Анна Янцохина
Дидактическая игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития памяти детей актуальна тем, что это психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы всё чаще встречаются вопросы о роли памяти в умственном развитии ребёнка, об определении сущности механизмов памяти.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Память - запечатление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом собственного опыта. Как показали исследования Л. В. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого: память выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием, способствующим развитию личности, то есть значительной степени определяет успешность учебно- воспитательной деятельности в ДОУ.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития познавательных процессов у детей с речевыми нарушениями в силу повышения требований к качеству получения знаний.
Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель - запомнить и припомнить, сосредоточить внимание. Сами условия игры требуют от участников сосредоточенности на предметах, включённых в игровую ситуацию.
Основная особенность дидактической игры определена их названием: это игры обучающие. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.
Важным приёмом улучшения памяти у детей является формирование специальных мнемических действий, в результате освоения которых ребёнок оказывается способным лучше запоминать предлагаемый материал за счёт сознательной организации самого процесса познания с целью запоминания.
Развитие подобных действий ребёнка проходит через 3 основных этапа.
1. этап - мнемические познавательные действия ребёнка, организованные у него взрослым человеком во всех деталях.
2. этап - дети уже способны самостоятельно классифицировать, распределять предметы по группам на основании общих признаков.
3. этап - наблюдается полное овладение структурой и выполняются познавательные действия в уме.
> Я начну, а ты закончи.
> Чего не стало.
> Вчера, сегодня, завтра.
> Вспомни, как было.
> Сломанный телефон.
> Найди отличие.
> Выучи слова.
> Узнай фигуры.
Практическое исследование показало, что основным средством развития памяти детей - логопатов старшего дошкольного возраста являются и следующие игры и упражнения:
Существуют так же специальные технологии запоминания (мнемические приёмы, соблюдение которых помогает совершенствовать память. Так, запоминанию помогает:
• Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. Последовательность цветов в спектре легко запомнить по фразе: каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
• Приём ритмизации - перевод информации в стихи, песни, определённые ритмы.
• Запоминание терминов с помощью созвучных слов.
• Находить яркие, образные картинки, из которых можно слепить единый образ.
• Метод Цицерона: расставить запоминаемые слова в своей хорошо знакомой комнате.
• При запоминании цифр можно:
- соотнести цифры с некоторыми знаменательными датами
- заменить цифры образами
Исходя из этого следует, что в ДОУ дидактическая игра оказывает положительное влияние на развитие памяти детей старшего дошкольного возраста.
В основе памяти лежат анатомо-физиологические предпосылки, которые ставят «пределы» работы нашей памяти, но фонд человеческой памяти достаточно пластичен и его развитие связано с активностью и настойчивостью усилий самой личности.