Виктория Зубковская
Художественные средства в решении задач по развитию духовно-нравственных ценностей у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Двигаясь путем проб и ошибок, ребёнок овладевает нормами жизни в обществе. Процесс приспособления к новой среде проходит на протяжении всего периода детства, так как по мере развития он расширяет границы своего опыта, обогащает свое восприятие мира. Основным мотивом деятельности дошкольника - является познание окружающего мира, нахождение в нем своего места, определение своей роли. Способность менять свое поведение в зависимости от новых социальных условий является результатом успешной социальной адаптации, в процессе которой ребенку необходимо усвоить правила, нормы, культуру и традиции своего народа, а также своих социальных групп (семьи, группы детского сада и др.).
Публикация «Художественные средства в решении задач по развитию духовно-нравственных ценностей у детей» размещена в разделах
Каждый народ из поколения в поколение передает свой социальный опыт, духовное богатство, как наследство старшего поколения младшему. Приобщение детей, в наше время, к народному творчеству, искусству, непосредственному участию в национальных праздниках воспитывают в них нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, развивают эстетический вкус.
Нравственное воспитание развивается в процессе всей жизнедеятельности личности, с учетом возраста и той среды, которая определяющим образом влияет на ценностные ориентации дошкольника. Пути и средства нравственного воспитания имеют свою специфику при организации специальной работы по нравственному просвещению детей, формированию у них нравственного опыта в коллективе, в общении, в совместной деятельности, при воспитании нравственных привычек и формировании нравственных чувств.
Основой воспитания, является развитие гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания развития всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из его индивидуальности.
Для нравственного воспитания важно, что именно взрослый является организатором жизни ребенка, объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение.
Средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста можно объединить в несколько групп: Фольклор, устное народное творчество, сказки,
изобразительное искусство, музыка, художественные средства и др. Эта группа средств очень важна в нахождении решения задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, поговорки, пословицы, стихи, рассказы и рассматривая иллюстрации к ним. На дошкольника производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно ребенку.
Наиболее распространенным видом устного народного творчества является сказка.
Сказка преподносит своих героев в интересных, выразительных поэтических образах, так например, Илья Муромец, Алеша Попович и др. Герои, являются выразителями идеи, представляют собой живые фигуры, взятые из реальности. Они отличаются ярко выраженной чертой характера - добротой, силой, трусостью, смелостью - и выявляют эту черту в полной мере.
Не сложная характеристика положительных и отрицательных героев помогает детям разобраться в сущности происходящего, определить своё отношение к ним, дать правильную оценку их поведению. Можно сказать, что положительные образы для детей являются далекой перспективой, к которым они будут стремиться, сверяя с ними свои поступки и дела. Приобретенный в детстве идеал, во многом определит его как личность.
Сказка не дает прямых наставлений детям, например «слушайся родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают.
Сказка «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми, а сказка «Волк и семеро козлят» предостерегает: открывать дверь незнакомцам нельзя, можно попасть в беду, «Красная шапочка» учит быть внимательным к наставлениям взрослых. Таким образом, сказка учит - добиваться намеченной цели, не смотря на препятствия и временные неудачи, верить в конечное торжество справедливости. В этом отношении она помогает воспитанию людей сильных, бодрых, способных преодолеть трудности.
Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Все происходящее в сказке, всегда заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, выпавшие на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С одной стороны ребенок видит, героя совершившего плохой поступок, наказанным. А с другой стороны, герой который прошел через все испытания и проявил при этом свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к миру, так и он к тебе отнесется!
Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, чувствовать друг друга и находить адекватное выражение различным эмоциям, чувствам состояниям. Постоянно используемые к сказкам этюды, на выражения и проявление различных эмоций, дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения, пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.
В нравственном воспитании не нужно забывать и об атмосфере, в которой живет ребенок: она может быть пропитана доброжелательностью, лаской, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая обстановка для ребенка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.