Папки-передвижки

Игра, как средство введения детей в мир диалоговой культуры

Наталья Рединская
Игра, как средство введения детей в мир диалоговой культуры
▼ Скачать + Заказать документы

Игра-средство введения детей в мир диалоговой культуры

Н. В. Рединская,

г. Анжеро-Судженск, Кемеровская обл.

В настоящее время актуализирована проблема формирования у дошкольников основ коммуникативной культуры. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, так и обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, и освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь.

Публикация «Игра, как средство введения детей в мир диалоговой культуры» размещена в разделах

Ребенку раннего и дошкольного возраста свойственно стремление к общению. Именно через общение он ищет пути к личностным контактам. Но для установления гуманистических контактов необходимо быть коммуникабельным, доброжелательным, открытым, приветливым и владеть культурными нормами речи.

Ф. А. Сохин, обобщая взгляды лингвистов и психологов, подчеркивал, что без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка.

Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения диалогического общения со сверстниками. Чтобы они могли содержательно общаться друг с другом, необходимы определенные условия для их совместной деятельности, взаимодействия в играх, в повседневной жизни.

Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми. Развитие диалога - это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них - ребенок.

Выделяются две основные сферы общения дошкольника - со взрослыми и со сверстниками. В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. Наблюдения за развитием диалогической речи показали, что дети четырех-пяти лет испытывают насущную потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих встречах в природе, о четвероногих друзьях, любимых игрушках. У них не хватает терпения выслушать собеседника, все начинают говорить одновременно. В диалоге со сверстником дети получают опыт равенства в общении; учатся контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать

Дети, не владеющие основами культуры общения, испытывают два вида трудностей во взаимоотношениях:

- предпочтение одиночных игр и оберегание их от вмешательства сверстников (причина - недостаточно развитая потребность в общении).

- навязывание другим детям своего мнение, (причина – эгоцентризм общения, не умение слушать и слышать других).

Оба вида трудностей в общении приводят к непринятию ребенка в коллективе, что отрицательно сказывается не только на его эмоциональном состоянии, но и на дальнейшем формировании речи, личностных черт характера.

В настоящее время проблема развития у дошкольников основ коммуникативной (диалоговой) культуры актуализирована Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273, который определяет главной целью дошкольного образования - формирование у детей общей культуры. Коммуникативная культура является одной из главных составляющих общей культуры человека.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (приказ МО и науки РФ №1155 от 17.10.2013г) две из пяти основных образовательных областей (социально-коммуникативное развитие и речевое развитие) направлены на формирование у дошкольников основ коммуникативной культуры.

Одним из ведущих факторов полноценного коммуникативного развития детей является гармоничное общение воспитывающих взрослых с детьми. Однако, необходима и система последовательного приобщения детей к основам коммуникативной культуры, где диалог занимает ведущее место.

Мною была разработана и апробирована система коммуникативных игр (дидактических, театрализованных, тренинговых, ситуативных, позволяющих последовательно и ненавязчиво в образно-сюжетной форме обучать детей способам межличностного общения.

Организованная в течение учебного года инновационная деятельность по проблеме использования коммуникативных игр, как средства введения детей в мир диалоговой культуры, дала положительные результаты. Эффективность системы обучения детей способам диалогового общения подтверждается информацией итоговой диагностики.

У большинства детей, принимающих участие в игровых занятиях, отмечается:

- активность вступления в контакт с собеседниками (взрослыми и детьми) и поддерживания разговора на предложенную тему;

- достаточно быстрое реагирование на реплики с использованием различных видов ответных речевых реакций;

- хорошее владение речевым этикетом, употребление различных его форм в зависимости от ситуации;

- способность самостоятельно вести расспрос, используя различные виды вопросов.

В системе инновационной деятельности, наряду с положительными эффектами, была актуализирована проблема организации правового пространства диалога : обучение детей умению слушать и слышать собеседника, как равноправного партнёра по общению; позитивно реагировать на его высказывания; соблюдать права на субъективное мнение и собственный выбор варианта решения личностных проблем.

Таким образом, игра для дошкольников - это своеобразная «примерка на себя» взрослой жизни. Коммуникативная игра, построенная на основе образно-сюжетной линии, становится не только формой активного речевого развития дошкольников, но и средством формирования у них навыков социального взаимодействия-той самой «примеркой» межличностных отношений.

Литература

1. Ищенко,С. Е. Психологические факторы формирования коммуникативной готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста/С. Е. Ищенко//Дошкольная педагогика. - 2012.- № 4-с. 53

2. Колодяжная, Т. А., Колунова, Л. А. Речевое развитие ребё нка в детском саду: новые подходы/ Т. А. Колодяжная, Л. А. Колунова. -Ростов на Дону. -2002.-с. 42

3. Ширяева, С. Е., Еркова, Н. В. Инновационные методы в работе с детьми, имеющими речевые нарушения/ С. Е. Ширяева, Н. В. Еркова// Дошкольная педагогика. -2011.-№ 8-с. 43

Публикации по теме:

Деловая игра «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через общение с природой» Цель: • дать практическую направленность экологическим знаниям участников; • развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность.

Дидактическая игра по формированию у детей старшего дошкольного возраста культуры питания «Кушать подано»Дидактическая игра по формированию у детей старшего дошкольного возраста культуры питания «Кушать подано» [b]Дидактическая игра «КУШАТЬ ПОДАНО!»[/b] Петрова Ирина [b]Актуальность. [/b] Проблема формирования культуры поведения подрастающего поколения.

Конспект образовательной деятельности по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Игра с Колобком» Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками. Задачи: - формировать интерес.

Конструирование ​как средство развития познавательных способностей детей  дошкольного возраста в условиях введения ФГОС Слайд №1 Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется отчет по первой годовой задаче «Развитие познавательной и творческой возможности.

Развивающая игра по воспитанию культуры поведения у детей раннего возраста «Мишка в гостях» Развивающая игра по воспитанию культуры поведения у детей раннего возраста на тему: "Мишка в гостях у ребят" Задачи: Продолжать учить.

Проект «Наблюдение как средство развития экологической культуры» Проект «Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника» группы подготовительного возраста «Ежики» Автор: Тиунова Татьяна.

Проект «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры» Проект «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры» Составила :Бондарь А. П. воспитатель ГБДОУ №69 Выборгского.

Проект «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» МКОУ «Детский дом №1 «Родник» Принято «Утверждаю» на педагогическом совете Директор МКОУ «Детский дом педагогов МКОУ «Детский дом № 1.

Родительская встреча «Основы театральной культуры как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста» МБДОУ «Детский сад №77 «Полянка» ВОСПИТАТЕЛЬ: Шаныгина Ирина Викторовна Родительская встреча Тема: Основы театральной культуры как средство.

Традиции национальной культуры как средство нравственного воспитания К. Д. Ушинский: «Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы.».

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игра, как средство введения детей в мир диалоговой культуры
Опубликовано: 29 сентября 2019 в 05:22
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра, как средство введения детей в мир диалоговой культуры» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Рединская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД