Оксана Синякова
Игра-драматизация как форма развития речевой грамотности детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
(сообщение из опыта работы)
Цель: Развитие речевой грамотности детей раннего возраста, через игры-драматизации
Задачи:
1. Учить понимать правильный смысл слов («Речевое развитие»).
2. Формировать умение употреблять слова, правильно сочетая их по смыслу. («Речевое развитие»).
Публикация «Игра-драматизация как форма развития речевой грамотности детей раннего возраста» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Младшая группа
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2020
3. Учить детей участвовать в инсценирование потешек, стихов и сказок, формировать интонационную выразительность речи («Речевое развитие»). 4. Формировать выразительность движения и умение передавать простейшие действия персонажей произведений («Физическое развитие»).
5. Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами (игрушками). (Социально коммуникативное развитие) 6. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, творческую активность («Художественно-эстетическое развитие»).
7. Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, приёму пищи и т. д. используя фольклор («Физическое развитие»).
Ранний возраст является важнейшим этапом в развитии речи ребенка. Поэтому развитию речи уделяется особое внимание в системе всего педагогического процесса. Систематически и интенсивно воздействуем на речевое развитие детей, используем для этой цели фольклорные произведения, которые включаем в режимные моменты, самостоятельную игру, занятия, направленные на развитие действий с предметами, в двигательной активности и специальных занятий по развитию речи.
Вашему вниманию хотим представить опыт работы по использованию игры – драматизации, как формы развития речевой грамотности детей раннего возраста.
Игра–драматизация – интегрированный вид детских игр, основанный на литературном материале. Выступая одним из форм сюжетно- ролевой игры, игра имеет свои особенности: она представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры, помогает, приобщать детей к театрализованной деятельности, используя фольклор (потешки, песенки, короткие сказки и т. д.).
Большими потенциальными возможностями для расширения лексического запаса детей обладает фольклор в особенности его малые жанры, которые используются в воспитании детей с древних времён.
Так, в раннем возрасте основное внимание уделяется решению задачи накопления, обогащению словаря, которая тесно связана с расширением знаний и представлений об окружающем мире.
Исследования Е. И. Тихеевой, Е. А. Флёриной, Н. В. Гавриш, О. С. Ушаковой подтвердили, что потешки, стишки, пословицы, колыбельные, составляющие основу детского фольклора, являются богатейшим материалом не только для развития речи в целом, но и для становления поэтического слуха детей на самом раннем этапе их жизни.
Народные потешки, песенки, колыбельные, сказки погружают детей в светлый, уютный, убаюкивающий мир, который оказывает врачующее влияние на детскую душу.
Устное народное творчество (песенки, потешки, загадки, народные сказки) - литературные формы которые являются основой игр – драматизаций.
С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, песенки, колыбельные и т. д. Вслушиваясь в слова потешек, песенок и их ритм, малыш играет, прихлопывает, приплясывает в такт произносимому тексту. Это не только забавляет и радует ребёнка, т. е. вызывает положительный эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также этот текст легко запоминается детьми. Мы подбираем произведения устного народного творчества по степени усложнения их словарного состава и грамматических форм. Учитываем разнообразную тематику: о детях и животных, явлениях природы и трудовых действиях. Приведу пример многообразия таких потешек и пестушек:
- отражающие элементы народного быта и знакомящие с трудовыми действиями человека («Еду-еду к бабе, деду», «Ладушки-ладушки», «Сорока, сорока» и т. д.);
- олицетворяющие материнскую любовь и взаимодействия «маленьких» и «больших» («Курочка - рябушечка, куда ты пошла?», «Коза - хлопота», «Киска, киска…»). Сюда же можно отнести колыбельные песенки, а также песенки-пестушки;
- построенные на парадоксе потешки – небылицы («Из-за леса из-за гор», «Тень-тень потетень…»);
- раскрывающие и олицетворяющие нравственно-этические категории («Тили-бом!», «Сорока-белобока», «Пошла Маня на базар» и др.);
- имеющие прямое обращение к ребёнку по имени («Пошёл котик на Торжок», «Кто у нас хороший» и др.);
- имитирующие музыкальные звуки (Инструменты, а также тексты, сочетающиеся с плясками и хороводными играми («Каравай», «Заинька, попляши» и др.);
- знакомящие с частями тела («Пяточки», «У меня есть голова» и др.)
Жизнь маленьких детей – это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры, поэтому мы активно используем фольклор в разных режимных моментах жизни детей, совершенствуя одно из важнейших свойств речи – точность словоупотребления, выбора слова, обозначающего предмет, действие, качество.
Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в адаптации ребёнка к новым для него условиям. Во время расставания с родителями мы переключаем внимание ребёнка на игрушку, сопровождая её движением и чтением потешки: «Петушок, петушок…», «Киска, киска, киска брысь…» и т. д.
Одно и то же произведение для игры – драматизации мы используем несколько раз, но проговариваем его с детьми с различной интонацией, сначала вопросительно, затем утвердительно и наконец восклицательно.
Для развития артикуляционного и голосового аппарата, используем произведения фольклора, которые содержат звукоподражание музыкальным инструментам, например дудочке («ой, ду – ду – ду – ду», колокольчику («тили – бом, тили – бом», рожку («ту – ру – ру – ру», гуслям («трень – брень, трень – брень») и т. п. Их напевное прочитывание знакомит малыша со звуками языка, оттачивает речевой слух.
Проговаривая потешки, располагаемся так, чтобы ребёнок видел лицо взрослого, выразительно артикулируя необходимые звуки. При этом важно, чтобы он видел мимику лица взрослого, считывал эмоции, соотнося их с содержанием текста. Это позволяет установить эмоциональный контакт взрослого и ребёнка, выстроить доверительные отношения.
Используем следующие формы и методы работы :
• В НОД – инсценирование с игрушкой, песенок, небольших сказок, ритмических текстов, мини-постановки по текстам народных и авторских стихов.
• В игровой деятельности – игры забавы с потешками, игры имитации, театрализованные игры, пальчиковые игры, игры импровизации, хороводные игры, подвижные игры имитационного характера.
• В режимных моментах – в утреннем приёме детей («С добрым утром, ручки», умывание («Водичка, водичка.», «Ай, лады, лады…», во время сна («Баю, баю…», кушаем с потешкой («Это – ложка»)и т. д.
Особенно эффективно развитие речи осуществляется с опорой на эмоционально – чувственную сферу личности ребёнка, а также в процессе организации его деятельности.
Игра-драматизация помогает развитию, инициативы, самостоятельности, творчества, личности, активности, эмоциональной отзывчивости.
Реализуем следующие принципы:
- активности и посильной самостоятельности (заключается в активном соучастии и сотворчестве воспитателя и ребёнка). Мы прилагаем усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали соответственно развертывающему сюжету;
- наглядности, используем наглядные средства (игрушки, картинки, пособия, с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий.
- познавательной выразительности. С помощью эмоционального изложения поддерживаем внимание детей.
Создали развивающую предметно-пространственную среду, которая способствует развитию игр - драматизаций.
В «Театральном уголке» размещены следующие виды театра: настольный театр; кукольный театр «Би-ба-бо»; пальчиковый театр; плоскостной театр; театральная ширма; фланелеграф; маски, шапочки, игрушки для инсценировки.
С помощью родителей изготовили пособие «Театр на фартуке», дети с большим желанием проигрывают отрывки любимых сказок, а атрибуты из фетра с забавными пуговицами в виде животных помогают проиграть весёлые потешки, песенки.
Прочитать сказку или рассмотреть любимую иллюстрацию к книге нам помогает «Книжный уголок». Здесь дети рассматривают любимые книги, сравнивают иллюстрации одинаковых сказок по содержанию, но разных по художественному исполнению. Также размещены необычные книги: книги ширмы, книги игрушки, музыкальные книги, книги с разными тактильными материалами. В уголке имеются наборы сюжетных картинок, наборы предметных картинок; тематические альбомы «Игрушки», «Животные», «Сказочные герои» и т. д., иллюстрации с потешками, песенками, альбом с потешками.
Содержание «Уголка ряженья» стимулирует творческий замысел, индивидуальные творческие проявления детей. Оформляя уголок, учитывали интересы девочек и мальчиков. В нём находятся сарафаны, юбки, шляпы, косынки, фартуки, воротники, накидки, перчатки, варежки, фуражки, пилотки, рубахи, сумки, бусы, браслеты и т. д.
В «Музыкальном уголке» имеются традиционные музыкальные инструменты (металлофон, бубен, барабан, гитара пианино, деревянные ложки, птички свистульки, колокольчики).
Нетрадиционные музыкальные инструменты, сделанные нашими руками и руками родителей: маракасы, шумовые коробочки, гусли, свистульки из трубочек и т. д. Способствуют развитию фонематического слуха и чувства ритма. Вызывают желание поиграть в музыкальные игры : «Что звучит?», «Оркестр», «Угадай, на чём играю».
ИКТ оснащение: компьютер, фотоаппарат, фоторамка, магнитофон, мультимидийные игры
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённым Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155, установлены требования к оснащению образовательного пространства дошкольной образовательной организации техническими средствами обучения. Одним из таких средств являются современные информационно–коммуникационные технологии (ИКТ).
Применение компьютерной техники позволяет сделать образовательный процесс по-настоящему современным, решать познавательные творческие задачи с опорой на наглядность. Мы в своей работе используем показ иллюстраций животных, природы на экране компьютера, фоторамки, что вызывает интерес у детей. Помогает увидеть детям героев сказок с различными эмоциями. Мультимидийные игры помогают привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией.
Повышая, компетентность родителей в этом направлении на родительских собраниях, демонстрируем записи драматизации сказок с детьми «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок».
Результатом нашей работы являются положительные эмоции, бодрое настроение наших воспитанников. Происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребёнка, способность управлять собой.
Список литературы:
Волошина Н. А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков (для девочек). М., Детство - пресс, 2011 г.
Выготский Л. С. Мышление и речь. - М., 1982 г.
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Изд. Мозаика – Синтез 2008г.
Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми раннего возраста. -М. ,2008 г.
Касаткина Е. Н. «Дидактические игры для детей раннего возраста»
Ушакова Т. Н. Психолингвистика. М., Пер - сэ, 2006 г.
Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Под ред. В. В. Гербовой – М. 1983г.
Щербакова Н. А. От музыки к движению и речи. М. ,2001. Вып. 4.
Эльконин Д. Б. Психология развития. М., Академия, 2001 г.
Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. Изд. Мозаика – Синтез 2005г.
Колыбельные/Heppybaby/ Германия:T.H.I.M.P.
Малыш в деревне/Волшебные голоса природы. – CreativeAttraction? 1999/
Солнышко /Слушаем музыку. М. ; Весть ТДА, 2001.