Елена Васильевна Алексеева
Игра как средство общения дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) коммуникация и социальное взаимодействие часто представляют особую сложность. Возникают вопросы о том, как обеспечить им полноценное детство и поддержать их развитие в сфере общения. В этой статье мы рассмотрим роль игры как эффективного средства общения для детей с ОВЗ в дошкольном возрасте, основываясь на доступных исследованиях и практическом опыте.
Публикация «Игра как средство общения дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с ЗПР, сталкиваются с проблемами в общении, особенно с другими детьми. Некоторые из них не могут инициировать контакт с другими и часто не могут адекватно реагировать на общение. Эти трудности могут привести к конфликтам или социальной изоляции.
Важность общения в развитии детей, включая детей с ОВЗ, нельзя недооценивать. Отсутствие адекватных коммуникативных навыков может сказаться на психическом развитии детей и их способности взаимодействовать с окружающим миром.
С учетом роста числа детей с ОВЗ в инклюзивных детских садах, становится ясно, что они нуждаются в поддержке для развития коммуникативных навыков.
Игра, особенно игра в группе, становится ключевым средством для развития общительности у детей, включая тех, у кого есть ОВЗ. Игра не только способствует формированию навыков общения, но также способствует социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в группу сверстников.
Следовательно, обучение коммуникативным навыкам является критически важным, и игра в этом контексте играет ключевую роль, обогащая не только навыки общения, но и психологическое и социальное развитие детей.
Требования к выбору игр и игрушек для детей с ОВЗ:
•Соответствие возрасту ребенка.
• Постепенное усложнение игрового материала.
•Связь с системой знаний ребенка.
• Учет структуры дефекта.
•Соответствие коррекционной цели.
• Применение ярких и звучных игрушек и пособий.
• Обеспечение безопасности игрушек и пособий.
Игра также способствует формированию нравственных ценностей и норм поведения, позволяет моделировать отношения и взаимодействие людей. Коллективные игры помогают детям развивать логику, организовывать свое поведение и взаимодействовать с другими детьми.
В игре дети учатся именовать предметы, действия и свойства. Она отражает реальную жизнь и помогает детям освоить последовательность действий. Педагог демонстрирует правильную последовательность действий, и дети переносят их в свою деятельность.
Роль игры в развитии детей с ОВЗ несомненно велика, и она помогает им развивать коммуникативные навыки эффективно и натурально.
Игра приносит радость каждому ребенку и способствует его полноценному развитию. Разнообразие игр обогащает опыт и раскрывает потенциал детей.
Во время игры дети активно взаимодействуют с окружающим миром и друг с другом, развивая при этом свои речевые навыки. Они учатся выражать свои мысли и чувства, используя как слова, так и жесты.
Игра способствует формированию культуры общения и нравственных ценностей у детей, обучая их адекватному поведению в обществе.
Принципы развивающих игр, направленных на развитие коммуникативных навыков, включают совмещение обучения и игры, постепенное усложнение задач и условий игры, активное участие детей в вербальном и невербальном общении, и единство обучения и воспитания.
При выборе игр и материалов для детей с ОВЗ важно учитывать их индивидуальные потребности и предоставлять коррекцию, чтобы поддерживать их положительное развитие.
И, наконец, взрослый играет важную роль в развитии ребенка через игру, поддерживая доверительную атмосферу и служа примером в развитии речи и коммуникации.
В статье рассмотрена важность использования игры для развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ. Это особенно актуально из-за сложностей, с которыми они сталкиваются в общении, и важности коммуникации для их психического развития. Игра в группе играет ключевую роль в развитии общительности, социализации и интеграции детей с ОВЗ в группу сверстников. Выбор игр и игрушек должен соответствовать их возрасту и потребностям, а также способствовать развитию нравственных ценностей и норм поведения. Роль взрослых в обучении через игру важна, так как они служат примером в развитии речи и коммуникативных навыков детей.