Юлия Петрухина
Игра-экспериментирование в подготовительной логопедической группе «Приключения капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
-уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах; о роли воды в жизни
человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки и т. д.);
-познакомить с круговоротом воды в природе;
-дать представление об основных источниках загрязнения воды и последствиях;
-развить речь, мышление, любознательность;
-воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу;
развивать экологическую культуру.
Предварительная работа:
Публикация «Игра-экспериментирование в подготовительной логопедической группе „Приключения капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Игры для детей
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Логопедические игры
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
отгадывание загадок, чтение стихотворений о воде, инее,дожде, снеге: О. Троепольской «Град», Е. Серовой «Дождь», А. Барто «Мороз»,Н. Некрасова «Облака»,наблюдения за сезонными изменениями в неживой природе.
Подвижные игры: «Ручеек»,«Мы - капельки».
Материал:
глобус, схема с изображением круговорота воды в природе, оборудование для
проведения опытов, банка с водой, стакан, карта, черная краска, соль морская и поваренная, зеркало.
Ход игры-экспериментирования:
-Сегодня мы начинаем подготовку к кругосветному путешествию. Кто бы хотел принять участие в полете вокруг земли? А на чем мы с вами полетим (самолет, ракета, ковер-самолет, звездолет и др.).
-Вы уверены, что наша ракета взлетит? (да, нет). Это нужно заранее рассчитать. Ошибка в расчетах может привести к катастрофе или к срыву полета.
Я предлагаю решить расчетные задачи:
1 У ракеты 4 двигателя. Сколько останется, если в ходе полета отключить 2 двигателя?
2 На сеанс связи с Землей у радиста уходит 1 минута. Сколько сеансов связи может провести радист за 3 минуты? (3).
3 Полет происходит на третий день недели. Какой это день? (среда).
-Ответы верные. Все готово. Прошу всех занять места, (дети садятся на стульчики). Мы начинаем космическое путешествие вокруг Земли. Внимание! До старта осталось 10 секунд, ( дети хором считают: 9,8,7,6,5,4,3,2,1, Старт).
-Вот мы и взлетели. Посмотрите, какой маленькой кажется наша земля из космоса (показываю глобус).
- Что такое Земля? (планета, шар и др.).
- Почему Землю называют «голубой» планетой? (много воды, она занимает большую часть планеты).
-Правильно, ребята. На нашей Земле 4 океана и 30 морей.
- Как вы думаете, это много или мало? (много).
-У меня в руке яблоко. Представьте, что это наша планета. Четвертая ее часть - суша, а вот эта большая часть - вода. Так много или мало воды на планете? (много).
-На борту нашего космического корабля есть лаборатория (приглашаю детей).
- Кто знает, какая на вкус вода в морях и океанах?
- Хотите узнать? (да). (Предлагаю попробовать воду из стаканчика).
- Какая она на вкус? (горькая, соленая, невкусная).
- Можно ее пить? Готовить на ней пищу? (нет).
- А теперь попробуйте эту воду (предлагаю чистую воду).
- Какая она на вкус? (Несоленая, вкусная, чистая).
Горьковатый вкус морской воде придает морская соль, которая в ней растворена. Вот она (показываю). А в пищу, мы употребляем поваренную соль (показываю) - дети сравнивают.
- А теперь посмотрите сюда - в банке (3л) вода. Представьте, что это вся вода, которая есть на Земле, а в стакане (1\2часть) - это вода, которую можно употреблять человеку.
-Так много или мало пресной воды на земле? (мало). Поэтому воду необходимо беречь, зря не расходовать.
- Ребята, послушайте «Сказку о каплях» Б. Пластова, из книги Маханевой
«Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста».(читаю детям сказку и показываю схему круговорота воды в природе).
-На нашем корабле есть спортивный зал, и я предлагаю вам поиграть в интересную и волшебную игру «Ходят капельки по кругу» (Горькова, «Сценарии экологических занятий», стр. 127).
- Прошу занять свои места. Сейчас мы пролетаем над Антарктидой.
- Какая там погода?
- Почему холодно?
- Какие бывают осадки? (ответы детей).
- Послушайте загадку:
Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнет перинки - над миром пушинки, (зима).
-А что, на самом деле, сидит где-то наверху седая старушка, трясет перину, и поэтому летят снежинки? (нет, да). Конечно, нет. Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки. Высоко-высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу становились легкими, нежными снежинками. Маленькие льдинки в высоком небе - это замерзший пар.
-Только весной, летом, осенью он превращается в капельки дождя, а зимой - в снежинки. Я опять приглашаю вас в лабораторию, где мы проведем опыт: «Образование пара и превращение его в капли воды»
Наливаю в стакан кипящую воду, затем кладу на стакан стекло - пар оседает на стекле,
когда поднимаю стекло, с него стекают капельки воды.
Вывод: пар - это капельки воды.
Мы возвращаемся на Землю. Расчетное время полета подходит к концу. Посадка через 10
секунд. Приготовьтесь! Начинаем отсчет: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10! Полет закончен. С благополучным возвращением на родную землю! Мы с вами путешествовали очень недолго, но много успели увидеть и узнать, (ответы детей).
Показываю «карту» с контурами континентов, рек, морей, океанов.
- Красивая у нас планета! Какое богатство красок! Земля дарит нам эти краски, принося нам радость. (беру черную краску и молча разбрызгиваю ее в определенных местах на карте).
Дети: - Зачем Вы это делаете?
- Мне очень жалко портить, но я отметила места, где люди сделали Землю мертвой. Вот здесь (показываю) произошла авария в Чернобыле, а это черное пятно - нефть, вылившаяся в море. И это правда. Таких пятен становится все больше и больше. Мне бы очень хотелось, чтобы вы помогли нашей планете Земля. Обещаете? (да). Спасибо за обещание. Я знаю, что вы сдержите слово. Ведь так приятно и радостно видеть, когда цветут сады, зеленеют леса, поют птицы. И Земля не останется в долгу. Она щедро дарит нам свои плоды - орехи, ягоды, грибы, шишки, лекарственные травы. Я желаю, чтобы вы выросли сильными, крепкими, здоровыми, чтобы у вас хватило сил и мудрости оберегать Землю.