Нургалиева Маргарита
Консультация «Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Публикация «Консультация „Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В процессе совместных игр со сверстниками, у ребенка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Детство без игры и вне игры ненормально.
Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: По мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер. Игра — это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов, где происходит активная деятельность воображения, под влиянием которого имеющиеся знания комбинируются, действительные, реальные представления сочетаются с выдумкой, фантазией.
Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Наиболее эффективная форма социализации ребёнка, где закладываются основы будущей личности.
Регулярное проведение совместных игр обогащает дошкольников новыми впечатлениями, способствует формированию навыков социальной компетентности, дает им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.
Детям нравится сам ее процесс, те роли, те отношения, которые меняют статус ребенка в коллективе.
Игра – это продукт деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть игры — в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир — в этом основное, центральное и самое общее значение игры. Она помогает психологической разрядке, гармоничному вхождению в мир человеческих отношений. Игра особенно важна для детей, которые познают окружающую действительность через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними. Игра необходима для физического, умственного и нравственного воспитания детей.
Игры у детей дошкольного возраста бывают очень разнообразными. Традиционно различают игры подвижные, ролевые, настольные и дидактические.
1. Подвижные игры. Такие игры очень благоприятно влияют на здоровье детей дошкольного возраста. Подвижные игры являются незаменимым средством энергетической разрядки дошкольников, а также развития физических качеств личности. Кроме физических качеств, подвижные игры развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость.
2. Ролевые игры. Данные игры отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат из мира взрослых. В ролевых играх каждый ребенок берет себе определенную роль, например, врача, учителя, пожарника, и изображает соответствующую деятельность. Иногда сюжет игры бывает заранее намечен, события и действия развертываются в определенном плане (сюжетные игры).
3. Настольные игры. Такие игры достаточно полезны для умственного развития дошкольников и для расширения и развития психических познавательных процессов. К числу таких игр можно отнести лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры-головоломки и т. п.
4. Дидактическая игра. Это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Так как дошкольники очень любят играть, процесс передачи системы знаний, умений и навыков в форме игры является наиболее эффективным. Такие виды игр помогают ребенку лучше усвоить учебный материал. Кроме того, они способствуют активному взаимодействию участников этих игр.
В целом игра позволяет детям дошкольного возраста получать, обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра выступает сильным средством включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности дошкольника.
В настоящее время особое значение придается и компьютерным играм как средствам социализации дошкольников. Специалисты отмечают, что информатизация – это не столько технологический, сколько социальный процесс, связанный с существенными изменениями в образе жизни человека. С компьютерной игрой ребенок сталкивается достаточно рано: в компьютерные игры играют родители дома, рассказывают о них окружающие, ими пестрят витрины магазинов. Таким образом, и компьютерная игра является средством социализации детей дошкольного возраста.
Игра является не только средством формирования личности, но и хорошим диагностическим инструментом. Педагогический опыт говорит о том, что игры в дошкольных образовательных учреждениях положительно влияют на социализацию детей, являются хорошим средством подготовки к учебе в школе. Сравнение уровня социализации дошкольников и учащихся начальной школы, посещавших детские сады и вовлеченных в коллективные игры и детей, воспитывавшихся дома, показывает, что именно в детском саду закладываются хорошие навыки социализации, формируется умение взаимодействовать с коллективом, адаптировать свои интересы к интересам и требованиям как коллектива, так и воспитателя. Среди формирующихся функций коммуникации, общение в коллективе способствует развитию речи, понятийного аппарата, памяти, т. е. приводит к интеллектуальному развитию ребенка. Все это обеспечивает более успешное вхождение детей в школьную жизнь.