Евгения Овечкина
Игра-путешествие «Берёза — символ Родины моей»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Вылковский детский сад «Колосок»
Игра – путешествие
«Берёза – символ Родины моей»
Старшая группа
Провё ла: Овечкина Е. В.
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
С. Вылково 2016 год
Аннотация
Организованной образовательной деятельности: игра – путешествие «Берёза – символ Родины моей».
Публикация «Игра-путешествие „Берёза — символ Родины моей“» размещена в разделах
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Символы России для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Воспитанники закрепляют знания о Родине, рассматривая иллюстрации различных уголков нашей Родины, разучивая пословицы, поговорки о ней. Данная форма работы позволяет практически применить знания, полученные детьми ранее. В ходе путешествия они узнают, что берёза является символом России. У детей развивается художественно-эстетическое восприятие, творческие способности. Они украшают берёзу, водят вокруг неё хоровод, исполняют песни, читают стихотворения, выполняют коллективную аппликацию «Зелёная весна». В процессе путешествия у детей воспитывается интерес к традициям и обычаям русского народа.
Цель: познакомить с понятием «Родина», «Отечество», воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа.
Программное содержание: расширять знания детей о русской красавице берёзке, об обычаях и традициях русского народа, познакомить с красивыми стихами о берёзке.
Задача:
Образовательная – пополнить знания и представления детей о берёзе, как уникальном дереве, с помощью синтеза изобразительного, поэтического и музыкального искусства формировать эстетический образ берёзы.
Развивающая – развивать речь детей, умение находить нужные прилагательные, для передачи образа берёзы, видеть ассоциацию берёзы с девушкой.
Воспитательная – вызвать эмоционально-положительное отношение к берёзе, желание любоваться ею, заботится о ней и беречь.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины, рисование на тему «Моя Родина» с участием родителей, разучивание пословиц о Родине, стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?». Оформление: берёзовый вернисаж (иллюстрации, репродукции картин о берёзе, берёза – помощница (кора, берёзовый веник, берёзовый дёготь, гриб «чага» и т. д.).
Ход непосредственно – образовательной деятельности
1. Организационный момент
Давайте возьмёмся за руки и пожелаем друг другу «Доброе утро!».
2. А. О. З. Введение в тему
Обратить внимание детей на выставку рисунков на тему «Моя Родина».
Пригласить на экскурсию по выставке.
3. Работа по теме.
Какие места вы изобразили на рисунках? (где родились, живёте, где живут дедушка с бабушкой).
Как можно назвать одним словом всё, что вы нарисовали на своих рисунках? (Родина, Отчизна, Отечество).
Ребёнок читает отрывок из стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?».
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
А может она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца.
Воспитатель: С чего начинается родина для автора стихотворения?
Какие пословицы о Родине вы знаете?
- Родина любимая, что мать родимая.
-Жить – Родине служить.
- Береги землю родимую, как мать любимую.
- На чужой сторонушке и весна не красна.
- Русское раздолье – человеку приволье.
Воспитатель: Почему родную землю называют по-разному: наше Отечество, наша Родина – матушка Россия? (ответы детей)
Воспитатель: Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили отцы и деды, Родиной зовём, потому что здесь родились, а матерью. Потому что вскормила нас хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Много есть на свете всяких хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Обратить внимание детей на глобус. Найти на нём Россию. Сравнить с другими государствами по размеру, форме, местоположению, цвету.
Почему в России много зелёного цвета? (ответы детей)
Предложить рассмотреть репродукции картин художников.
Воспитатель: Что общего есть в ваших рисунках и картинах художников (деревья, берёза). Как вы думаете, почему на картинах художников и в ваших рисунках есть стройные белоствольные берёзки? (ответы детей). Какой русский человек не любит берёзку красавицу!
Проводится дыхательная гимнастика «Берёзка» под музыку.
Поднять руки вверх и делать наклоны туловища вправо – влево в такт музыке. Дыхание спокойное.
Воспитатель: Когда говорят о России, то чаще всего вспоминают берёзку. Берёза – символ России, красавица русского леса – стройная, тонкая, с хрупкими веточками. Берёзку любят и уважают. Её сажают, когда в семье рождается дочка, и дерево становится, как бы двойником и покровителем человека. Оно оберегает, лечит, согревает его, передаёт часть своей силы, а при болезни человека может и зачахнуть, погибнуть.
Давайте вспомним приметы и поговорки о берёзе (воспитатель начинает, а дети заканчивают) :
- Когда берёза станет распускаться, то пора сеять овёс.
- Из берёзы течёт много сока к дождливому лету.
- Для врага и берёза угроза.
- Бела береста, да дёготь чёрен.
Вспомните загадку про берёзу :
- Стоит Алёнка – платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан.
С кем сравнивают берёзу? (с девушкой нежной, у которой тонкая гибкая талия, с невестой). Поэт Сергей Есенин называл Россию страной «берёзового ситца», а берёзку – нежной, юной, чистой девушкой:
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы,
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы
Ребёнок читает стихотворение «Берёза» С. А. Васильевой
В белых платьицах подружки
Из русской выросли земли.
На лесной стоят опушке,
Листья в косы заплели.
В мае россыпью серёжек
Их украсится наряд
Много исходив дорожек
Я всегда берёзе рад.
Физ. минутка «Весёлая берёза»
Берёзка в белом сарафане (шаги на месте)
Весною водит хоровод (руки на поясе)
Звенит серёжками тихонько (повороты вправо-влево)
И птичек в гости всё зовёт (ритмичные взмахи руками к себе)
Раскроет свои руки-ветки (руки в стороны)
Опустит ветки-пальцы вниз (сводят руки к центу вниз)
Подставит солнышку листочки (ритмично покачивают руками)
Чтоб лучик на ветвях повис (руки над головой)
Воспитатель: обратить внимание детей на выставку предметов. Всё это принадлежит берёзе. Расскажите мне, что это за предметы и какую пользу приносят людям (дети по очереди берут предметы и рассказывают о них).
Ребё нок: это берёзовое полено, используют для отопления дома.
Воспитатель: Да, полено из берёзы горит жарче других деревьев. А ещё давным-давно, когда не было электричества, люди зажигали вечером лучинку берёзовую для освещения – они меньше коптили.
Ребё нок: из бересты делают поделки, туески.
Воспитатель: Когда не было бумаги, люди писали письма на обратной стороне бересты, и называли их «берестяные грамоты». А потом люди научились получать из древесины бумагу.
Ребё нок: берёзовый веник. Им парятся в бане, подметают пол.
Воспитатель: с помощью веника люди лечатся, а настоем почек берёзы натирают больные места, смазывают царапины.
Ребё нок: гриб «чага», можно заваривать как чай и пить, очень полезно.
Воспитатель: это дёготь, его получают из берёзы и используют для приготовления мазей.
А ещё люди собирают берёзовый сок. Он вкусный и полезный, потому что богат витамином А. Люди делают надрез на берёзе, сок течёт и через некоторое время на месте надреза образуется красная полоса. Поэтому в народе говорят: «Берёза плачет кровавыми слезами». Что нужно сделать после сбора берёзового сока, чтобы берёза не плакала?
Ребё нок: надо смазать ранку глиной или землёй, тогда дерево не будет болеть и не погибнет.
Воспитатель: Вот сколько пользы от красавицы берёзки. Не зря её называют символом России. Если бережно относится к ней, она проживёт 150 лет и будет высотой 20-25 метров (как многоэтажный дом, а толщина её будет 80 см (обхватить её сможете только тогда, когда несколько человек возьмётесь за руки). В России около 40 видов берёз.
О белоствольной русской красавице сложено много стихов, песен. Песню «Берёзонька пели девушки на Руси в праздник Семик. Праздник этот приходился на июнь и считался девичьим праздником. Утром наряженная толпа девушек направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали одну из берёзок и украшали её, привязывая к ветвям цветные ленты, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг украшенной берёзки водили хороводы, плясали, играли.
4. Рефлексия
Ты до того, берёзонька, красива,
И в жаркий полдень,
И в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я не мыслим без твоей красы!
Ребята, те, кому понравилось берёзонька, кто полюбил её за красоту, пользу этого чудесного деревца - возьмите ленточку. Мы с вами пойдем к берёзке на нашем участке, украсим её. Воспитатель и дети идут к берёзке.
Воспитатель: Дети, в старину, когда люди наряжали берёзку, они говорили ей и друг другу добрые слова. Давайте и мы подружимся друг с другом, не будем ссориться и, конечно же, не будем обижать это чудесное деревце.
Стоя в парах, дети произносят слова:
Ай, кумушки – голубушки
Подруженьки мои,
Кумитеся, любитеся,
Любите меня.
Пойдите во зелёный сад,
Возьмите меня,
Завьём венки, на все деньки.
А сейчас подойдите к берёзке, скажите ей ласковое слово и повяжите ленточку.
Встанем в хоровод вокруг берёзки :
Берёзонька весёленька,
Кудрявенькая, зелёненькая,
Завевайся-ка да во весь год.
Нам весёлыми быть да весь год! Дети и взрослые исполняют хоровод «Во поле берёза стояла», по окончании хоровода ещё раз благодарят берёзку за её красоту и идут в группу.