татьяна белоносова
Играем в «Слова — родственники» с дошкольниками с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая магнитная игра «Слова – родственники» актуализирует активный словарь дошкольников с ОНР, развивает слуховое и зрительное внимание, способствует усвоению семантического значения слов, совершенствует словообразовательные процессы.
Игра «Ау, слова - родственники»
Правила игры.
Педагог читает стихотворение, дети слушают, выделяют родственные слова из текста и размещают картинки на магнитной доске.
Победит тот, кто больше заметит слов – родственников.
В палисаднике рассада-
Темочки:
Посадить цветы нам надо.
Сад садовник поливал
И нисколько не устал.
Садовая скамейка стоит в саду давно.
Еще стоит там лейка, лопата и ведро.
Домосед смотрел в окно.
За окном уже темно.
Там сидел бездомный кот,
Он ел рыбу у ворот.
Домочадцы так устали-
В доме долго прибирали.
Домовой весь день шалил,
Всю посуду уронил.
Грибники в лесу гуляли
И грибочки собирали.
Сварят грибницу потом.
Поедят ее вдвоём.
Соль в солонку положили.
Посолить суп не забыли.
Рыбу ловит рыболов,
Весь в реку уплыл улов.
В комнате Светлана
Свет включила рано.
Ведь на улице светло.
И гулять пора давно.
Игра «Угадай картинку»
Правила игры.
На магнитной доске большая предметная картинка и маленькие картинки. Маленькие картинки перевёрнуты. Дети по цепочке подбирают однокоренные слова, педагог переворачивает картинку после каждого ответа ребёнка. Если ребёнок не назвал слово, ход переходит по цепочке к следующему игроку.
Пример, «У слова снег есть слова – родственники, а какие это слова, мы сейчас узнаем. Они очень похожи по своему звучанию»
Побеждает тот, кто правильно подобрал однокоренное слово.
Игра «День - ночь»
Правила игры.
1 вариант. На магнитной доске маленькие предметные и сюжетные картинки. Дети называют и запоминают картинки. На сигнал "ночь"- дети закрывают глаза. Педагог в это время убирает одну из картинок. На сигнал "день" - дети открывают глаза и называют недостающую картинку.
2 вариант. На магнитной доске маленькие предметные и сюжетные картинки. Дети называют и запоминают картинки. На сигнал "ночь"- закрывают глаза. Педагог в это время меняет картинки местами. На сигнал "день"дети открывают глаза и меняют картинки местами.
3 вариант. На магнитной доске маленькие предметные и сюжетные картинки. Дети называют и запоминают картинки. На сигнал "ночь"закрывают глаза. В это время педагог добавляет лишнюю картинку со словом, которое не является однокоренным. За На сигнал "день-"дети открывают глаза, называют картинки со словами – родственниками, а лишнюю картинку убирают.
4 вариант. На магнитной доске маленькие предметные и сюжетные картинки. Дети называют и запоминают картинки. На сигнал "ночь" дети закрывают глаза. В это время педагог переставляет картинки местами, а одну картинку убирает. На сигнал "день" дети открывают глаза, восстанавливают правильный порядок картинок.
5 вариант. На магнитной доске маленькие предметные и сюжетные картинки. Дети называют и запоминают картинки. На сигнал "ночь "дети закрывают глаза. В это время педагог переставляет картинки местами, одну картинку убирает, добавляет лишнюю картинку со словом, которое не является однокоренным. На сигнал "день" дети открывают глаза, восстанавливают правильный порядок картинок.
Игра «Соревнование»
Правила игры.
1 вариант. Дети собираются в две команды. На магнитной доске большая предметная картинка.
На столе маленькие картинки. По команде ведущего (педагога) дети по очереди выбирают картинку и размещают её на магнитной доске.
Выигрывает та команда, которая больше всего и правильно подберёт картинки.
2 вариант. Дети собираются в две команды. На магнитной доске две больших предметных картинки (например, вода и море)
На столе маленькие картинки. По команде ведущего (педагога) дети по очереди выбирают картинки с однокоренными словами. Одна команда подбирает картинки к слову вода, другая – к слову море. Затем размещают их на магнитной доске.
Выигрывает та команда, которая правильно и быстрее подберёт картинки.
Игра «Объясни мне»
Правила игры.
1 вариант. На магнитной доске большая предметная картинка и маленькие картинки. Педагог объясняет значение слова, а дети называют слово.
2 вариант. На магнитной доске большая предметная картинка и маленькие картинки. Один ребёнок объясняет значение слова, а дети называют его, подбирают картинку.
Примеры.
Перелесок – редкий или молодой лес.
Лесопарк – благоустроенный лес, находящийся в черте города Предназначен для отдыха взрослых и детей.
Лесопилка - лесопильный завод.
Лесник- сторож леса.
Лесовоз - грузовой автомобиль для перевозки леса.
Домочадцы – люди, живущие в доме, члены семьи.
Домовладелец – собственник дома.
Садовник- человек, который ухаживает за садом, деревьями и кустарниками.
Садовод - специалист, выращивающий сады.
Палисадник - участок между домом и дорогой, огороженный забором.
Рассада - молодые растения, выращиваемые для посадки на постоянное место.
Грибница - грибной суп
Рассвет- время суток перед восходом солнца, когда начинает светать; начало утра.
Засолка-способ консервирования при помощи соли, помогает сохранить продукты на долгий срок
Рыбацкий поселок - поселок, где живут рыбаки.
Водолаз - специалист, умеющий выполнять работы под водой в водолазном снаряжении.
Водяная мельница – сооружение, движение которого выполняет полезную работу.
Водоросли — это растения, живущие в воде
Морской конёк- это небольшая морская рыба
Мореход- человек, который совершает плавание по морям и океанам.
Мореплаватель - человек, который путешествует по морю и океану, занимается мореплаванием.