-зать о том, что в основе данного вида терапии лежат методические приемы и игры, в которых ребенок берет на себя разнообразные социальные и сказочные роли в специальной, создаваемой самим детьми игровой ситуации, в которых воссоздают межличностное взаимодействие. Согласно игровым ролям, они проявляют те качества, которыми в реальности обладают в малой мере: общи-тельность, уверенность в себе, настойчивость, смелость и прочее, тем самым стимулируя и укрепляя черты своего характера и личности в целом. Например, ролевая игра «Смелые мышата», направленная на коррекцию различного вида страхов, проходит таким образом, что дети перевоплощаются в мышек и кошку. Мышки бегают и пищат, пока кошка спит в домике, но, как только кошка просыпается, мышки должны убежать от нее и спрятаться в норках. Именно в роли, в данном случае «мышка» и «кошка», скрыты коррекционные механизмы воздействия игры на личности ребенка.
Особой эффективностью воздействия обладает детский кукольный театр. Распределение ролей между детьми осуществляется через распределение между ними кукольных персонажей, причем, например, менее активным в общении детям вручается наиболее престижная кукла, что заставляет ребенка ассоции-ровать себя с ней, чтобы оправдать ее статус среди других игрушек и исполнить роль, соответствующую ее статусу.
Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что игротерапия как совре-менная форма создания социальной ситуации развития детей дошкольного воз-раста обеспечивает эмоциональную разрядку, снимает нервное напряжение, уменьшает страхи ребенка, оптимизирует гибкость в действиях, способствует освоению групповых норм и культурных форм поведения, развивает коммуни-кативные навыки, координацию движений и ловкость. Также необходимо вы-делить тот факт, что игра в настоящее время стала лучшей практикой, способ-ствующей развитию ребенка вне зависимости от его интеллектуальных и физи-ческих возможностей. В связи с этим в нашем дошкольном образовательной учреждении активно применяется метод игротерапии, который является совре-менной формой создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста.
Список использованных источников
1. Бирюкова М. И. Игра как ведущая деятельности детей дошкольного возраста // Ак-туальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2005. № 9–2. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/igra-kak-veduschaya-deyatelnost-detey-doshkolnogo-vozrasta.
2. Игротерапия // Психологи и психиатрия. URL : https://psihomed.com/igroterapiya.
3. Навигатор образовательных программ дошкольного образования. URL : https://Navigator.firo.ru.
4. Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, ре-ализующих образовательные программы дошкольного образования. – URL : https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/programmy-vospitaniya/programma-vospitaniya-dlya-doshkolnykh-obrazovatelnykh-organizatsiy/ (дата обращения 15.09.2021).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образова-ния. Письма и приказы / ред. Т. В. Цветкова. – М. : Сфера, 2016. 96 с.