Наталья Хмельницкая
Игра для обогащения экологических представлений «Путешествие в природу» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: познакомить детей с экологической пирамидой - цепочкой. Убедить в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. Развивать познавательный интерес детей, их экологическое сознание, формировать ценностные ориентации. Совершенствовать экологические знания. Способствовать осознанию дошкольниками тесного взаимодействия человека и природы в их дальнейшей эволюции, закрепление навыков экологически грамотного поведения в природе. Воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы.
Публикация «Игра для обогащения экологических представлений „Путешествие в природу“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Материал: знаки "Правила поведения в природе"; иллюстрации по теме "Лес"; картинки для построения экологической пирамиды; записи "Голоса природы".
Оборудование: ёмкости для проведения опытов с воздухом и водой.
Игровые действия: "Путешествие"
Игровые правила: не мешать друг другу "путешествовать", внимательно слушать задание, думать, находить правильные ответы, помогать товарищам в том случае, если они дают неправильный ответ.
Ход игры:
Вос-ль: Сегодня я хочу пригласить вас в необычное путешествие - "Путешествие в мир природы". Но путешествие наше будет не простое, а на большом воздушном шаре. Согласны? Но, прежде чем отправиться в путешествие, мы проверим, не забыли ли вы правила поведения в природе. Сейчас я каждому раздам знаки, а вы расскажете мне, что они обозначают.
Дид. игра "Правила поведения в природе"
Раз вы знаете все правила, тогда можно смело отправляться в путешествие. Занимайте места в нашем воздушном шаре. Полетели? Сейчас мы летим очень высоко. Как вы думаете, что нас окружает? (воздух, облака). А что находится внизу, под нами? (земля, а именно: леса, моря. реки.). А что это за звуки? Прислушайтесь (пение птиц). Давайте опустимся вниз? Вот мы и приземлились. Выходим. Так куда же мы с вами попали (в лес). Правильно, мы оказались в лесу. Когда-то давно, один волшебник решил создать лес. А из чего он его создал, давайте отгадаем.
Загадки:
Все паны скинули кафтаны,
Один пан не скинул кафтан. (дерево)
Она под осень умирает,
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, всё лето.
Коровам без неё-беда,
Она их главная еда. (трава)
В лесу пошаришь-
Дома пожаришь. (грибы)
Подмигнёт тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий. (ягода)
Чей домишко из иголок
На земле, у старых ёлок?
Мы лесные жители-
Мудрые строители.
Строим всей артелью
Дом себе под елью. (муравьи)
В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд-приятель",-
И ставит подпись:. (дятел)
По веткам скачет, да не птица,
Рыжая, да не лисица. (белка)
Молодцы! Справились быстро с этим заданием. Пойдёмте дальше. А теперь давайте заглянем поглубже в лес (картины с изображением леса).На первый взгляд он кажется пустынным, одни деревья. На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймёшь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселённый множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, свистят, пищат, рычат. У каждого в доме есть своё место и своё дело. И мы сейчас представим этот дом в виде высокой пирамиды. Мы построим её. Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать всё живое? (тепло, свет). А что нам даёт тепло и свет (солнце). Правильно, солнце-основа жизни и поставим мы его в основание пирамиды. А что ещё необходимо для роста и жизни растений и животных (почва и вода). Правильно, почва и влага. И тогда вырастит растительный мир, например: деревья. Но растениям трудно размножаться, растения некому опылять и невесело лесу без. (насекомых). Правильно, заселим лес насекомыми, которые питаются нектаром растений и опыляют их. И вдруг в лесу кто-то запел, защёлкал, зачирикал. Кто же это (птицы). Правильно, заселим лес птицами. А кто же у нас в лесу рычит так громко (звери). Правильно, в лесу много разных зверей живёт. Вот мы и составили с вами пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в котором все этажи мы заселили по очереди и нельзя из этого дома никого выселить. Проверим это? Убираем солнце (птиц, воду, растения) - пирамида наша рушится. Значит, в природе всё взаимосвязано, одно без другого жить не может. Хотим мы с вами, чтобы эта пирамиды разрушилась? Поэтому всё, что создано природой, мы будем защищать и беречь. А что же лес даёт нам с вами? Без чего не будет жизни на Земле (воздух-чистый воздух). А почему в лесу воздух чистый? А что такой воздух (это то, чем мы дышим). Как вы думаете, можно долго прожить без воздуха? Давайте проверим?
Опыты:
1. Наберите побольше воздуха и попробуйте не дышать.
Физминутка на дыхание:
"Надуваем быстро шарик, он становится большой. Вдруг шарик лопнул, воздух вышел - стал он тонкий и худой".
2. Опыт с соломинкой:
Возьмите стакан с водой и осторожно подуйте. Что появилось в стакане (пузырьки) Значит, мы дуем воздух, который в воде виден в виде пузырьков.
3. Аквариум с водой.
На дно стакана крепится кусочек пластилина, на него салфетка. Стакан опускается вверх дном. Давайте посмотрим, попала ли вода в стакан? Намокла ли салфетка? Почему? Что помешало намочить салфетку (воздух). А мы видели его? Значит, воздух прозрачный и невидимый. Мы можем сделать один большой вывод: воздух находится вокруг нас везде.
А сейчас возьмите ленточки и подуйте на них. Воздух может двигаться. А что ещё, кроме ленточек, может двигать воздух (листики.). А ещё воздух может двигать по небу облака. Давайте ляжем на ковёр, представим, что мы обратились в облака. Подул лёгкий ветерок и облака поплыли по небу. (звучит релаксационная музыка). Отдохнули? А пока вы отдыхали, к нам в гости пришла лягушка и принесла письмо. Давайте посмотрим, что написано в письме?
Игра с озером
Жил-был водоём. Вода в нём была чистая, прозрачная, что даже можно было увидеть обитателей водоёма. А в солнечный день в воде отражались деревья, облака. Однажды к нему пришли отдыхающие, спилили деревья, развели костёр. А уходя, оставили мусор, бутылки, консервные банки. Потом к этому озеру приходили ещё и ещё. Со временем воды становилось всё меньше и меньше, а мусора всё больше. Уже нельзя было увидеть кто там живёт. И тогда все поняли, что надо помочь озеру. Как мы можем помочь? Что нужно сделать, чтобы очистить воду?
Фильтрация воды
Для того, чтобы очистить воду, мы проведём опыт. Берём стаканчики, опускаем в них бумажные воронки, на дно кладём кусочек ватки. А теперь наливаем воду. Сейчас каждый из вас пусть попробует очистить воду самостоятельно. Вот мы и научились очищать воду. Значит, мы можем помочь не только озеру, но и всей планете. Вот нам и пора возвращаться. Занимайте места в нашем воздушном шаре.
Итог игры
Вам понравилось наше путешествие? А что понравилось больше всего? Давайте вспомним самый главный закон природы :
Дерево, животное, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они-
На планете мы погибнем как они.