Мария Суханова
Игра-путешествие «Друзья Светофора»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра — это огромное светлое окно, через которое
в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
В. А. Сухомлинский
Введение
Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых болезненных проблем в наше время. А дети — это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего является незнание детьми элементарных основ правил дорожного движения. Избежать этих происшествий можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Обучение детей правилам дорожного движения призвано подготовить грамотного и дисциплинированного участника дорожного движения, способного обеспечить личную безопасность и безопасность окружающих его людей в условиях дорожно-транспортной среды.
Публикация «Игра-путешествие „Друзья Светофора“» размещена в разделах
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Игра-путешествие проводится с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 лет) в сопровождении педагогов. Каждая команда состоит из 10 человек, имеет свое название и девиз. Выбирается капитан. Игра проводится на территории ДОУ (физкультурный зал). Заключается игра в прохождении по станциям и выполнении заданий. За правильно выполненные задания, команда получает сигналы светофора.
Цель: Формирование знаний о правилах дорожного движения.
Задачи:
Обучающие:
1. Формировать умение детей различать сигналы светофора и подчиняться им;
2. Формировать умение различать проезжую часть дороги, тротуар;
3. Понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора;
4. Закрепить знания о назначении светофора.
Развивающие:
1. Развивать знания о правилах поведения на улице;
2. Развивать внимание, логическое мышление;
3. Умение различать дорожные знаки.
Воспитательные:
1. Воспитывать в детях представление о том, как важно соблюдать правила дорожного движения.
2. Закрепить знания о дорожном движении в целях сохранения жизни и здоровья (своего и окружающих);
3. Воспитывать способность внимательно слушать взрослых и друг друга;
4. Развивать культуру общения, обогащать словарь.
5. Воспитывать осознанную позицию пешехода и безопасности дорожного движения.
Основная часть
Оборудование:
Дорожные знаки, коробка, конверт с заданием, сигналы светофора из картона, обручи и мячи (красного и зеленого цвета, два игрушечных автомобиля, кегли, пазлы с дорожными знаками.
Ход игры:
Дети находятся в зале. Они поделены на команды (см. фото 1).
Воспитатель :
Три разноцветных круга
Моргают друг за другом,
Светятся, моргают-
Людям помогают. (Светофор)
Светофор нас в гости ждет,
Освещает переход.
Загорелся красный глаз,
Задержать он хочет нас.
Если красный – нет пути,
Красный свет –нельзя идти.
Желтый свет – не очень строгий,
Жди, нам нет пока дороги.
Ярко-желтый глаз горит
Все движение стоит.
Наконец, зеленый глаз
Открывает путь для нас.
Полосатый переход
Пешеходов юных ждет!
К ним выходит Светофор, но на груди у него находятся бесцветные сигналы (см. фото 2,3).
Светофор:
Здравствуйте, дорогие ребята!
Со мной случилась беда, да что там говорить, я боюсь вся Страна Дорожных Знаков находится в опасности. Дело в том, что я поссорился с Дорожными Знаками! И как вы думает из-за чего? Просто я считаю, что именно я самый главный, а Знаки считают, что они важнее меня. И вот сегодня я проснулся, а сигнальные лампы у меня стали бесцветными. Что станет со всеми жителями моей страны? Ведь теперь я не могу регулировать движение ни автомобилей, ни пешеходов. Что же мне делать?
Воспитатель:
Не переживай, Светофор! Наши ребята тебе постараются помочь! Мы же знаем, что ты очень важен, потому что помогаешь нам переходить проезжую часть, а автомобилям правильно двигаться по ней. Но и Дорожные Знаки очень важны, без них была бы полная неразбериха на улицах города. Вот как бы мы узнали, где находится автобусная остановка, а где можно сесть в трамвай, как можно безопасно перейти на другую сторону улицы.
Светофор:
Ребята! Вы очень мне поможете, если вернете мои сигналы! А вы помните какого они цвета? (ответы детей).
Вы совершенно правы. Вот только бы удалось вернуть мне их, а я вам обещаю, что больше никогда не буду важничать, и ни с кем не буду спорить.
Воспитатель:
Ну что ж. не будем терять время и приступим к поиску! Но как же мы будем искать сигналы, а главное где?
Светофор:
Ой, ребята, я же совсем забыл; утром мне пришло письмо, а в нем была вот эта карта (см. фото 4). Может быть в ней содержится какая то подсказка. (На карте видно, что необходимо, двигаясь по стрелке, перемещаться по нескольким станциям, где за выполненные задания ребята получат сигналы светофора)
Воспитатель:
Смотрите, ребята! Здесь большая коробка.
«Испытания для участников»
1 станция – загадки
Что за «зебра» на дороге
Все стоят разинув рот,
Ждут, когда мигнет зеленый
Значит, это … (Переход)
Какой свет нам говорит
«Проходите - путь открыт!» (Зеленый)
Какой свет нам говорит:
«Вы постойте – путь закрыт!» (красный)
Кто пешком всегда идет?
Догадались … (Пешеход)
Дети отгадывают загадки и получают красный сигнал светофора (см. фото 5).
2 станция – Юные автомобилисты
Нужно прокатить игрушечный автомобиль змейкой (см. фото 6,7,8, не задев при этом ни одного дорожного знака (туда и обратно)
Дети получают желтый сигнал светофора (см. фото 9).
Физкультурная минутка
У светофора 3 кегли разных цветов – красного, зеленого и желтого.
Каждый цвет обозначает действие, имитируя движения светофора (см. фото 11,12).
Красный – сели на корточки
Желтый – встали как солдатики
Зеленый – идем на месте
3 станция – Помощники светофора
Одна команда собирает красные мячики, вторая команда - зеленые, в обруч такого же цвета (см. фото 13,14,15).
Дети получают зеленый сигнал светофора.
4 станция – Дорожные знаки (конкурс капитанов команд)
Дети собирают разрезанные дорожные знаки (см. фото 16)
Светофор:
Вы действительно большие молодцы! Помогли мне найти все сигналы (см. фото 17)
Вам понравилось помогать Светофору? (ответы детей)
А что больше всего вам понравилось? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята! Давайте попрощаемся со Светофором, и пообещаем ему всегда соблюдать правила дорожного движения (см. фото 18).
Фото 18. Фото на память
Дети прощаются. Светофор уходит.
Заключение
В своей работе мы попытались показать, как с помощью игр можно интересно, занимательно и увлекательно не только обучать дошкольников Правилам дорожного движения, но и проводить педагогическую диагностику по выявлению знаний, умений и навыков детей.
Задачи, которые были поставлены в начале проекта – выполнены. Дети осознали важность светофора, повторили его сигналы, закрепили понятие о том, как важно соблюдать правила дорожного движения.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению Правил дорожного движения.
Главное понимать, что цель обучения детей правилам дорожного движения состоит не только в том, чтобы они получили знания в области дорожного движения, но и в том, чтобы на базе этих знаний они выработали устойчивые практические навыки безопасного поведения на улице, научились анализировать дорожные ситуации и принимать правильные решения. Чем лучше дети освоят эти навыки, тем больше у них шансов сохранить и обезопасить свою жизнь.