Хомченко Александра
Игра как средство воспитания и развития ребенка с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение профессиональной компетенции посредством изучения значения игры для развития ребенка.
Задачи:
1. Изучение и систематизация теоретического и практического материала по теме;
2. Использование различных игр для всестороннего развития детей,
3. Создание соответствующей предметно-пространственной среды;
4. Создание картотек по видам игр в соответствии с ФГОС;
Публикация «Игра как средство воспитания и развития ребенка с ОВЗ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
5. Приобщение воспитанников к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
6. Разработка консультаций для родителей, привлечение родителей к совместной работе.
Игра имеет главную роль в следующих коррекционно-развивающих, коррекционно-воспитательных и образовательных задачах:
- Развитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ;
- Развитие эмоционально- волевой сферы;
- Обогащение представлений об окружающем мире;
- Формирование коммуникативных навыков;
- Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
Для работы с дошкольниками необходимо включать весь комплекс игр для дошкольников: дидактические, и сюжетно-ролевые, и театрализованные игры и игры-драматизации, и подвижные, и конструктивные игры, игры-эксперименты.
А теперь давайте ознакомимся с каждым видом игры, и узнаем их функции:
1. Дидактические игры – это одно из средств познавательной деятельности дошкольника с нарушением интеллекта. Они развивают наблюдательность, а также такие высшие психические функции как : внимание, память, мышление, речь; и помимо этого повышают эффективность обучения.
2. В сюжетно-ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей могут моделировать взрослую жизнь, воспроизводя взаимоотношения между друг другом в зависимости от выбранной роли, и их деятельность. В ходе игры ученик познаёт мир и усваивает общественный опыт. Ребёнок обучается стремлению к учению, умению и желанию трудиться, а также познает моральные качества, обогащает свой словарный запас.
3. Театрализованные игры и игры-драматизации – это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако в отличие от предыдущего пункта - они отличаются тем, что их развитие формируется по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки либо рассказа. Эти игры требуют от педагога режиссирования, а от ребёнка – проговаривания реплик.
4. Подвижные игры также необходимы детям с ограниченными возможностями здоровья и служат средством коррекции моторных нарушений, т. к. большинство таких детей имеют двигательные нарушения.
5. Для детей с нарушением интеллекта конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных предметов. В ходе конструктивных игр ребят развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика.
6. Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В ходе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы.
Игра –это многогранное понятие. Без неё невозможно нормальное развитие мозга и тела. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства. Детские игры способны воспитать и развить в ребёнке всё, что составляет богатство человеческой личности.
Игра – ведущая деятельность дошкольников и поэтому она является главной сферой общения детей; в ней расширяются проблемы межличностных отношений, партнёрства, дружбы. В игре моделируется и приобретается социальный опыт и взаимоотношения между людьми. Игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению, являясь отражённой моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующих систем, и практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребёнка, сферой неповторимой человеческой активности.
Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, её функции разнообразны.
Наиболее важные функции игры:
– обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей;
– развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено;
– коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность;
– развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком;
– психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей;
– релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка;
Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы её включали во все виды деятельности, ибо она хранит и передаёт по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.
Игра – это специфический, мир который окружает ребёнка.
Игра – позволяет дать свободу для самораскрытия, саморазвития с опорой на личное подсознание, разум и творчество.
Продукт игры – это наслаждение за её процессом, конечный результат – развитие реализуемых в ней способностей.
Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир.
Итак, в виду того, что игровая деятельность имеет важную роль в обучении, воспитании и развитии личности в жизни ребёнка дошкольного возраста - она занимает первостепенное место,