Наталья Рединская
Игра, как средство введения детей в мир диалоговой культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Игра-средство введения детей в мир диалоговой культуры
Н. В. Рединская,
г. Анжеро-Судженск, Кемеровская обл.
В настоящее время актуализирована проблема формирования у дошкольников основ коммуникативной культуры. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, так и обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, и освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь.
Публикация «Игра, как средство введения детей в мир диалоговой культуры» размещена в разделах
Ребенку раннего и дошкольного возраста свойственно стремление к общению. Именно через общение он ищет пути к личностным контактам. Но для установления гуманистических контактов необходимо быть коммуникабельным, доброжелательным, открытым, приветливым и владеть культурными нормами речи.
Ф. А. Сохин, обобщая взгляды лингвистов и психологов, подчеркивал, что без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка.
Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения диалогического общения со сверстниками. Чтобы они могли содержательно общаться друг с другом, необходимы определенные условия для их совместной деятельности, взаимодействия в играх, в повседневной жизни.
Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми. Развитие диалога - это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них - ребенок.
Выделяются две основные сферы общения дошкольника - со взрослыми и со сверстниками. В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. Наблюдения за развитием диалогической речи показали, что дети четырех-пяти лет испытывают насущную потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих встречах в природе, о четвероногих друзьях, любимых игрушках. У них не хватает терпения выслушать собеседника, все начинают говорить одновременно. В диалоге со сверстником дети получают опыт равенства в общении; учатся контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать
Дети, не владеющие основами культуры общения, испытывают два вида трудностей во взаимоотношениях:
- предпочтение одиночных игр и оберегание их от вмешательства сверстников (причина - недостаточно развитая потребность в общении).
- навязывание другим детям своего мнение, (причина – эгоцентризм общения, не умение слушать и слышать других).
Оба вида трудностей в общении приводят к непринятию ребенка в коллективе, что отрицательно сказывается не только на его эмоциональном состоянии, но и на дальнейшем формировании речи, личностных черт характера.
В настоящее время проблема развития у дошкольников основ коммуникативной (диалоговой) культуры актуализирована Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273, который определяет главной целью дошкольного образования - формирование у детей общей культуры. Коммуникативная культура является одной из главных составляющих общей культуры человека.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (приказ МО и науки РФ №1155 от 17.10.2013г) две из пяти основных образовательных областей (социально-коммуникативное развитие и речевое развитие) направлены на формирование у дошкольников основ коммуникативной культуры.
Одним из ведущих факторов полноценного коммуникативного развития детей является гармоничное общение воспитывающих взрослых с детьми. Однако, необходима и система последовательного приобщения детей к основам коммуникативной культуры, где диалог занимает ведущее место.
Мною была разработана и апробирована система коммуникативных игр (дидактических, театрализованных, тренинговых, ситуативных, позволяющих последовательно и ненавязчиво в образно-сюжетной форме обучать детей способам межличностного общения.
Организованная в течение учебного года инновационная деятельность по проблеме использования коммуникативных игр, как средства введения детей в мир диалоговой культуры, дала положительные результаты. Эффективность системы обучения детей способам диалогового общения подтверждается информацией итоговой диагностики.
У большинства детей, принимающих участие в игровых занятиях, отмечается:
- активность вступления в контакт с собеседниками (взрослыми и детьми) и поддерживания разговора на предложенную тему;
- достаточно быстрое реагирование на реплики с использованием различных видов ответных речевых реакций;
- хорошее владение речевым этикетом, употребление различных его форм в зависимости от ситуации;
- способность самостоятельно вести расспрос, используя различные виды вопросов.
В системе инновационной деятельности, наряду с положительными эффектами, была актуализирована проблема организации правового пространства диалога : обучение детей умению слушать и слышать собеседника, как равноправного партнёра по общению; позитивно реагировать на его высказывания; соблюдать права на субъективное мнение и собственный выбор варианта решения личностных проблем.
Таким образом, игра для дошкольников - это своеобразная «примерка на себя» взрослой жизни. Коммуникативная игра, построенная на основе образно-сюжетной линии, становится не только формой активного речевого развития дошкольников, но и средством формирования у них навыков социального взаимодействия-той самой «примеркой» межличностных отношений.
Литература
1. Ищенко,С. Е. Психологические факторы формирования коммуникативной готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста/С. Е. Ищенко//Дошкольная педагогика. - 2012.- № 4-с. 53
2. Колодяжная, Т. А., Колунова, Л. А. Речевое развитие ребё нка в детском саду: новые подходы/ Т. А. Колодяжная, Л. А. Колунова. -Ростов на Дону. -2002.-с. 42
3. Ширяева, С. Е., Еркова, Н. В. Инновационные методы в работе с детьми, имеющими речевые нарушения/ С. Е. Ширяева, Н. В. Еркова// Дошкольная педагогика. -2011.-№ 8-с. 43