Ирина Родионова
Игра для развития фонематического восприятия и коррекции звукопроизношения «Карусель» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза, коррекции звукопроизношения.
В современной логопедии накоплен практический материал, включающий описание игр и упражнений. Неиссякаема фантазия педагогов специальных дошкольных учреждений. Их руками создается множество интересных пособий, приспособлений, игр, помогающих в обучении детей с нарушениями речевого развития. В поиске чего-то яркого, неординарного была придумана игра «Карусель».
Публикация «Игра для развития фонематического восприятия и коррекции звукопроизношения „Карусель“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июнь 2013
Оборудование: картонный круг с разными цветными секторами; на секторах расположены кабинки с картинками животных; монетки золотые и серебряные; предметные и сюжетные картинки на автоматизированные звуки.
Первый вариант. Особенности автоматизации звука в слогах зависят от характеристики отрабатываемого звука по способу образования. Так, по традиционной методике щелевые звуки рекомендуется автоматизировать в следующей последовательности: в прямых слогах (са, со, су, сы, сэ, обратных слогах (ас, ос, ус, ыс, эс, слогах с интервокальной позицией согласного (аса, оса, уса, иса, ыса, в слогах со стечением согласных (сма, ска, сва, ста). Автоматизацию смычных и смычно-щелевых (аффрикат) звуков начинать со слогов первых двух типов, т. е. с включения звука в обратные слоги (ац, оц, уц, ыц, иц, после чего переходить к прямым (ца, цо, цу, цы, це).
Можно работать одновременно с двумя детьми, с одним ребенком индивидуально или с группой. Раздаёте золотые и серебряные монетки. Дети, животные смогут прокатиться на карусели, если вы будете правильно называть слоги или слова на автоматизированный звук (т. е. тот, который в данный момент вы автоматизируете). Если ребенок правильно произносит, то он опускает соответствующую монетку в кабинку. В конце игры можно посчитать, каких монеток больше. Значит, те животные прокатятся больше раз.
Второй вариант. Для автоматизации звука ребенок либо повторяет слоги за логопедом, либо выполняет специальные упражнения (например, договаривает за логопедом с опорой на картинки последний слог в слове: ли…СА, воло. сы, колба. са, бу…сы).
Третий вариант. При автоматизации звука в слоге целесообразно развивать навыки фонематического анализа и синтеза. Для этого предложить задания на определение места звука в слоге, последовательности и количества звуков в нем, составление слога из данных звуков. Точно так же раскладывая монетки по кабинкам. В конце игры, посчитать у каких животных сколько монеток.
Четвертый вариант. Автоматизация звука в словах. Автоматизированный звук в словах должен занимать различную позицию – в начале слова, конце, середине (исключение составляет лишь положение звонкого согласного и середине слова перед глухим согласным, поскольку в этих случаях имеет место оглушение звонкого звука).
Пятый вариант. Автоматизация звука во фразах; в тексте. Лучше начинать с небольших потешек, стихотворений, поскольку ритмизированный текст более доступен для запоминания и воспроизведения.
Можно эту игру использовать на занятии. Разделить группу на две команды и дать задание придумать слова одной команде (например на твердый звук Р, другой команде на мягкий звук Рь). В конце игры посчитать, чьи животные в серебряных или золотистых кабинках прокатились больше раз. И т. д. Вариантов игры может быть больше.