марина горских
Идеи развития инициативы, самостоятельности и способностей ребёнка в условиях современного детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Современное образование рассматривается как явление культуры, как процесс становления и развития человеческой субъектности, самостоятельности, духовного образа «Я» ребенка, где, в первую очередь, создаются условия для развития ценностно - смысловой сфер сознания, развития способностей, внутреннего потенциала личности ребенка.
Публикация «Идеи развития инициативы, самостоятельности и способностей ребёнка в условиях современного детского сада» размещена в разделах
Помочь дошкольнику войти в современный мир, приобщиться к его ценностям, осознать себя, своё «Я», стать активным субъектом в разных видах детской деятельности, раскрыть свои способности - одна из основных задач современного педагога.
Условием реализации такой цели является использование современных педагогических технологий в образовательном процессе детского сада, направленных на формирование у воспитанников творческих способностей, активной жизненной позиции, уверенности в своих силах, развитие способности к самообразованию и самореализации.
Исследования ученых последних лет убедительно доказывают, что эффективность развития связана с освоением ребенком позиции субъекта детской деятельности. [ 3: 35]. Одной из технологий, направленных на личностное развитие ребенка дошкольного возраста, на развитие его неповторимой индивидуальности, является педагогическая технология целостного развития ребенка дошкольника, как субъекта специфических детских видов деятельности. [ 1: 7].
Эта позиция проявляется в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов ее осуществления, самоконтроля и самооценки, способности получить результат. Благодаря освоению данной позиции, оформляется новое психическое образование - ценностность, которая определяет избирательность и самореализацию ребенка в той или иной деятельности.
Реализуя данную технологию, педагоги наполняют повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включают каждого ребенка в содержательную деятельность в развивающих уголках группы, способствуют реализации детских интересов через детско - взрослые проекты совместно с родителями воспитанников, формируют навыки рациональных способов практического осуществления простейших видов детской деятельности, предоставляют ребенку право самостоятельно делать выбор и принимать решение в игровых и бытовых ситуациях, используют специальные педагогические приемы - образовательные и проблемные ситуации для постановки ребенка в позицию субъекта, исходя из его индивидуальных особенностей и уровня развития. Образовательная ситуация конструируется таким образом, чтобы ребенок мог сам поставить цель деятельности, мотивировать ее необходимость, выбрать предмет деятельности, оборудование, организовать рабочее место и самостоятельно заняться продуктивной деятельностью, получив результат.
Поставить ребенка в активную позицию, поддержать его природную любознательность, помогает технология исследовательской деятельности, представляющая собой высшую форму развития исследовательской активности [ 3: 45]. Проходя этапы исследовательской деятельности, ребята сами выбирают тему исследования, по карточкам - символам определяют подходящие способы исследования - подумать самим, спросить у взрослого, провести эксперимент, посмотреть в компьютере или позвонить специалисту и самостоятельно ищут информацию по выбранным источникам. Самое интересное - подготовка сообщения или презентация продукта деятельности и представление его детскому сообществу, воспитателям или родителям
Важную роль здесь занимают различные образовательные центры в возрастных группах, интегрирующие в своем пространстве несколько уголков развития, где каждый ребенок сможет воплотить свой творческий потенциал, найти нужную информацию. Например, центр природы может вмещать уголок уединения и экспериментирования. Центр художественно - творческого развития, как правило, интегрирует уголки музыкальной, изобразительной и театральной деятельности. В научно - познавательном центре, кроме детской художественной литературы познавательно - поискового характера и детских энциклопедий можно разместить исследовательский фартук с карточками — темами и методами исследования для исследовательской деятельности, при условии, если воспитанники уже знакомы с этой технологией.
Одним из эффективных средств предметно - развивающей среды является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования. Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. [ 2: 168]. В дошкольных учреждениях могут использоваться разные типы моделей: мнемотаблицы, мнемодорожки, схемы, пооперационные карты и схематические модели. В каждом образовательном центре целесообразно помещать пооперационные карты, отражающие последовательность какого - либо процесса. Например, в уголке экспериментирования - карты-модели простых опытов и экспериментов, которые старшие дошкольники могут провести сами с опорой на модель. В центре художественно - творческого развития могут находиться модели, отражающие последовательность изготовления поделки, аппликации, предметных рисунков, объемных картин, которые воспитанники могут изготовить сами. Дошкольники средних и старших групп быстро схватывают алгоритм действий, обозначенных в модели, при создании своего продукта деятельности, проявляя индивидуальность, т. к. средства и способы достижения цели каждый выбирает свои. Быстро осваивая мир символов, дошкольники сами начинают моделировать, создавая макеты, коллажи, мнемодорожки, поделки, правила в схематичном виде, что существенно повышает инициативу и самостоятельность дошкольников.
Серьезное внимание в современных дошкольных учреждениях уделяется организации разнообразных культурных практик, ориентированных на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. Для этого воспитателями создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер. С детьми младшего дошкольного возраста организуются разные виды игр, ситуации общения, сенсорный тренинг и др. С детьми старшего дошкольного возраста организуются занятия рукоделием, проводятся музыкально-театральные гостиные, досуг. Готовясь к праздникам, ребята принимают участие в украшении группы, оформляют творческие выставки, репетируют роли. Постепенно культурные практики становятся доброй традицией, к которой охотно подключаются и родители воспитанников.
Признания достоинств - ещё одна эффективная технология, направленная на повышения самооценки и уверенности в себе, а также инициативы и самостоятельности дошкольников. В данном случае меняется образ собственного Я, улучшается свой «автопортрет». Признание успехов - это техника, помогающая ребенку осознать себя достойным и особенным [ 4: 49]. Для этого в группах может быть оформлено особое пространство: «Аллея славы», «Звезда недели», индивидуальные выставки, где помещаются фотографии достижений ребенка, его грамоты, поделки, рисунки и др. Чтобы подчеркнуть индивидуальность ребенка, его способности, педагоги могут организовать детские мастер - классы, где старшие воспитанники смогут продемонстрировать всем участникам образовательных отношений свои возможности - изготовление поделки, объемной картины, чтение стихотворения или спортивные достижения.
Организация предметно - развивающей среды в дошкольном учреждении также должна обеспечивать развитие у воспитанников инициативы, самостоятельности и раскрывать их природный потенциал. В соответствии с требованиями ФГОС ДО развивающая предметно - пространственная среда должна отвечать принципам вариативности, полифункциональности, трансформируемое™, насыщенности, доступности и безопасности; периодически претерпевать преобразования, для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. С этой целью целесообразно наполнить пространство возрастных групп различными мобильными ширмами, мягкими модулями, трансформируемой мебелью, многофункциональными игрушками и пр.
Следует помнить, что современный ребенок - это ребенок цифрового поколения. Современные дети не только живут в условиях повсеместного интернета, но они не помнят другой жизни. Учитывая особенность современных детей, мы должны предоставить воспитанникам наряду с традиционными и инновационные средства образования: интерактивная доска, интерактивный стол, компьютер, планшет и др. Использование интерактивных технологий является одним из эффективных способов развития у детей творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Средства цифровой коммуникации легко осваиваются дошкольниками, привлекают их внимание и помогают повысить информационно - коммуникационную компетентность.
Такие качества, как сформированная уверенность в своих силах, адекватная оценка своих возможностей и способностей, субъектная позиция в детской деятельности, обрекают ребенка на успех и естественным образом способствуют развитию не только природных задатков и способностей, но и личности в целом, в единстве сознания, мышления и деятельности.
Таким образом, эффективность образовательной деятельности как результат развития личности ребенка, его инициативы, самостоятельности, обусловлена действием различных факторов, обеспечивающих приобщение ребенка к социальному миру и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры.
Литература:
1. Крулехт М. В. Педагогическая технология реализации программы «Детство» в образовательном процессе детского сада. Методические советы к программе «Детство». СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. - С. 3 - 15.
2. Михеева Е. В., авт. - сост. Современные технологии обучения дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2013. - 223 с.
3. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - Спб. : ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2011. - 80 с.
4. Хазиева Р. К. Я всего добьюсь! Как воспитать успешного человека. - Спб. : Издательский Дом «Литера», 2006. - 96 с.