Любовь Герцык
Художественно-эстетическое развитие дошкольника
▼ Скачать
Художественно – эстетическое воспитание
«Ребенок и прекрасное»
Маленький человечек пришел в большой и сложный мир взрослых. Богатство явлений действительности открывается перед детьми, если учить их прислушиваться к звукам и голосам природы, присматриваться к ее красотам. У детей накапливаются впечатления не только о красоте природы, но и о том, как она меняется, если приложить к ней труд. Они могут ухаживать за растениями, цветами, раскрашивать ящики для рассады, вазы для комнатных растений. Занятия с самим природным материалом дают детям возможность проявить свою инициативу: они выкладывают рисунок из камешков, шишек, лепят из снега, составляют букеты, рисуют на песке…. Тесно связана с эстетическим воспитанием и работа над культурой поведения : у малыша воспитываются навыки общения со взрослыми и со сверстниками, умение вести себя за обеденным столом, аккуратно пользоваться приборами. Воспитывается потребность следить за своим внешним видом – прической, костюмом, обувью, чистотой рук, лица. Но не только к миру предметов, явлений природы можно вызвать эстетическое отношение детей. Оно может возникнуть и в мире человеческих взаимоотношений. Труд преображает жизнь и украшает ее, также постоянно привлекает внимание детей, вызывает желание участвовать в нем, отображать его в играх. Привлекательный облик созданных предметов и сам процесс труда доставляют ребенку радость Искусство сильно волнует и радует ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче, полнее откликаться на прекрасное в жизни. Учитывая тонкую душевную организацию жизни ребенка, взрослые окружают его радостными. светлыми переживаниями. Дети – «творцы» воплощают свои замыслы в рисунках, в лепке, что является первым творческим проявлением. Любое художественное явление требует от ребенка соответствующей сенсорной готовности, то есть определенного уровня развития процессов восприятия. Чем активней поисковые движения руки, глаза, слуха, тем полнее, активнее будет восприятие предметного мира, его красок, форм, звуков. В процессе обучения рисованию дети усваивают способы вычленения формы из общего вида предмета, определяют ее свойства; сопоставляют с наиболее подходящей геометрической фигурой, варьируют ее при изменении пропорций предмета. Это приводит к более правильному изображению предмета, к возникновению у ребенка художественного образа, к развитию творческого воображения, ведь ребенок должен много изменять под влиянием возникшего у него замысла. Рисуя или занимаясь лепкой или аппликацией, дети учатся мыслить самостоятельно и активно. У них развивается фантазия. Ребенок вновь переживает то, что когда то увидел. Образное восприятие мира, творческое отражение увиденного в рисунках, аппликации, лепке, эстетические переживания, неизбежно при этом возникающие, - все это оставляет в душе ребенка глубокий след, формирует в нем творческую жилку.