Бурова Мария
Игра как средство формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в основном характеризующийся воспроизводством в специфической форме действий и отношений взрослых.
Как отмечал Л. С. Выготский, «игра – лучшая подготовка к будущей жизни, в игре ребенок упражняет и развивает те способности, которые понадобятся ему впоследствии… В дошкольном возрасте игра охватывает почти все поведение ребенка».
Публикация «Игра как средство формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Уникальное значение игровой деятельности в развитии дошкольника подчеркивали и другие выдающиеся психологи. Так, Д. Б. Эльконин писал: «Игра выступает как деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап - умственных действий с опорой на речь».
Игра имеет важное значение в жизни детей дошкольного возраста : она для них является трудом, игра для детей – это учеба, игра – это серьезная форма их воспитания.
Применение игры в практике дошкольной образовательной организации обосновывается теорией игровой деятельности, наиболее полно разработанной в трудах Д. Б. Эльконина. Развитие и изменение всех психических процессов происходит, прежде всего, в деятельности. У детей дошкольного возраста основная деятельность – игра, поэтому игра является ведущим средством коррекционной работы. В игре, как особом исторически возникшем виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, интеллектуальное, эмоционально-волевое и нравственное становление и развитие личности.
С. Л. Новоселова разработала классификацию детских игр, в основе которых лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры:
1. игры, возникающие по инициативе ребенка (детей, самостоятельные игры: игра-экспериментирование;
2. самостоятельные сюжетные игры: сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные;
3. игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:
– игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные;
– досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные;
4. игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей : традиционные или народные.
В педагогике игра рассматривается как средство воспитательно-образовательной работы, позволяющее дать детям определенные знания, умения и навыки и как форма организации деятельности, когда создаются игровые коллективы, складываются различные взаимоотношения между детьми, развиваются личные и общественные отношения.
Основное значение игры выражается в том, что у ребенка возникает потребность в преобразовании окружающей действительности, к созиданию нового.
Подвижная игра – это одно из важных средств всестороннего воспитания детей. Характерная ее особенность состоит в комплексном воздействии на организм и на все стороны личности: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Подвижные игры подразделяются на элементарные и сложные. Элементарные делятся на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы и аттракционы. Сюжетные игры имеют готовый сюжет и фиксированные правила. Игровые действия тесно связаны с особенностями развития сюжета и теми ролями, которые выполняют дети. Правилами обусловлено начало и прекращение движений, определено поведение и взаимоотношения участников, уточняется ход игры. Сюжетные подвижные игры являются преимущественно коллективными и используются во всех возрастных группах, но особенной популярностью отличаются в младшем и среднем школьном возрасте. Бессюжетные подвижные игры не имеют сюжета, однако они схожи с сюжетным существованием определенных правил и распределением ролей, взаимосвязью игровой деятельности всех участников. Данные игры связаны с конкретными двигательными заданиями и требуют от ребенка большой самостоятельности, ловкости, быстроты, ориентировки в пространственной среде. Бессюжетные игры включают также игры с использованием различных спортивных предметов. Двигательные задания в них требуют определенных условий, поэтому их проводят с небольшими группами детей – по двое, трое человек. Правила направлены на расстановку предметов, порядок их использования, очередность действий участников.
Существует следующая классификация подвижных игр:
1. Коллективные подвижные игры: требуют одновременного участия большой группы детей.
2. Индивидуальные подвижные игры, как правило, организуются детьми. В подобных играх ребенок намечает свои планы, устанавливает собственные правила и сам меняет их. По личному желанию выбираются и способы осуществления задуманных действий.
3. Собственно подвижные игры являются сознательной, инициативной деятельностью, направленной на достижение некоторой цели, добровольно установленной самими детьми. Достижение цели требует от участников игры активных двигательных действий, выполнение которых обусловлено проявлением творчества и инициативы детей.
В современном обществе образовательный процесс направлен на развитие ребенка, его качеств, формирование полноценной личности, поэтому обучение и воспитание должно быть обучающим и развивающим. В связи с этим, значение приобретает такая форма деятельности как игра, в частности, дидактическая игра.
Эффективным инструментом формирования количественных представлений у детей является использование различных типов дидактических игр. Эти игры учат детей понимать ряд сложных математических понятий, формируют у него представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают ориентировку в направлениях пространства и времени, учат делать выводы. Для ребенка интерес к дидактической игре намного более чем не интересная выполняемая задача, игра притягивает его интерес, становясь тем самым толчком к развитию мышления, памяти, внимания и т. д.
Рассмотрим особенности дидактических игр.
Дидактические игры – это один из разновидностей игр с правилами, которые направлены на решение определенных задач в обучении детей. Они широко применяются в качестве средства обучения, воспитания и развития. Ее изучением занимались З. М. Богуславская, А. К. Бондаренко, Н. Е. Веракса, Е. В. Карпова и др.
Дидактическая игра направлена на решение конкретных задач обучения, но в то же время в ней проявляется развивающее влияние игровой деятельности.
Отличие дидактической игры от обыкновенной заключается в том, что в ней участвуют обязательно все дети. Ее содержание, правила, методика проведения разрабатываются таким образом, что для некоторых детей дошкольного возраста, которые совершенно не испытывают интерес к математике, эти игры могут стать отправной точкой в возникновении интереса к науке математике.
Вследствие этого А. П. Усова выделила две функции дидактической игры:
1. совершенствование и закрепление знаний ребенка – трансформация, преобразование и оперирование знаниями в зависимости от игровой ситуации;
2. усвоение новых знаний и умений разного содержания.
Дидактическая игра имеют свою структуру:
1. дидактическая (обучающая) задача – это основной элемент, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача задается как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания, реализуется через игровую задачу;
2. игровая задача осуществляется детьми. Она определяет игровые действия;
3. игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях;
4. правила игры обеспечивают выполнение игрового содержания, помогают осуществлять игровые действия и решают задачу.
5. подведение итогов осуществляется после окончания игры. Форма возможна любая : подсчет очков, похвала, определение победителя и т. д.
По мнению С. А. Козловой, Т. А. Куликовой, особенности дидактической игры таковы:
1. наличие обучающей задачи;
2. автодидактизм – непреднамеренное обучение;
3. создание условий для обучения детей посредством активной интересной для них деятельности.
Еще одной особенностью, которая отличает дидактическую игру от других видов игр является маскировка обучающих задач игровыми, т. е. дети невольно усваивают знания, умения, навыки. Именно это делает дидактическую игру особой формой обучения детей.
В дошкольной педагогике дидактические игры традиционно делят на игры с предметами, словесные игры.
Игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам (игрушки, предметы обихода, орудия труда, овощи, фрукты, шишки, листья и т. д.). Эти игры позволяют решать воспитательно-образовательные задачи, а именно: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь.
Среди игр с предметами выделяют сюжетно-дидактические игры, где дети выполняют различные роли, например, продавец фруктов, и игры-инсценировки, которые позволяют уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о нормах поведения.
Словесные игры в основном используются с детьми среднего и старшего дошкольного возраста вследствие того, что решение дидактической задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений, без опоры на наглядные средства. В эту группу игр входят игры-загадки, игры-предположения («Что было бы, если бы?», «Про что сочиним?»).
В научной литературе выделяются следующие виды дидактических игр:
1. игры-путешествия – усиливают впечатления, обращают внимание детей на то, что находится рядом;
2. игры-поручения – проще по содержанию, короче по продолжительности. В основе таких игр – действия с предметами, игрушками, словесные поручения;
3. игры-загадки – в основе проверка знаний;
4. игры-беседы – в основе общение. Такие игры воспитывают умение слушать вопросы и ответы, дополнять сказанное, высказывать суждения [40].
Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается их четкой организацией. Поэтому организация дидактической игры осуществляется в трех направлениях:
1. подготовка к дидактической игре. Она предполагает отбор дидактической игры в соответствии с задачами обучения и воспитания, возрастом ребенка, выбор наиболее удобного места для игры;
2. проведение дидактической игры. Происходит ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом; детям старшего дошкольного возраста объясняют правила игры. Осуществляется показ игровых действий, в процессе которых педагог учит детей правильно выполнять действия, доказывая, что в противном случае, игра не приведет к нужному результату;
3. анализ дидактической игры. Педагог отмечает успехи детей.
Помимо трех основных направлений организации дидактической игры, нужно учитывать основные условия её проведения:
1. наличие у педагога определенных знаний и умений;
2. выразительность проведения игры;
3. необходимость включения педагога в игру;
4. оптимальное сочетание занимательности и обучения;
5. средства и способы, повышающие эмоциональное отношение к игре, необходимо рассматривать как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;
6. используемая наглядность должна быть простой и емкой.
В сборнике Л. А. Головчиц «Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей», игры можно классифицировать на несколько групп:
- игры, требующие от старших дошкольников исполнительской деятельности. С помощью данных игр необходимо выполнять действия по образцу, например, выложить последовательность чисел первого десятка как у педагога на картинке, начертить фигуры или разложить числа по заданному образцу.
- игры, требующие воспроизведения действия. В большей степени данные игры направлены на формирования вычислительных навыков с числами первого десятка, например, «Математическая рыбалка или Математический цветок».
- игры, в которых необходим поиск решения и элементы творчества, например, «Математическая гусеница».
Дидактические игры хорошо повышают эффективность восприятия детьми информации, предоставляемой педагогом.
Основу дидактических игр составляют обучающие игры. С помощью дидактических игр дети старшего дошкольного возраста с нарушением слуха учатся решать познавательные задачи.
В процессе дидактических игр дети старшего дошкольного возраста с нарушением слуха наблюдают, сравнивают и классифицируют предметы по определенным признакам, а также проводят анализ, синтез и обобщения.
Игра выполняет образовательную и развивающую задачу, когда содействует уточнению, формированию количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, в процессе использования дидактических игр, дети старшего дошкольного возраста могут формировать количественное представления, овладевают навыками счетной деятельности, развивается память, внимание, речь. Использование дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением слуха позволяет выполнить работу более продуктивно и способствует развитию познавательных процессов.