марина малыш
Методические рекомендации по формированию элементарных экологических представлений детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Открываем календарь.»
Воспитатель МБДОУ № 2 Малыш М. П.
ст. Ленинградской, Краснодарского края.
Систематические наблюдения за одними и теми же явлениями природы целесообразно фиксировать в календарях погоды. В этом случае также могут быть прослежены различные изменения растений, животных, явлений неживой природы, а также условия, при которых эти изменения произошли. Отображение событий картинками, значками или схематически имеет значение, прежде всего, для эффективности самого наблюдения - ребенок возвращается к тем представлениям и впечатлениям, которые он получил, рассматривая объект природы, и тем самым закрепляет их, уточняя детали и особенности. Поэтому ведение календарей погоды развивает наблюдательность детей, совершенствует их способность к анализу, выделению главного и второстепенного.
Публикация «Методические рекомендации по формированию элементарных экологических представлений детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Особое значение для экологического воспитания старших дошкольников имеют настольные календари, в которых дети ежедневно фиксируют состояние погоды.
Особое значение имеет такой календарь, в котором фиксируются не только изменения объекта наблюдения (ветер, осадки, тучи и т. д., но и условия, при которых эти изменения происходили, т. е. собственно экологические связи : солнечный день, значит, на небе сияет солнышко. Устанавливаются связи и взаимодействие факторов внешней среды. В этом случае связи в природе становятся наглядными: календарь помогает воспитателю продемонстрировать их детям. Для дошкольников это важно потому, что причинно-следственные связи они познают на уровне наглядно-образного мышления.
Педагогу необходимо уделить специальное внимание «недельной методике ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы». Ее описание имеется в технологиях экологического воспитания детей всех возрастных групп. Главные особенности этой методики заключаются в следующем:
- наблюдения за сезонными явлениями природы во всех возрастных группах планируются на одну неделю каждого месяца (отсюда название методики — «недельная»). Оптимальным вариантом являются вторая или третья неделя;
- одна неделя в месяц обязательных ежедневных наблюдений с детьми независимо от различных обстоятельств (подготовка к празднику, мониторинг и пр.) позволяет воспитателю проводить данный цикл наблюдений интересно, разнообразными приемами (игровая ситуация, проблемная ситуация и др., позволяет наращивать у старших дошкольников самостоятельность в видении и оценке природных явлений;
- наблюдения за природой являются экологическими, т. к. они сочетают в себе комплекс взаимосвязанных явлений: прослеживают зависимость сезонного состояния объектов живой природы (растений, животных, человека) от факторов неживой природы (погоды). Эта зависимость наглядно представлена в календарях природы;
- наблюдения за погодой, небом, солнцем, ветром рассматривание деревьев и кустарников, покрова земли сопровождаются ведением календаря, в котором ежедневно фиксируется день недели и погода, в конце недели изображается картина живой природы, отражающая состояние растений, изменений в одежде людей в данную неделю данного месяца. Фиксация ежедневных наблюдений за состоянием погоды осуществляется значками-пиктограммами, а в конце недели рисунком;
- фиксация наблюдений в календаре осуществляется детьми под непосредственным контролем воспитателя, который вначале показывает, обучает, а затем помогает и контролирует самостоятельные действия детей. Работа с календарем развивает наглядно-образное и схематическое мышление дошкольников;
- заполненный календарь погоды (не менее трех месяцев) отражает сезонные изменения природы, ее экологическую закономерность — зависимость состояния растений от факторов неживой природы. Страницы календаря, представленные одновременно, — это наглядно-образная модель изменяющейся погоды, а следовательно и природы, которая позволяет формировать у старших дошкольников динамические, обобщенные представления о сезоне, помогает им понять закономерный характер изменений природы в каждый сезон;
- промежуток в три недели между спланированными наблюдениями позволяет: а) заметить детям яркие изменения в природе; б) возобновить интерес к наблюдениям у детей, и поэтому осуществить их работу с календарем качественно; в) педагогу сэкономить учебное время и использовать его для другой педагогической деятельности;
- одновременно дошкольники закрепляют временные понятия: неделя, количество дней в неделе, названия дней недели, их последовательность и классификацию (рабочие дни и выходные дни).
При этом педагоги практикуются в следующих моментах: правильном изготовлении календарей для своей возрастной группы; в методике проведения наблюдений за объектами природы и фиксации их в соответствующих календарях; в использовании заполненных календарей на занятиях, формировании по ним у старших дошкольников обобщенных представлений о природе.
Воспитатель может также объявить конкурс на лучшее ведение календаря погоды. Данный метод воспитывает желание детей вести календарь погоды аккуратно, воспитывает внимание при выборе и обозначении правильной пиктограммы (схематического изображения). В своей практике я применила наиболее простые и доступные для восприятия старшими дошкольниками значки-схемы : ясный, солнечный день – изображение солнца, полностью закрашенное красным цветом; облачный день – солнце наполовину закрашенное; пасмурный день – изображение тучки синего цвета; наличие осадков – тучка и капельки дождя (снежинки). Данные схематические изображения дети научились определять в результате предварительных наблюдений за состоянием погоды, с наступлением нового времени года.
Использованная литература:
1. Виноградова Н. Ф. Воспитание положительного отношения к природе. Дошкольное воспитание. - 1981.
2. Зверев И. Д. О приоритетах экологического образования / Экологическое образование в России: теоретические аспекты. М., 1997.
3. Николаева С. Н. Общение с природой начинается с детства. — Пермь, 1982г.
4. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993
5. Рыжова Н. А. Ветер, ветер, ты могуч. — Методическое пособие по экологическому воспитанию дошкольников. — Тамбов, 1994.
6. Рыжова Н. А. Наш дом — природа. — Дидактические пособия по экологическому воспитанию дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 1994 .- № 7.
7. Рыжова Н. А. Невидимые ниточки природы. Методическое пособие по экологическому образованию детей младшего возраста. — М. : Международный университет, 1995.
8. Рыжова Н. А. Я и природа: Учеб. методич. комплекс по экологическому. образованию дошкольников. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1996.
9. Экологическое воспитание дошкольников : Пособие для специалистов дошкольного образования. /Автор-составитель С. Н. Николаева. – М. : Издательство «АСТ», 1998.
10. Ясвин В. А. Психология отношения к природе. М., 2000.